Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теории обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в связи с введением новых стандартов начального общего образования существенно изменились требования к математической подготовке детей к обучению в школе. Современные педагогические исследования (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.) выявили очевидные недостатки традиционно осуществляемой в детском саду работы по формированию математических представлений, обусловленные преимущественной ориентацией образовательного процесса на освоение детьми предметных знаний, умений и навыков, преобладанием репродуктивных методов обучения и использованием фронтальных занятий в качестве ведущей формы его организации, что актуализирует пересмотр целевых и содержательных аспектов образовательного процесса, поиск новых форм и способов взаимодействия педагога с детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на широкое использование в обучении детей потенциала игровой деятельности и в частности дидактических игр. Анализ педагогической литературы (В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, Ю.С. Григорьева, Д.В. Менджерицкая, А.А. Каравка, И.Л. Матасова, Н.Я. Михайленко, В.П. Мурашко, Л.Ю. Павлова, А.А. Смоленцева, А.И. Сорокина и др.) показал, что проблема дидактических игр, изучения их сущности и структуры, генезиса и особенностей педагогического руководства является достаточно разработанной, но попрежнему привлекающей к себе внимание научного сообщества.

В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как эффективное средство воспитания и обучения.

Цель исследования: изучить дидактические игры как метод обучения.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.

2.Охарактеризовать дидактическую игру как педагогическое средство, метод и форму организации обучения.

3. Провести педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования: дидактическая игра может способствовать повышению эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок освоения вычислительной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент.


Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования

1.1.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) всесторонне исследовались отечественными педагогами и психологами в работах Л.А. Венгера, З. И. Икуниной, А. А, Леонтьева, Н. Н. Поддьякова и др.

Старший дошкольный возраст – является последним периодом дошкольного возраста, когда психика ребенка характеризуется появлением новых образований. К ним относятся произвольность и развитие таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание и воображение, а так же способность управлять своим поведением, наблюдаются изменения в представлениях дошкольника о себе, в самооценке и в самосознании[5].

Восприятие ребенка старшего дошкольного возраста, с помощью разнообразных видов изобразительной деятельности и конструирования, позволяет ему узнавать свойства и признаки тех или иных объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними отношения и связи. Свойства или признаки предмета, названные словом, превращаются в категории цвета, величины, формы, пространственных отношений. Особо следует отметить особенности развития художественного восприятия старших дошкольников. Дети способны занять позицию зрителя, позицию вне изображаемого. Их оценочные суждения хотя и являются примитивными, но уже свидетельствуют о появлении умения не только почувствовать красоту, но и дать ей оценку. Развитие художественного восприятия заключается в расширении знаний и представлений об окружающем мире, развитии речи и мышления[8].

Таким образом, дошкольник начинает видеть окружающую действительность в категориальном ключе, а процесс восприятия становится более интеллектуальным.

Начиная с пяти-, шестилетнего возраста, у ребенка начинает формироваться произвольная и целенаправленная память. Этому способствуют разнообразные виды детской деятельности, в частности игровая. Старший дошкольник самостоятельно ставит перед собой задачу запомнить что-либо для будущего действия, даже если оно не очень отдаленное. Однако, следует отметить преобладание наглядно-образной памяти детей 5-7 летнего возраста. Но на протяжении всего периода старшего дошкольного возраста появляется и развивается память словесно логическая, при воспоминаниях дети начинают выделять существенные признаки предметов[7].


Основная психологическая характеристика развития мышления дошкольников 5-6 лет заключается в том, что ребёнок перестает воспринимать происходящее с ним событие только со своей точки зрения, и способен увидеть ситуацию со стороны. Происходит интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с применением и преобразованием понятий. Однако ведущим мышлением в этом возрасте остается наглядно-образное.

В этом возрасте происходит перестроение воображения: из репродуктивного, воспроизводящего, в творческое. Дошкольник может изобразить в рисунке или представить в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. Воображение у детей старшего дошкольного возраста объединяется с мышлением, позволяет планировать действия, которые приобретают осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей дошкольного возраста четко проявляется в сюжетно-ролевых играх[3].

Специфика внимания детей дошкольников заключается в том, что оно вызывается привлекательными внешне предметами. Внимание детей дошкольного возраста является непроизвольным, так как редко возникает под воздействием какой-либо поставленной цели.

При формировании регулируемого восприятия и активного владения речью, появляется и развивается произвольное внимание. Поэтому в старшем дошкольном возрасте развивается произвольное внимание. Для произвольного управления вниманием дошкольнику необходимо чаще рассуждать вслух. Если дошкольник чаще будет называть вслух то, что необходимо держать в сфере своего внимания, то ребенок сможет в течение достаточно долгого времени и произвольно удерживать собственное внимание на определенных предметах и на их детали и свойства[11].

Появление произвольности характеризуется изменениями в деятельности ребенка-дошкольника, когда основной целью становятся не изменения внешних, т. е. окружающих его предметов, а умение владеть собственным поведением.

