Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие и особенности органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представительный орган является юридическим лицом. Главной формой деятельности этого органа всегда была сессия. Под сессией понимается совокупность заседаний, происходящих при полном составе, и которые имеют общую повестку дня. Заседание сессий происходит по образцу Государственной Думы РФ, где каждый год проходят всего лишь 2 сессии:

− 1 сессия - весенняя (12 января по 20 июня)

− 2 сессия - осенняя (1 сентября по 25 декабря) Глава муниципального образования реализует организацию деятельности представительного органа, но есть и исключение.

Если глава муниципального образования будет и главой местной администрации, то председатель представительного органа будет реализовывать его деятельность, он будет избираться данным органом из своего состава. Возможно так же создание коллегиального руководящего органа - это президиум представительного органа, он также руководит деятельностью представительного органа Представительные органы местного самоуправления состоят из комитетов и комиссий. Обычно создаются лишь комиссии, они бывают как постоянными, так и временными.

Постоянные помогают представительному органу в работе (например, избирательная комиссия). Временные же комиссии решают только чрезвычайные вопросы, и расформировываются после их решения. Полномочий представительного органа могут быть прекращены раньше срока, но при этом теряют свои полномочия и его депутаты.

Полномочия депутата возникают в день его избрания и заканчиваются в день, когда начинает работать выборный орган местного самоуправления нового созыва. Сам же срок полномочий депутата длится от 2 до 5 лет, и прописан в конкретном уставе муниципального образования.

Об этом нам говорит ст.35 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо в муниципальном образовании, который имеет особые полномочия по решению вопросов местного уровня, его деятельность полностью регулируется уставом муниципального образования. Эта должность полностью подконтрольна и подотчетна населению муниципального образования. Глава муниципального образования должен быть у всех муниципальных образований без исключения.

Глава муниципального образования — это понятие объединяющее несколько должностей. Все это зависит от того или иного местного самоуправления которое принято в муниципальном образовании.

Сюда входят:

− Глава муниципального образования, как «глава местной администрации». Здесь глава избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Он издает в пределах своих полномочий правовые акты.


− Глава муниципального образования, как «председатель представительного органа муниципального образования». В данном случае может избираться двумя способами, во-первых, населением на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, во-вторых, это представительным органом муниципального образования из своего состава. Здесь он не может издавать правовые акты, так как представительный орган является коллегиальным, поэтому издает акты орган в целом.

− Глава муниципального образования, как «председатель представительного органа и глава местной администрации». В данной ситуации такая должность возможна в поселениях с населением менее 1000 человек.

В данном случае компетенция главы муниципального образования намного шире:

1)Возможны 2 способа выборов. Во-первых, с помощью муниципальных выборов, во-вторых, выбирается самим представительным органом из своего состава;

2) После выборов или входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, или возглавляет местную администрацию;

3) не может, единовременно исполнять полномочия главы местной администрации и полномочия председателя представительного органа;

4) Исполняет полномочия председателя, если происходит формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, которые входят в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений(ст.36).

Глава муниципального образования несет ответ перед населением и перед представительным органом муниципального образования. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, временно его полномочия будет исполнять должностное лицо местного самоуправления, которое прописано в уставе муниципального образования.

Местная администрация обладает всеми признаками юридического лица. Руководит ей глава местной администрации, он основывается на принципе единоначалия. Им будет являться лицо, которое назначается на эту должность по контракту, который заключается по итогам конкурса на замещение данной должности. Требования этой должности принимаются представительным органом муниципального образования.

Глава не может работать в любой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Договор с главой местной администрации расторгается раньше срока только в судебном порядке или по соглашению сторон. В данном случае должно быть подано заявление от:


- представительного органа муниципального образования либо от его главы — если нарушается контракт в части, которая касается вопросов местного значения;

- высшего должностного лица субъекта Федерации — если нарушается контракт в части, которая касается осуществления полномочий главы администрации;

- главы местной администрации — если нарушается контракт органами местного самоуправления. Что касается структуры, то она устанавливается только представительным органом муниципального образования.

Данная структура состоит из:

− главы администрации;

− заместителя главы;

− отраслевых структурных подразделений, которые занимаются различными отраслями хозяйства в субъекте (например, культура, ЖКХ, и т .д.);

− структурных подразделений, которые охватывают одну какую-либо функцию местной администрации (финансовая, экономическая служба, и т.д.);

− территориальных органов, которые создаются в районах крупных городов;

− аппарата местной администрации (отдел кадров, отдел делопроизводства, бухгалтерия, и так далее);

− вспомогательных служб, которые обеспечивают порядок в помещениях( это уборщики, водители, курьеры и так далее).

