Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теории обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нами были разработаны восемь дидактических игр, направленных на формирование предпосылок освоения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Игры представлены в таблице 1 (см.с.35– 36): дано название игры, указаны дидактические и развивающие задачи, необходимый игровой материал. В таблице также отмечена соотнесенность задач и содержания игры с диагностируемыми показателями, что позволяет прогнозировать, на формирование каких знаний и умений та или иная игра потенциально оказывает наибольшее влияние.

Таблица 1

Перечень разработанных для проведения ОПР дидактических игр

Название игры

Соотнесенность с блоком диагностических заданий

Дидактические задачи

Материал

«Домино»

Блок заданий №

1, 1Б,3

- Упражнять детей в умении соотносить цифры и количество обозначаемых предметов (точек); - Закрепить знание цифр от 1-10

3 набора карточек по уровням сложности

(простой 1-6; средний 3-8; сложный 5-10)

«Найди соседа»

Блок заданий

№4, 6 и 7

- Упражнять детей в использовании приемов отсчитывания/присчит ывания единицы; - Способствовать становлению умения находить числа больше/меньше на 2 от исходного.

Два комплекта карточек: с зелеными рамками – 24 шт., простые с цифрами – 40 шт.

«Халли

Галли»

Блок заданий №

1 и №5

- Совершенствовать у детей умение считать предметы; - Упражнять в определении состава чисел в пределах 5; - Развивать быстроту реакции и внимательность.

Колода карточек в количестве 56 штук, звоночек, карточки с цифрами от 1-5.

«Математическое путешествие

»

Блок заданий № 2,4,6

- Совершенствовать счет в пределах от 1-6; - Упражнять в умении использовать приемы отсчитывания/присчит ывания числа 1; - Закрепить знание чисел.

Настольная игра, игровые фишки, кубик, карточка, для запоминания правил.

«Одинна-

дцать»

Блок заданий №2

- Закрепить знания детей о числовом ряде; - Совершенствовать умение ориентироваться в числовом ряду.

Мяч

«Лото: дополни числа»

Блок заданий №5

Упражнять детей в умении применять знания о составе числа во время игры; Закрепить знание состава числа.

маленькие карточки, находящиеся в мешочке, игровые карточки.

«Кто последний»

Блок заданий №5

Совершенствовать знания детьми состава числа 3

палочки в количестве 21

«Найди пару»

Блок заданий

№1,3

- Совершенствовать умение соотносить карточку с цифрой с карточкой с изображением предметов; - Закрепить знание цифр.

Два комплекта карточек: с цифрами 20 штук и с картинками 20 штук


При разработке плана учитывались обозначенной в теоретической части этапы руководства дидактическими играми. Планировалось осуществление работы с детьми с периодичностью три встречи в неделю.

На первом и втором этапе руководства дидактической игрой работа проводилась одновременно со всеми детьми ЭГ. На первой встрече мы рассказали им о том, что подготовили для них интересные игры и продемонстрировали одну из них. Результатом первого этапа стало появление у детей интереса к совместной с экспериментатором игровой деятельности.

При переходе к обучающему этапу руководства мы разделили детей на три группы по пять человек на основании исходного уровня сформированности у них предпосылок освоения вычислительной деятельности. Первую группу составили дети с самыми низкими баллами (от 4,25 до 11), во вторую группу были включены дети, получившие от 12 до 15,5 баллов, в третьей группе оказались дети, набравшие от 15,5 до 18,5 баллов. Мы предположили, что разделение детей по группам позволит проводить обучающий этап более эффективно, так как это позволит подбирать вариант дидактической игры соответствующей степени сложности.

