Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теории обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- личностное общение с взрослыми, вступая в которые, ребенок имеет своей целью обсуждение с ними проблем, связанных с нравственным, эмоциональным миром, с переживаниями, поступками людей. Дошкольник делится с взрослыми планами, мыслями, впечатлениями. Это общение способствует социальному взрослению ребенка, формированию у него социально-ценностных ориентаций, осознанию смысла событий, развитию у ребенка готовности к новой социальной позиции в будущем – позиции школьника[22].

Выдающиеся психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец в своих работах отмечали, что для старшего дошкольного возраста приоритетным среди всех типов общения является личностный тип, вместо познавательного типа общения (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?»). В центре личностного типа – интерес к взаимоотношениям между людьми. Однако этот тип общения не заменяет познавательный, он должен сочетаться с познавательным типом общения[13].

Вступая в общение и сотрудничество, взрослый проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику.

Дети старшего дошкольного возраста могут и хотят отражать свое отношение к окружающему в играх. В ролевых играх и играх с правилами они легче усваивают нормы поведения и особенности коллективных отношений.

Приведенная характеристика личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста констатирует тот факт, что осуществление происходит в процессе различной деятельности ребенка в коллективе сверстников и с взрослыми. Но педагоги должны учитывать, что при наличии тенденции к совершенствованию личностного развития с возрастом у детей поведение в каждом из видов деятельности (на занятиях, в играх, труде, быту, т. е. режимных процессах), а также освоенные ими умения прочностью не отличаются. Например, прослушав литературное произведение, рассказ о событии, которое доступно пониманию детей, рассматривая иллюстрации, старшие дошкольники правильно и эмоционально дают оценку действиям и поступкам персонажей. Это свидетельствует о достаточно развитом уровне моральных представлений и чувств. Однако в жизни поступают правильно далеко не все дети[11].

Актуальный уровень развития старшего дошкольника отражают инициативность, самостоятельность и ответственность.

Инициативность является необходимым качеством личности человека. Старший дошкольник проявляет инициативу во всех видах деятельности, но наиболее интенсивно – в игре, в общении, в экспериментировании, в предметной деятельности. Инициативность является важным показателем творческого интеллекта, уровень развития которого в старшем дошкольном возрасте является обязательным условием совершенствования детской компетентности и креативности.


Для формирования самостоятельности ребенка-дошкольника, особую роль играет характер общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи. Самостоятельный ребенок – это ребенок, находящийся в поиске, он имеет право на ошибку и педагогически грамотное отношение взрослого к ошибке: не как к неуспеху дошкольника, а как к нормальному инициирующему моменту развития.

Ответственность за собственные действия, за ту или иную деятельность ребенком, должна определяться мерой его самостоятельности в ней и сформировываться уже в раннем возрасте. Ответственность появляется и выражается в ситуации выбора между «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Она связана с волевыми усилиями, которые проявляет дошкольник. Одной из форм проявления волевого поведения является произвольность поведения, т. е. умение управлять собственным поведением в соответствии с назначенными правилами, нормами[4].

Свобода поведения и безопасность – важные компоненты в развитии личности человека. Свобода поведения старшего дошкольника зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Свобода поведения предполагает овладение дошкольником способами самоограничения сферы своей деятельности. При воспитании в дошкольнике чувства свободы поведения и безопасности следует основываться на формировании понимания у него причинно-следственных связей, возникающих в разных жизненных ситуациях. Формирование свободы поведения происходит в инициативной, свободной, активной деятельности дошкольника. Он самостоятельно определяет способы достижения цели, выбирает средства деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.) и т. п. Все это является одним из основных моментов, которые обеспечивают свободу поведения и самостоятельность[12].

Таким образом, значимую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: этот период жизни характеризуется началом формирования новых психологических механизмов деятельности и поведения. И для гендерного воспитания данный возраст является самым подходящим, так как формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия.


1.2.Дидактическая игра как педагогическое средство, метод и форма организации обучения

Современные государственные документы в области дошкольного образования особое внимание уделяют игре как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста, основной форме организации образовательной работы с ними.

Проблемам игры посвящены исследования многих психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) и педагогов, подчеркивающих большое значение игры для всестороннего развития человека. В частности, В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащения внутреннего содержания»[5].

В настоящее время в образовательном процессе детских садов используется большее количество различных игр. С.Л. Новоселова предлагает следующую классификацию игр:

- первый класс игр – игры, возникающие по инициативе самих детей: игры–экспериментирования (с природными объектами, общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования); сюжетно-самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

- второй класс игр – игры, связанные с исходной инициативой взрослого: обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические); досуговые (интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично - карнавальные, компьютерные);

- третий класс игр – игры народные, идущие от исторических традиций этноса: обрядовые игры (культовые, семейные, сезонные); тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие)[17].

