Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теории обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Сравнение распределения детей ЭГ по уровням сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности по результатам начального и итогового диагностического обследования

При проведении констатирующего эксперимента дети ЭГ обнаруживали преимущественно низкий уровень сформированности рассматриваемых знаний и умений. На этапе контрольного эксперимента детей с низким уровнем в ЭГ не обнаружено. Шесть детей (40%) достигли оптимального уровня, тогда как ранее на этом уровне находились лишь трое воспитанников (20%). На данный момент 8 детей (53%) находятся на среднем уровне, хотя до проведения работы с данной группой таких детей было только трое. Один из детей, имеющий критический уровень, поднялся до среднего уровня. Второй ребенок остался на критическом уровне, что было связано с недостаточным интересом, проявленным им к предложенным играм: он часто нарушал игровые правила, не играл с другими детьми во время самостоятельной деятельности.

В КГ также имеет место позитивная динамика (рис. 5), но менее выраженная. Лишь у двоих детей повысился уровень сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности (они перешли со среднего на оптимальный), тогда как в ЭГ позитивные изменения в уровнях произошли у 60% детей.

Констатирующий

Контрольный

0

2

4

6

8

10

Констатирующий

Контрольный

Рис. 5. Сравнение распределения детей КГ по уровням сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности по результатам начального и итогового диагностического обследования

Для подтверждения статистической значимости выявленных различий была осуществлена обработка полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента. Выявленная динамика в ЭГ является статистически значимой: tЭмп =5,7 > tкрит =2,98 (р< 0,01). В КГ выявленная динамика не имеет статистической значимости: tЭмп =1,5 < t крит =2,98 (р< 0,01).

Таким образом, в результате проведения формирующего эксперимента в ЭГ произошли значимые изменения, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что дидактическая игра может способствовать повышению эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок освоения вычислительной деятельности.

Сопоставим динамику результатов детей отдельно по каждому блок заданий в контрольной и экспериментальной группах.

0

20

40

60

80

100

120

Блок 1


Блок 2

Блок 1Б

Блок 3

Блок 4

Блок 5

Блок 6

Блок 7

Результаты экспериментальной группы

Констатирующий

Контрольный

0

20

40

60

80

100

120

Блок 1

Блок 2

Блок

1

Б

Блок 3

Блок 4

Блок 5

Блок 6

Блок 7

Результаты контрольной группы

Констатирующий

Контрольный

Рис. 6. Успешность (%) выполнения заданий каждого блока детьми ЭГ и КГ по результатам начального и итогового диагностического обследования

Констатирующий эксперимент показал, что самыми сложными для детей были задания блока № 5, выявляющие знание состава числа из двух меньших чисел. Процент успешности выполнения заданий блока №5 составлял 27% в экспериментальной группе и 68% в контрольной. Спустя полтора месяца дети ЭГ справились с заданиями лучше: процент успешности на этот раз составил 67, тогда как КГ не изменился.

Для упражнения детей в определении состава чисел на этапе формирующего эксперимента предлагались три дидактических игры. Одна из них была внешне схожа с заданием, которое предлагается детям во время проведения диагностики («Лото: дополни числа)». Дети экспериментальной группы с уверенностью выполняли базовое задание и фиксировали состав чисел, используя как числовые карточки, так и цифры. Интересен тот факт, что некоторые дети, которые получили минимум баллов, выполняя данные задания на констатирующем этапе, в этот раз смогли получить максимальное количество баллов. В контрольной группе не произошло изменений, хотя было заметно, что дети справляются с этим заданием быстрее, чем в прошлый раз.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

ЭГ

КГ

динамика

исходный уровень

Рис. 7. Динамика изменений результатов выполнения заданий на определение состава числа из двух меньших чисел (%)

В первом блоке заданий, направленном на выявление умения соотносить количество предметов с цифрой и числовой карточкой, дети контрольной группы показали достаточно высокий результат уже на этапе констатирующего эксперимента (94%). В экспериментальной группе были дети, которые испытывали трудности при выполнении этого задания (процент выполнения составлял 75%). Контрольный эксперимент позволил обнаружить позитивную динамику в ЭГ: успешность выполнения заданий вместо возросла до 94%. В КГ изменения незначительны (95%).

Для совершенствования у детей ЭГ умения обозначать количество предметов цифрами предлагались дидактические игры «Домино» и «Найди пару». Их применение оказало положительное влияние: на этапе контрольного эксперимента дети ЭГ стали намного увереннее выбирать карточки с цифрой, выполняли задания быстрее.


С заданиями второго блока, выявляющими знание детьми последовательности натурального ряда чисел при проведении констатирующего эксперимента справились не все дети (в контрольной группе успешность выполнения составляла 76%, а в экспериментальной группе - 62%). Детям экспериментальной группы было сложно выполнить называть числа по порядку в заданных интервалах (3–8, 5–9 и т.д.). В игру «Одиннадцать» были внесены такие модификации, которые побуждали детей к называнию последовательности чисел в заданных пределах. Поэтому проведение формирующего эксперимента способствовало формированию соответствующих умений и тем самым увеличению успешности выполнения диагностических заданий до 87% (увеличение на 25%). Интересно, что в контрольной группе по этому показателю также отмечается заметная динамика (увеличение на 21%), в КГ успешность выполнения задания достигла 97%. Это могло быть связано с тем, что воспитатели КГ в текущий период времени уделяли много внимания отработке данного умения.

Задания блока № 3 дети сравнительно успешно выполняли и на этапе констатирующего эксперимента (успешность выполнения составляла 93% в КГ и 80% в ЭГ). Знание детьми цифр актуализировалось при проведении таких дидактических игр, как «Домино» и «Найди пару», что обусловило увеличению успешности выполнения детьми ЭГ заданий до 91%. В КГ не произошло никаких изменений.