Первая игра, которая в соответствии с планом была предложена детям, – это «Домино». Игра представлена в трех вариантах сложности. Несмотря на то, что воспитанники были знакомы с правилами такой игры, не все дети смогли осуществить перенос игровых правил на новый игровой материал и первоначально соотносили карточки неправильно. Для того чтобы дети поняли, как нужно играть, каждой группе понадобилось разное количество попыток. В первой группе двое детей долго испытывали затруднения, поэтому с ними мы играли дополнительно. Детям третьей группы сразу же был предложен самый сложный вариант игры. Две остальные группы начинали с легкого варианта; после того, как дети усвоили правила, мы предлагали варианты сложнее. В последующем дети играли в игру «Домино», лишь тогда, когда инициативу проявлял взрослый. Во время самостоятельной деятельности дети редко выбирали эту игру.

Второй предлагалась игра «Халли Галли» (Halli Galli). После демонстрации игровых карточек все дети проявили желание научиться играть в новую игру. На обучающем этапе возникли следующие трудности: дети не могли запомнить, как складывать карточки; многие пытались хитрить и открывали свою колоду, чтобы положить нужную карточку; увлекаясь игрой, многие переставали считать и звенели колокольчиком преждевременно, то есть нарушали игровые правила. Во время игры возникали споры, когда несколько детей пытались схватить звоночек одновременно. Поэтому первоначально приходилось контролировать каждое игровое действие детей, направлять их, давать указания, следить за соблюдением правил. Для того чтобы дети не звонили в звонок раньше времени, мы ввели правило: за совершение данного действия дети получали «штраф» и отдавали из своей колоды по карточке каждому игроку.


Несмотря на возникшие трудности на этапе обучения дети с удовольствием играли в «Халли Галли»; эта игра в дальнейшем стала одной из самых любимых. Во время самостоятельной деятельности дети часто отдавали предпочтение именно этой игре.

Еще одной наиболее востребованной детьми игрой стала игра «Найди пару». С помощью этой игры мы упражняли детей в соотнесении количества предметов с цифрой. Первоначально детям было сложно запоминать расположение карточек (их было 40 штук), поэтому мы разделили комплект пополам, тем самым упростив игру. Дети первой группы, имевшие низкий и критический уровень сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности, испытывали затруднения из-за того, что неправильно считали предметы на карточке, а один из детей часто путал цифры. Поэтому мы просили детей пересчитать предметы, если они ошибались.

Когда дети выучили правила и перестали испытывать затруднения, мы предложили вновь добавить оставшиеся карточки, чтобы сделать игру интереснее и продолжительнее по времени. Все дети с большим интересом играли в игру «Найди пару», она также перешла в самостоятельную деятельность. На четвертом – творческом этапе руководства игрой мы предложили детям совместно придумать новые правила. В ходе обсуждения было принято решение, что каждому игроку можно открывать не по две карточки, а по четыре, что сделает игру интереснее.

Игра «Математическое путешествие» относится к настольно-печатным играм типа игры-путешествия. С помощью данной игры мы упражняли детей в нахождении смежных чисел. Детям очень нравилось, что во время игры нужно кидать кубик и передвигать свою фишку по игровому полю. В игре присутствовали правила, связанные с цветовым обозначением ячеек: зеленая ячейка - игрок должен прибавить к количеству ходов один, оранжевая ячейка – вычесть один, красная ячейка – пропустить ход. Поскольку дети долго не могли запомнить, что обозначает каждый цвет, мы сделали специальную карточку с условными обозначениями. Забыв правила, дети могли в любой момент обратиться к ней. Было замечено, что несколько детей не соблюдали правила игры: они не учитывали цвет ячейки, а просто бросали кубик и передвигали фишку в соответствии с выпавшим количеством точек. Для того чтобы решить эту проблему, мы играли с этими детьми отдельно, а также провели с ними беседу о том, что в каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать, иначе будет не так интересно играть. На протяжении всего времени проведения формирующего эксперимента дети не теряли интерес к игре и часто играли в нее самостоятельно.


