Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие и особенности органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. На сегодняшний день местное самоуправление в России основывается на базе общих принципов и очень активно развивается, имеет индивидуальные особенности, а также испытывает различные переломные моменты, как положительные так и отрицательные, которые связанны с общественными отношениями в государстве. На сегодняшний день нельзя не брать во внимание, что осуществляется местное самоуправление основываясь на местных традициях. Сама структура органов местного самоуправления выбирается самим населением конкретного региона (это ст. 131, 132 Конституции РФ). В различных научных исследовательских работах говорится, что, во-первых, становиться больше факторов, которые способствуют наилучшему регулированию работы этого органа, а во-вторых, увеличивается число противоречий, которые не только заблуждаются в системе поправок, но и зачастую содействуют каким либо спорным ситуациям, которые связаны с решением новых путей и решений в образовавшейся ситуации. Как демонстрирует нам практика, становление местного самоуправления, например, его основ, структур, принципов, и так далее, происходило в течение длительного времени. Сегодня оно представляет довольно жесткую централизованную систему управления. Из-за этого наша проблема интересует большое количество разных исследователей и ученых. В Конституции РФ есть целая глава, которая полностью посвящена местному самоуправлению, она состоит всего из четырех статей. Нужно также заметить, что в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным, так как не является звеном в системе органов государственной власти. Через органы местного самоуправления население Российской Федерации самостоятельно решает различные вопросы местного значения, например, такие как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Цель работы заключается в анализе тенденций развития органов местного самоуправления.

Задачи:

- Рассмотреть понятие и классификацию органов местного самоуправления

- Изучить полномочия органов местного самоуправления в РФ

- Оценить проблемы развития органов местного самоуправления

- Проанализировать тенденции развития органов местного самоуправления в РФ

Объект: Органы местного самоуправления в РФ

Предмет работы – это развитие органов местного самоуправления

В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления

1.1 Понятие и особенности органов местного самоуправления

Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть.

В Российской Федерации местное самоуправление возникло и работает на основании статей Конституции России (12.12.1993г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6.10.2003 г).

Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и еще законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих на местном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций.

При этом под вопросами местного значения понимают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.

Последние рассматривают как органы которые избираются населением того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для решения вопросов местного значения.

Здесь под муниципальным образованием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения. Во-первых, местное самоуправление будет одной из форм осуществления народовластия в РФ, а, во-вторых, является организацией независимой от государства, которая признаётся и гарантируется Конституцией России и представляет собой определенную систему власти, которая создается для решения населением субъектов РФ соответствующих вопросов , возникающих на местном уровне, исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.


Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные признаки и черты, а именно:

1) предмет ведения;

2) его полномочия;

3)из чего состоит;

4)как формируется;

5) основные формы, порядок и организация работы.

Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного самоуправления:

1. Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ);

2. Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст. 132 Конституции) (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);

3. В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции ).

Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти.

В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения.

Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий. Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Структура утверждается на референдуме в конкретном субъекте РФ. Решение принимается представительным органом субъекта и закрепляется в уставах муниципальных образований (ст131 Конституции) 2 В решении о структуре местного самоуправления прописывается:

- Перечень органов;

- Наименования органов;

- Порядок избрания главы муниципального образования;

- Полномочия главы муниципального образования.


Структура органов местного самоуправления состоит из:

1. Представительного органа субъекта;

2. Главы муниципального образования;

3. Местной администрации;

3.1. отраслевые (функциональные) органы местной администрации.

3.2. территориальные органы местной администрации.

4. Контрольного органа субъекта;

5. Иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают компетенцией по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34).

Структура органов местного самоуправления может изменяться, происходит это если внесется изменения в устав муниципального образования. В целом система органов местного самоуправления состоит из различных элементов и отношений между ними.

Действующее законодательство, к сожалению, не придает местному управлению статуса полноправного субъекта управленческих отношений, субъекта собственных компетенций, наделенного властными полномочиями для наиболее эффективного решения вопросов местного значения.

Немаловажен и тот факт, что отнесение тех или иных вопросов к разряду «местного значения» происходит не на местном уровне, вызванном необходимостью обеспечения жизнедеятельности местного населения, а устанавливается и «спускается» сверху, от государства

1.2 Классификации органов местного самоуправления

В современной научной литературе известные ученые правоведы приводят различные классификации органов местного самоуправления.

1.Содержательная классификация органов местного самоуправления:

А) Представительные органы (это органы, которые осуществляют учредительные и нормотворческие функции, заключающиеся в рассмотрении различных интересов общества, и дальнейшего развития муниципального образования).

Б) Исполнительные органы (это органы которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность и их деятельность направлена на исполнение федеральных законов. Эти органы делят на выборные и невыборные.

Так как органы местного самоуправления - это органы народовластия, поэтому население реализует свою власть через выборы или референдумы, а также через представителей.

Но в этой системе существуют так же невыборные органы, это не любые структуры, которые решают вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, которые получили свои полномочия на муниципальных выборах. но все же их деятельность должна быть связана с волеизъявлением граждан).


В) Иные органы (это органы, которые определяются уставами субъектов и муниципальных образований в соответствии с различными законами субъектов РФ).

2.По компетенции органов местного самоуправления выделяют:

А) Органы общей компетенции ( это органы, к которым относятся представительные органы, главы муниципальных образований, а также местная администрация);

Б) Органы специальной компетенции (это органы контроля, к которым относятся различные избирательные комиссии, отделы, комитеты, управления, службы местной администрации);

Компетенция — это совокупность неизменных и устойчивых полномочий, которые отражены в нормативных правовых актах местного самоуправления.

3.По способу принятия решений выделяют:

А) Коллегиальные органы (это органы, которые принимают решения от имени всего населения и только в коллегиальном порядке);

Б) Единоличные органы (это органы, которые единолично осуществляют функции органа управления, здесь конкретным участником является профессионал, и он несет определенную ответственность за итоги своей деятельности).

4.Самой популярной классификацией является деление органов местного самоуправления на:

Представительный орган муниципального образования Главным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность представительного органа местного самоуправления, будет являться его регламент, который должен не противоречить федеральным и региональным законам, и, конечно же, уставу муниципального образования.

В состав данного органа входят депутаты, которые избираются населением путем выборов. Данный орган должен быть в каждом муниципальном образовании, кроме поселений, где численность жителей, которые обладают избирательным правом, меньше 100 человек.

При такой ситуации полномочия передаются сходу граждан, члены которого избираются также путем выборов. Что касается численности депутатов представительного органа в поселениях, то она строго оговорена в законе (ст.35), а именно:

− 7 человек — если численность менее 1000 человек;

− 10 человек — если численность от 1000 до 10000 человек;

− 15 человек — если численность от 10 000 до 30 000 человек;

− 20 человек— если численность от 30 000до 100 000 человек;

− 25 человек— если численность от 100 000до 500 000 человек; 14 − 35 человек

— если численность свыше 500 000 человек.

1 Численность депутатов муниципального района должна быть прописана в уставе, но при этом не должна быть менее 15 человек. Численность депутатов внутригородской территории города федерального быть прописана в уставе, но при этом не должна быть менее 10 человек.