Успешность выполнения заданий блока № 4, выявляющих умение детей осуществлять разностное сравнение чисел, при проведении констатирующего эксперимента в ЭГ составила всего 37%, причем 5 детей ЭГ смогли выполнить из этого блока лишь самое простое задание, на сравнение двух чисел без определения их численной разницы. Дети КГ также допускали ошибки и набрали в целом по группе 31 балл из 45 максимальных, то есть успешность выполнения составила 68%.

Для упражнения детей в нахождении смежных чисел были разработаны настольно-печатные дидактические игры «Смежные числа» и «Математическое путешествие». Игра «Смежные числа» предусматривала также усложненный вариант, в котором детям предлагалось определять числа, которые были больше и меньше на 2.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о наличии позитивных изменений. В КГ за выполнение всех заданий дети в целом по группе получили 33,5 баллов, то есть успешность выполнения заданий теперь составляет 74%. В ЭГ дети в целом по группе набрали 28,5 баллов, что составляет 63% от максимума. Таким образом, в экспериментальной группе увеличение составляет 26%, в контрольной группе лишь 6%. Дети экспериментальной группы стали выполнять задания блока 4 намного увереннее. Если раньше некоторые из детей называли числа наугад, то во время контрольного эксперимента, они стремились правильно выполнить задания.


Задания шестого блока заданий дети контрольной группы в констатирующем эксперименте выполняли весьма успешно (90%), спустя полтора месяца общий результат повысился до 96%, то есть только один ребенок в контрольной группе допустил ошибки. Большинство детей экспериментальной группы (10 человек) испытывали затруднения при выполнении заданий блока №6 (успешность выполнений заданий составляла 64%). Игры «Смежные числа» и «Математическое путешествие»

способствовали совершенствованию у детей ЭГ умений определять смежные числа, присчитывать / отсчитывать единицу, поэтому после проведения формирующего эксперимента успешность выполнения заданий возросла до 90% (увеличение на 26%). 80% детей ЭГ (12 человек) выполнили задания блока № 6 без единой ошибки.

В заданиях блока №7 выявлялось умение детей отсчитывать / присчитывать число 2. На момент проведения констатирующего эксперимента процент выполнения заданий в контрольной группе составил 78%, в экспериментальной группе – всего 33%. В экспериментальной группе 53% детей (8 человек) получили за выполнение заданий не более 0,5 баллов; это означает, что они не владели приемами отсчитывания / присчитывания числа 2. В формирующем эксперименте использовался усложненный вариант игры «Смежные числа», позволяющий упражнять детей в умении отсчитывать / присчитывать число 2. Отметим, что дети редко играли в эту игру самостоятельно, но охотно включались в нее по инициативе взрослого. В ходе контрольного эксперимента было установлено, что некоторые дети экспериментальной группы овладели приемами отсчитывания / присчитывания числа 2, поскольку процент выполнения заданий повысился на 13% и составил 46%. В контрольной группе процент выполнения заданий на этот раз составил 76%, что на 2% меньше результата, полученного ранее. Трое детей контрольной группы выполнили задания несколько хуже, чем в первый раз. Возможно, это связано с тем, что дети были менее внимательны, так как вернулись с физкультурного занятия. В экспериментальной группе при проведении заданий было заметно, дети по-прежнему сомневаются в правильности своих ответов, выполняют задания медленно.

В заключение проведем сравнительный анализ успешности выполнения заданий в целом по всем блокам (рис. 8). Обратившись к диаграмме, можно увидеть, что дети контрольной группы по-прежнему обнаруживают более высокий процент успешности выполнения диагностических заданий в сравнении с детьми экспериментальной группы. Но первоначально разрыв между результатами выполнения заданий детьми двух групп был более значительным.


0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Контрольный

Констатирующий

Рис. 8. Динамика изменений результатов выполнения заданий всех блоков детьми ЭГ и КГ(%)

Статистическая обработка полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента свидетельствует, что на этапе констатирующего эксперимента разница между группами составляла tЭмп =3,3 > t крит =2,76 (р< 0,01), то есть была статистически значимой. На этапе контрольного эксперимента разница уменьшилась: tЭмп =1,3 < t крит =276 (р< 0,01), то есть является статически не значимой.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ полученных эмпирических данных, включающий их статистическую обработку, свидетельствует, что реализация плана проведения дидактических игр позитивно повлияла на изменение уровня сформированности у детей экспериментальной группы предпосылок освоения вычислительной деятельности, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

60% детей контрольной группы обнаружили оптимальный уровень сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности, что свидетельствует об их готовности к переходу на вторую ступень обучения – в начальную школу (один ребенок находится нанизком уровне, что может стать препятствием для изучения математики в школе). Дети экспериментальной группы в основном еще на год остаются в дошкольном учреждении, поэтому можно предположить, что через год – при поступлении в школу – все они достигнут высокого уровня сформированности предпосылок освоения вычислительной деятельности.

Заключение

Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности, связанной с увеличением востребованности потенциала игровой деятельности в дошкольном образовании детей.

Как показал анализ психолого-педагогических источников, на протяжении многих лет дидактическая игра занимает важное место в обучении детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на достаточную изученность особенностей дидактической игры как вида детской деятельности, формы организации образовательного процесса, метода обучения и педагогического средства, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретико-методические аспекты ее использования в качестве средства формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности у старшего дошкольного возраста, что актуализировало необходимость проведения опытно-поисковой работы.