Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость отмены. Данная гарантия складывается из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2. ст.17 Конституции РФ). Помимо этого, так же в Конституции РФ прописан запрет на издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 55). Помимо прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, этот запрет также затрагивает международные источники, являющиеся частью российской правовой системы.

Выводы по 2 главе

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в институте прав и свобод человека и гражданина существует кризис. Это можно отследить как в теории, так и на практике. Это отражено в том, что данный конституционный институт не выполняет свою основную задачу – формирование действительного функционирования правового механизма, где права и свободы личности стали бы основной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). В первую очередь, это связано с отсутствием современной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина, отсутствия разработанности базовых правовых понятий, составляющих ее содержание, что в итоге сказывается на законодательстве о правах человека, на практику, на затруднение реализации института конституционных прав человека.

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

При анализе нормативно-правовых актов, можно сказать, что в Конституции Российской Федерации, будучи основным законом страны, имеющим высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации, закреплены, как и в любых других случаях, основы осуществления правосудия органами судебной власти. Так, рассматривая роль суда в обеспечении свобод и прав личности, требуется заметить, что в статье 18 Конституции РФ, которая устанавливает, что свободы и права человека обеспечивает правосудие, на судебный контроль прямое указание не делается.

Но, изучив другой нормативно-правовой акт, а именно Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, можно уверенно говорить, что судебный контроль за досудебным производством в российском уголовном процессе осуществляется в нескольких формах (направлениях), которые заключаются как принятии судом решений, связанных с ограничением свободы лица, так и в обжаловании действий и (или) решений органов предварительного расследования и прокурора в суд.


Нами был изучен ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», который закрепляет, что должностные лица или органы, которыми осуществляется оперативно-розыскная деятельность, при осуществлении мероприятий оперативно-розыскного характера должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на семейную и личную тайну, неприкосновенность частной жизни, тайну корреспонденции и неприкосновенность жилища.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» специально подчеркивается, что, так как ограничение права гражданина на тайну телефонных переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и других сообщений допустимо лишь на основе решения суда, последние должны учитывать то, что согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществление мероприятий оперативно-розыскного характера, которыми ограничиваются эти конституционные права граждан, может быть только в случае наличия у органов, которыми осуществляется оперативно-розыскная деятельность, информации о признаках совершенного, совершаемого или подготавливаемого противоправного деяния, по которому осуществление предварительного следствия является обязательным; о лицах, которые подготавливают, совершают или совершили противоправное деяние, по которому осуществление предварительного следствия является обязательным; о действиях или событиях, которые создают угрозу военной, государственной, экологической или экономической безопасности РФ.

В литературе уголовно-процессуальной тематики есть разные позиции в отношении института судебного контроля, до сегодняшнего дня единое понятие не выработалось.

Предложено различать такие виды судебного контроля как текущий судебный контроль в отношении действий и (или) решений органа предварительного расследования; итоговый судебный контроль хода и результатов оконченного предварительного расследования; судебный контроль действий и (или) решений суда нижестоящего уровня. Если перевести вышесказанное на язык практики, то будет звучать таким образом: любое действие либо же бездействие должностных лиц органов предварительного расследования может быть обжаловано в суд. Со вторым видом судебного контроля можем столкнуться, когда ошибки, которые могли быть допущены в ходе предварительного расследования, могут выявиться после окончания

последнего и передачи дела в суд для принятия его к своему производству. В данном случае уголовное дело возвращается прокурору. И наконец, третий вид судебного контроля выражается в апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении дела, при которых вынесенное постановление суда может быть отменено, изменено или же направлено для нового рассмотрения.


Выводы по 3 главе

В завершение вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие прямого закрепления в основном законе страны, институт судебного контроля за правоохранительными органами на сегодняшний день достаточно развит и актуален. Также необходимо отметить, что осуществление деятельности судебных органов по контролю за правоохранительными органами, условно можно разделить на три уровня, что обеспечивает и дает дополнительную гарантию для обеспечения конституционных прав, свобод интересов каждого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, совершенствование правовой базы, эффективное законотворчество и правоприменение законодательства, своевременность и неизбежность юридической ответственности, подавление правового нигилизма и формирование высокой правовой культуры - эти элементы помогают укреплять верховенство права, дают представление о неприкосновенности существующего правопорядка и укрепляют его. Веря в юриспруденцию и веру в силу государственных правоохранительных органов и общественных правозащитных организаций, уверенность в том, что права, свободы и интересы человека надежно гарантированы и защищены.

Детальный анализ положений Конституции Российской Федерации позволяет предположить, что признание положений второй главы о правах и свободах человека и гражданина в качестве высшей ценности соответствует теоретической модели верховенства права. Однако задача фактического обеспечения конституционных прав и свобод остается актуальной. Реалии сегодняшней жизни таковы, что мы все еще далеки от основной цели. Конституционное закрепление прав и свобод - это еще не реальность, а лишь желание или намерение законодателя. Большинство нормативных актов не соответствуют идеалам справедливости. Работа правоохранительных органов зачастую неэффективна, несмотря на ее многочисленность и многоуровневую систему. Степень и характер преступности указывают на криминализацию многих областей жизни. Система правосудия находится в остром кризисе недоверия к обществу. Такая тревожная ситуация негативно сказывается на правах и свободах человека в нашем государстве.