Одной из разновидностью обучающих игр являются дидактические. А.И. Сорокина предложила следующую классификацию дидактических игр:

1) по содержанию: игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры, подвижные игры и т.д.;

2) по степени активности детей: игры-занятия, автодидактические игры;

3) по наличию игрового материала: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные игры и словесные игры[12].

Иная классификация была разработана Г.К. Селевко. Автор ведет речь о педагогических играх, классифицируя их по следующим параметрам игровых технологий: по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические); по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации);по предметной области (математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие); по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, по местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения).


Игра – это занимательная для субъекта деятельность, происходящая в условной ситуации. В этом смысле дидактическая игра представляет собой занимательную образовательную деятельность субъекта, которая происходит в условной ситуации. По мнению Г.К. Селевко, дидактическая игра является технологией, которая способна заинтересовать ученика, повысить активность и самостоятельность в процессе познания, сделать познавательную деятельность значимой для ребенка и облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Высоко оценивал роль дидактической игры и А.Н. Леонтьев, отмечавший, что в данном виде игр проявляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей»[23].

Значение дидактической игры и возможности ее использования в обучении и воспитании детей изучали многие ученые (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Ю.С. Григорьева, А.Н. Давидчук, Л.Ю. Павлова, А.И. Сорокина, Е.В. Удальцова и др.). Так, А.Н. Давидчук пишет о том, что дидактические игры являются средством всестороннего развития детей, они имеют большое значение для обогащения детского творчества, умственного, речевого, нравственного развития; трудового, эстетического и физического воспитания.

Влияние дидактических игр на формирование познавательного интереса и умственных способностей детей раскрыто в работах Н.П. Аникеевой, М.И. Волошкина, Д.В. Менджерицкой, И.А. Сергеева и др. Авторы отмечают, что большинство дидактических игр преследуют цели уточнения, закрепления, расширения уже имеющихся знаний у детей. Такие игры учат детей применять знания и умения в новых условиях и активизируют умственные процессы. Как подчеркивала А.П. Усова, «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны». М.И. Волошкова подчеркивает, что само название «дидактическая игра» говорит о том, что она направлена на умственное развитие детей и может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста[10].

Дидактическая игра является эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста, так как совмещает в себе элементы игры и учения, обеспечивает постепенный переход от игр-забав через игрызадачи к учебно-познавательной деятельности, осуществляемый за счет постепенного усложнения обучающей задачи и условий игры, повышения умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; взаимосвязи внешней (практической) и внутренней (умственной) активности ребенка.


Дидактическая игра включает в себя ряд структурных компонентов, которые связаны друг с другом и образуют целостное единство. Основные из них:

1) дидактическая задача, для постановки которой необходимо знать наличествующий уровень развития детей, так как задачи должны соответствовать имеющимся знаниям и представлениям детей;

2) игровые правила, целью которых является организация действий детей. Игровые правила могут разрешать, запрещать, допускать определенные действия во время игрового процесса. Соблюдение правил требует от детей преодоление волевых усилий, умений общаться с партнерами по игре;

3) игровые действия, контролирующие выполнение игровых правил; дети старшего дошкольного возраста могут сами придумывать игровые действия.

Наличие игровых действий, а также игровых отношений детей и игрового замысла отличает дидактическую игру от дидактических упражнений. Важной особенностью дидактической игры является также преобладание практической деятельности детей, ярко выраженная ориентированность на достижение результата, что отличает ее от творческой (в частности, сюжетно-ролевой) игры[16].

Реализация разностороннего потенциала дидактической игры оказывается возможной лишь при адекватном педагогическом руководстве. Ю.С. Григорьева выделяет следующие этапы руководства:

- начальный этап, на котором происходит активизация интереса детей, мотивация детей на предстоящую деятельность;

- подготовительный этап, ориентированный на обогащение знаний детей по различным элементам в рамках определенной области;

- обучающий этап, осуществляемый в следующей последовательности: внесение новой игры, изучение и разучивание правил, формирование игрового взаимодействия; определение правил хранения игры;

- этап самостоятельной игровой деятельности, на котором происходит актуализация совместного взаимодействия, активное использование знаний в рамках определенной области;

- этап творческой игровой деятельности, на котором имеет место разработка новых правил, совместное создание новых игр[17].

А.К. Бондаренко и А.И.Сорокина в качестве одной из главных ошибок, которую совершают педагоги при руководстве дидактической игрой, выделяют чрезмерное усиление ими обучающего воздействия, что лишает дидактическую игру ее особенностей как игровой деятельности. В этом случае педагоги подменяют дидактическую игру другой форой обучения – занятием. Совершая подобную ошибку, педагог не получит тот результат, на который рассчитывал изначально.