Иные органы и должностные лица местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в своём содержании прописывает, что кроме указанных выше органов возможно создание иных органов.

В данном федеральном законе указаны только два, это:

− контрольно-счетный орган муниципального образования

− избирательная комиссия муниципального образования.

Контрольный орган это орган, образовавшийся с целью контроля за местным бюджетом, рассмотрением различных отчетов, а также распоряжением имуществом субъекта. К таким органам относятся, например, счетная палата субъекта или ревизионная комиссия и прочие органы.

Данные органы могут создаваться как на выборах, так и представительным органом муниципального образования, но только в соответствии с уставом муниципального образования. Этот орган создается только в 2 формах:

1. как самостоятельный орган финансового контроля (при условии формировании его на муниципальных выборах)

2. как орган «парламентского» контроля за бюджетно-финансовой сферой, создается на основе Счетной палаты РФ(ст.38 ФЗ)

Контрольный орган выполняет две главнейшие функции местного самоуправления – это административный межведомственный контроль, а так же общественный контроль. При осуществлении проверок контрольным органом результаты должны быть опубликованы и обнародованы.


Если контрольный орган запрашивает, какую либо информацию, то органы и должностные лица местного самоуправления должны в обязательном порядке дать им ее, но эта информация должна относится к их компетенции.

Следующий орган это избирательная комиссия муниципального образования. Она подготавливает муниципальные выборы, местный референдум, устраивает различные голосования по вопросам местного значения. Данный орган не входит в структуру органов местного самоуправления. Формируется и наделяется полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, и, конечно же, уставом муниципального образования(ст.39 ФЗ).

1.3 Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

У каждой деятельности в основе лежат свои принципы. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления прописываются в современном российском законодательстве. Там выделяют следующие принципы:

1) демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;

2) разделение властей;

3) территориальная организация органов местного самоуправления;

4) Самостоятельность органов местного самоуправления;

5) властный характер деятельности органов местного самоуправления. Принцип демократического характера характеризует содержания этих органов.

Эти органы должны быть сближены с населением того или иного субъекта, должны представлять их интересы, а также решать различные вопросы, которые возникают у населения муниципального образования. Следующий принцип- это разделения властей. Данный принцип прописан в Конституции РФ, а именно в статье 10. Это самый главный принцип организации и деятельности государственных органов.

По нему каждый государственный орган не может выйти за рамки полномочий, которые установлены в российском законодательстве. Если государственные органы действуют в пределах этих полномочий, то он не нарушают систему, и могут взаимодействовать друг с другом. Это надо для того что бы обеспечить демократическое развитие общества.

Далее у нас идет принцип территориальной организации органов местного самоуправления. Он прописан в части 1 статьи 131 Конституции РФ. Данный принцип нам говорит о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это значит, что Конституция РФ признает городские и сельские населенные пункты как основу местного самоуправления, и допускает осуществление местного самоуправления и на других территориях.


Принцип самостоятельности, или как его еще называют принцип обособленности, органов местного самоуправления так же базируется на Конституции РФ. Он утверждает, что местное самоуправление – это самостоятельная отдельная форма народовластия.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления прописаны основные гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. И последний принцип организации деятельности - это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что:

- муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;

- за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Глава 2. Компетенция органов местного самоуправления

2.1 Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления

Важнейшей проблемой на сегодняшний день остается точность определения компетенции органов местного самоуправления. Кроме этого, эффективность всей публичной системы власти зависит, прежде всего, от правильного распределения компетенции между ее уровнями. Существуют различные точки зрения на вопрос о понятии компетенции, элементах ее составляющих.

Алексеев А.П. и Братановский С.Н. определяют компетенцию как установленную нормами законодательства совокупность полномочий и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для решения задач местного значения в осуществлении отдельных государственных полномочий.

Вопросу, касающегося компетенции местного самоуправления посвящается статья 4 Европейской хартии местного самоуправления, По этой статье все полномочия органов местного самоуправления должны быть прописаны либо в Конституции государства, либо в законах. П. 2 статьи 4 данного документа предусматривает полную свободу местных властей в пределах, которые установлены законом, для осуществления решения любого вопроса, который не исключен из сферы их полномочий и решения не отнесены к любому другому органу.