Чтобы преодолеть эту ситуацию, устранение этих недостатков в общественной жизни зависит не только от деятельности органов государственной власти, которые в настоящее время не имеют надежных механизмов защиты прав человека. Успех в защите и защите прав и свобод будет во многом зависеть от работы институтов гражданского общества, работы неправительственных правозащитных организаций и гражданской позиции каждого из нас.


Создание специальной, общедоступной системы защиты прав и свобод человека, необходимость которой очевидна, невозможна без единой системы прав человека, теоретические принципы которой активно развивались в последнее время в научных исследованиях. Было бы наивно ожидать, что реализация прав и свобод человека будет происходить без хорошо развитой, регулируемой системы общественных отношений, качество которой, как мы считаем, может обеспечить система прав человека.

Исследование показывает, что система прав человека наиболее четко отражает процесс приобретения качества правового, действительно гуманного и демократического общества через наше общество.

Система прав человека - это процесс фактической реализации конституционных прав и свобод человека посредством работы компетентных субъектов, использования эффективных инструментов и методов в области прав человека и предоставления прав человека общественности.

Юридическая ответственность, которая является элементом системы прав человека, делает ее существование в доктрине прав человека общей целью для всего института защиты прав человека - достижение благоприятного состояния защиты прав человека посредством осуществления определенных функций в области прав человека для осуществления правовой защиты.

СПИСОК литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.
  2. Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М.,2000.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года //СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. - М., 1989.
  4. Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 78/141 от 20 декабря 1993 года // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 6.- М., 2015 //
  5. Международные акты о правах человека // сб. документов. - М., 2010.
  6. Венская декларация и Программа действий от 25 июня 1993года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М.,2018.
  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2017.
  8. Протокол № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Подписан Советом Европы в Страсбурге 22 ноября 1984 года // Международные акты о правах человека: сб.документов. 2-е изд. - М., 2012.
  9. Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2017.
  10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2016.
  11. Регламент Европейского суда по правам человека. - пер. с англ. В. Власихина, О. Ложкина // Рос. юстиция. - 2012. - № 5.
  12. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2000; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст. 955.
  13. Конвенция № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» // Ведомости ВС СССР. - 02.07.1956. - № 13. - Ст. 279.
  14. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. Ст. 4532; Рос. газета. - 2012. - № 220. - 20 нояб.
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06. 2018. - № 25. - Ст. 2954. – С.46.
  16. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер.закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 39. - Ст. 4465.

Научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Права человека и закон. Историко-теоретические аспекты: монография. - СПб., 2018.
  2. Анисимов, П. В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики: монография. - Волгоград, 2014
  3. Шевцов, В.С. Права человека и государство в Российской Федерации: монография. - М., 2017.
  4. Кожевников, С. Н. Юридическая ответственность. Общая теория права: курс лекций / под общ. ред В. К., Бабаева. - Н. Новгород, 2013
  5. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. - СПб., 2014.
  6. Лейст, О.Э. Юридическая ответственность: учебник. Т. 2 / под ред. М. Н., Марченко. - М., 2018
  7. Лукашук, И. И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практ. пособие. - М., 2018.
  8. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А., Лукашева. - М, 2013.
  9. Горшкова, С. А. Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению // Журнал российского права. - 2017. - №11.
  1. Послание Президента Федеральному Собранию 1995 года // Рос. газета. - 1995. - 17 Февр.

  2. 1 Послание Президента Федеральному Собранию 1995 года // Рос. газета. - 1995. - 17 Февр.

  3. 2 Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. - 2018. - № 10. - С. 4-5.

  4. Все обращения (жалобы) согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» внимательно изучены аппаратом Уполномоченного. Принято к рассмотрению, в том числе совместно с другими государственными организациями, в соответствии с их компетенцией. 31,7 % жалоб. Принято к рассмотрению с разъяснением заявителю правовых средств защиты нарушенных прав 54,4 %. Направлен заявителю после ознакомления мотивированный отказ в рассмотрении жалобы - 11,7 %. В результате предпринятых мер по жалобам удалось восстановить нарушенные права по каждому пятому обращению заявителей (см. полный текст доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2004 году на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, www. ombudsman, gov. ru).

  5. Чинов П. Нарушения прав человека сотрудниками правоохранительных органов //Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2018 году. Московская Хельсинкская группа, (официальный сайт Московской Хельсинкской группы в Интернете: www. mhg. ru/publications/4E1CD64).

  6. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1, Свердловск, 1972. С. 371; Теория права. - М., 2018. С. 180.

  7. Самощенко И. С, Фарукшин М. X. Ответственность по советскому законодательству. - М., 2015. С. 43.

  8. Лившиц Р. 3. Теория права. - М., 2014. С. 147.

  9. Лиховидов К С. Актуальные проблемы теории юридической ответственности // М.. - 2017. - №3. - С. 11.

  10. Статья 33 Конституции Российской Федерации

  11. О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 года № 1417 // Собрание законодательства Российской Федерации 2018 №46 Ст. 4511