У детей старшего дошкольного возраста зарождаются основы будущей личности: происходит формирование устойчивой структуры мотивов; зарождение новых социальных потребностей: потребности в уважении и признании взрослым, желание выполнения важных для других, «взрослых» дел, желание быть «взрослым»; возникают потребности в признании сверстниками за счет проявления активного интереса к групповым формам деятельности, вместе с тем наличием стремления быть первым, лучшим в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, трудовой и


т. д.). Этот возраст характеризуется потребностью совершать поступки в соответствии с установленными этическими нормами, правилами и т. д. Этот возраст характеризуется возникновением нового (опосредованного) типа мотивации, являющегося основой произвольного поведения. Старший дошкольник усваивает конкретную систему правил поведения в обществе, моральных норм, социальных ценностей. В ряде ситуаций, ребенок может уже сдерживать в данный момент свои желания и поступать так как «надо», а не так как хочется (например, хочется посмотреть мультфильмы, но мама просит сходить в магазин или поиграть с младшей сестрой; не хочется в группе детского садика убирать игрушки, но так как это является обязанностью дежурного, то значит это необходимо сделать и т. д.)[8].

До семи лет ребенок совершает поступки соответствующие его актуальным на данный момент переживаниям. Поведение ребенка до семи лет можно условно определить как схему «захотел – сделал». Дети 6-7 лет в свои поступки включают уже некоторый интеллектуальный компонент, поведение детей становится более осознанным и его можно описать в виде схемы: «захотел – осознал – сделал». Осознание охватывает все жизненные сферы старшего дошкольника: ребенок уже осознает отношение окружающих к себе и свое отношение к ним, а так же отношение к себе самому, свой личный опыт, результаты своей деятельности и т. д.

К важным достижениям этого возраста относится то, что ребенок осознает свое социальное «Я», вырабатывается внутренняя социальная позиция[20].

Старший дошкольник начинает осознавать расхождение между своим положением среди других людей и его реальными возможностями, и желаниями. У ребенка появляется стремление к принятию более «взрослого» положения в жизни, необходимость выполнять более важную деятельность для себя самого и для других людей. У него начинает теряться интерес к видам деятельности, которые связаны с дошкольным возрастом. Это проявляется в стремлении его к социальному положению школьника и к новой социально значимой деятельности – к учению («В школе – все большие, а в детском саду только малыши»), стремление проявляется и в желании выполнять различные поручения взрослых, стать помощником в семье, взять на себя какие-то обязанности взрослый[13].

На данном этапе развития происходит формирование у ребенка представлений о качествах и возможностях, присущих ему (образ реального «Я» – «какой я есть»), а так же представление о том, каким он должен быть и как его должны видеть окружающие и (образ идеального «Я» – «каким бы я хотел быть»).


Совпадение реального «Я» с идеальным – важный показатель эмоционального благополучия[11].

Важное значение в этот период имеет самооценка дошкольника, формируемая на протяжении всего времени взросления. Обычно, старший дошкольный возраст у детей сопровождается обучением отделять собственные поступки, давать им верную оценку, от своей личности в целом, самостоятельно осуществлять контроль за своим поведением. Важная роль в процессе формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста заключается в общении с близкими родственниками. Именно с их помощью у ребенка формируется система ценностей за счет собственной реакции на те или иные его действия. Например, если ребенок толкнул своего друга или сверстника, а взрослый не сделал ему никаких замечаний и не заставил извиниться перед другом, в таком случае ребенок не будет считать свои действия плохими. А если ребенок нарисовал хорошую картинку, а похвалы со стороны взрослого не было, то это также оказывает отрицательное внимание на самооценку ребенка[20].

Основу положительной самооценки составляет самоуважение, ощущение собственной ценности и положительное отношения ко всему, что входит в представление о самом себе. Негативная самооценка выражается в неприятии себя, самоотрицании, негативном отношении к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются основы рефлексии, т. е зарождаются способности выполнять анализ своей деятельности и соотносить собственное мнение, действия и переживания с мнениями и оценками окружающих его людей, поэтому самооценка старших дошкольников становится более реалистичной, и в привычных видах деятельности, привычных ситуациях становится более адекватной. Если ситуация незнакомая и виды деятельности непривычны, то у детей данного возраста самооценка завышена. Заниженная самооценка рассматривается как отклонение в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Полноценное развитие старших дошкольников заключается в содержательном общении со сверстниками и взрослыми.

А. А. Леонтьев выделяет следующие формы общения:

- познавательное общение с педагогом по поводу познавательных проблем, которые волнуют ребенка. Это общение способствует активности детей, углубляет познавательные интересы[22];

- деловое общение, вступая в которое ребенок научиться чему-либо у взрослого. Сотрудничество с взрослыми способствует развитию у ребенка ценных качеств общественного поведения, способностей принять общую, единую цель, способствует включению в совместное планирование, взаимодействию в процессе работы, обсуждению полученных результатов;