В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что самыми сложными заданиями для детей являются задания на определение состава чисел, определение смежных чисел и применение приема присчитывания/отсчитывания числа 2. Поэтому мы старались чаще проводить игры, которые были ориентированы на формирование перечисленных умений. Для того чтобы упражнять детей в определении состава числа из двух меньших чисел, мы разработали игру «Лото: дополни числа». В этой игре детям выдается карточка в виде домика, на крыше которого изображена цифра, а ниже находятся ячейки, в которые нужно заселить жильцов. Учитывая недостаточный уровень сформированности у детей знаний о составе чисел, часть ячеек были заполнены. Никого из детей не возникло затруднений в понимании правил игры. Но детям первой группы первоначально было сложно выполнить игровую задачу, они часто сомневались и проверяли себя, пересчитывая пальцы. Дети третьей группы легко справлялись с заполнением домика и спустя две недели начали играть без особого интереса. Поэтому мы сделали для них новый вариант игры, в котором все ячейки были пустыми. В ходе самостоятельной деятельности эта игра не была востребована детьми, но они охотно играли в нее совместно со взрослым.

Для упражнения детей в нахождении смежных чисел и отсчитывании / присчитывании числа 2 мы разработали игру «Найди соседа». Вначале мы предложили детям закрывать карточки, которые на один больше / меньше числа, обозначенного на карточке, находящейся на столе, поскольку этот вариант игры был легче для понимания детьми. Поскольку в этой игре не определяется последовательность ходов детей, а все закрывают карточки одновременно, мы столкнулись с тем, что некоторые дети, желая победить, пренебрегали правилами. Поэтому первоначально пришлось сократить количество игроков до трех, для того чтобы контролировать их действия. При переходе на этап самостоятельной игры мы решили изменить игровые правила: после того, как игрок закрыл карточку, находящуюся на столе, он должен был забрать эту пару себе. С помощью этого нового правила контролировать правильность детьми действий и определять победителя стало намного проще. Когда дети освоили правила игры и начали играть самостоятельно, мы предложили им усложненный вариант игры, в котором предстояло закрывать карточки, находя не смежные числа, а карточки, на которых была написана цифра, обозначающая число, большее или меньшее на 2. Дети с радостью приняли нашу идею и начали играть по-новому.


При проведении формирующего эксперимента игре было использовано еще две игры: «Кто последний» и «Одиннадцать», представляющих собой модификации известных в практике игр. Когда дети освоили выигрышную стратегию игры «Кто последний», они стали играть в нее дома, с членами своей семьи. Игра «Одиннадцать» предусматривает использование мяча, поэтому педагог привлекал детей к ней преимущественно на прогулках.

Каждая дидактическая игра вызывала у детей достаточно устойчивый интерес, большинство игр дети использовали во время самостоятельной деятельности. Дети охотно рассказывали о том, как они играют и что им больше всего нравится. Наличие интереса к игре обеспечивало возможности многократного упражнения детей в соотнесении чисел и цифр, нахождении смежных чисел, определении состава числа и т.д., что способствовало повышению уровня сформированности у детей предпосылок освоения вычислительной деятельности.

2.3. Анализ полученных результатов

Суммирование баллов, набранных каждым ребенком по результатам выполнения всех диагностических заданий, и соотнесение полученной суммы с уровневой шкалой позволило установить, что в ЭГ оптимального уровня сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности достигли 6 детей, среднего уровня - 8 детей. Никто из детей не был отнесен к низкому уровню, но один ребенок остался на критическом уровне. В КГ оптимального уровня достигли 10 детей, на среднем остались 4 детей; на низком - 1 ребенок. Критический уровень в КГ отсутствует. Распределение детей по уровням сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности наглядно представлено в диаграмме на рис. 3. Как видно из диаграммы, в КГ преобладает оптимальный уровень, в ЭГ - средний уровень сформированности рассматриваемых предпосылок.

0

2

4

6

8

10

12

Оптимальный

Средний

Критический

Низкий

Экспериментальная

Контрольная

Рис. 3. Распределение детей по уровням сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности по результатам итогового диагностического обследования

Рассмотрим динамику результатов детей ЭГ, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента (рис. 4).

0

2

4

6

8

Констатирующий

Контрольный