Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 9

Принципы исследования спроса на потребительские товары [34]

Название принципа

Краткая характеристика

Системность

Спрос должен рассматриваться при проведении исследований как целостная система, которая, с одной стороны, состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, а с другой стороны, является подсистемой или элементом более крупной системы (потребительского рынка)

Научность

Исследование спроса на основе научно обоснованной и апробированной методики, базирующейся на общенаучных, аналитико-прогностических методах, а также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний (психологии)

Комплексность

Учет в процессе исследования составляющих изучаемого объекта в их взаимосвязи и взимообусловленности

Достоверность

Обеспечение получения информации, полно и адекватно отражающей развития спроса на основе точного воспроизведения его объективного состояния

Объективность

Исключение субъективизма во мнениях исследований на процесс изучения спроса и выводы анализа, обеспечение полноты отображения в системе показателей процесса, явления

Целенаправленность

Ориентация исследования спроса на конкретные цели и задачи

Непрерывность

Постоянные проведения исследования спроса и постоянное отслеживание и анализ информации о спросе и факторах, его определяющих

Релевантность

Получение информации о спросе в точном соответствии с поставленными задачами

Оперативность

Обеспечение при проведении исследования спроса достижения минимального временного интервала от изучаемых явлений до поступления информации о них в систему управления

Сопоставимость

Исследование спроса осуществляется по одинаковым направлениям по идентичным методикам, позволяющим проводить сравнение, сопоставление результатов исследования за различные периоды времени

Обозримость

Обеспечение наличия определенной системы показателей, позволяющих полно и глубоко оценить состояние и развитие спроса на потребительские товары

Принцип древовидной структуры

Предполагает наличие в системе частных и обобщенных показателей различной степени интеграции, связанных методическими и формальными отношениями, позволяющими представить полную оценку спроса путем свода некоторых частных показателей в обобщающие

Эффективность

Обеспечение эффективности проведения исследования спроса за счет получения максимального объекта информации при минимальных затратах времени и средств и окупаемости затрат на проведение исследования, с одной стороны, и достаточности собранной информации о спросе для принятия эффективного управленческого решения, с другой.

Дифференцированный подход

Обеспечение исследования спроса не только в целом по общему объему, но и в разрезе совокупности однородных видов, в различных аспектах


На подготовительном этапе также разрабатывается программа проведения анализа, которая представляет собой общий план осуществления исследования (табл. 10).

Важной составляющей подготовительного этапа изучения и оценки текущего спроса является формирование информационной базы анализа по теме исследования, осуществляется сбор и предварительная обработка первичной (анкет) и вторичной (официальная статистика) информации с использованием различных методов, а также изучение экономических предпосылок анализа, а именно:

1. изучение законодательных и нормативных документов по проблемам развития рыночных отношений, социально-экономическому развитию страны, региона, изучению удовлетворенности потребностей населения и т.п;

2. решения Правительства и местных органов власти по вопросам

социального и экономического развития;

3. анализ СТЭП-факторов, оказывающих влияние на спрос;

4. изучение социально-экономических показателей развития г. Челябиснка, Челябинской области (структура производства, структура доходов и расходов населения) и т.д.

Таблица 10

Программа исследования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия г. Челябинска

Цель

изучение и оценка спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска

Задачи

  • изучить теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары
  • исследовать потребительские предпочтения и спрос на хлеб и хлебобулочные изделия
  • оценить уровень и структуру сложившегося спроса на хлеб и хлебобулочную продукцию

Объект

потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска

Предмет

спрос на хлеб и хлебобулочные изделия

Сроки проведения

дата первого исследования – февраль 2018г.

дата второго исследования – февраль 2019г.

Используемые методы

Методы сбора информации: наблюдение, анкетирование (опрос)

Методы обработки информации: методы сравнения, графический метод, метод группировки

План-график

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

I исследование

II исследование

1.

Разработка инструментария (анкета)

27.12-31.12

2.

Проведение анкетирования

1.02-8.02

1.02-8.02

3.

Выбраковка негодных анкет

9.02-10.02

9.02-10.02

4.

Ввод данных в компьютер

11.02-14.02

11.02-14.02

5.

Обработка данных

14.02-16.02

14.02-16.02

6.

Выводы и рекомендации по результатам исследования

17.02-24.02

17.02-24.02


2. Основной этап:

В ходе основного этапа исследования спроса первоначально осуществляется выявление и анализ основных факторов, определяющих формирование и развитие спроса на изучаемые товары. При этом всю совокупность СТЭП - факторов целесообразно объединить в 3 группы:

1) общие – влияют на спрос на рынке как отдельных регионов, так и страны в целом (уровень жизни населения, уровень цен и инфляции и др.)

2) региональные – оказывают влияние на спрос на региональные рынки товаров: демографические (численность и естественное движение населения, состав населения (по полу, возрасту)), природно-климатические (температура, влажность воздуха оказывают сильное влияние на урожайность зерна, а, следовательно, и на рынок хлеба и х/б изделий) и др.

3) специфические – определяют развитие спроса на отдельные виды товаров и товарных групп: психологические (мода, здоровый образ жизни и т.д.), состояние здоровья (аллергия, ожирение и т.д.) и др. [5]. Кроме того, при исследовании факторов, формирующих спрос,

целесообразно подразделить их на 2 большие группы:

- факторы, стимулирующие развитие спроса на исследуемые товары;

-факторы, сдерживающие развитие спроса на исследуемые товары.

Подобная дифференциация факторов позволяет принять эффективные управленческие решения по дальнейшему развитию спроса на потребительские товары, по увеличению его объема [11].

Важным направлением основного этапа является изучение и оценка предпочтений и текущего спроса населения, которое возможно осуществить в следующих аспектах:

- выявление мотивов совершения покупки конкретными потребителями;

- изучение и оценка предпочтений и текущего спроса на определенные товары и товарные группы по общему объему (в стоимостном или реальном выражении), по ассортименту, по качественным характеристикам (вкус, запах, пористость, пропеченность) и др.

С помощью непосредственного анкетирования респондентов изучается и оценивается степень удовлетворенного спроса населения на конкретные товары с одной стороны, и определяются причины отсутствующего и неудовлетворенного спроса на данные товары, с другой стороны [5].

Одним из основных направлений изучения спроса на потребительские товары является сегментирование потребителей, т.е. выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению [13], проводимое в несколько основных этапов:

- выбор принципов сегментирования;


- сегментирование потребителей по выбранным критериям;

- выбор условных сегментов потребителей.

Выбор условных сегментов потребителей позволяет коммерческим предприятиям разработать наиболее эффективную стратегию своей деятельности на рынке потребительских товаров с ориентацией на определенные целевые группы, предъявляющие относительно однородный спрос на конкретные потребительские товары [27].

3. Заключительный этап:

На данном этапе анализа спроса обобщаются результаты проведенных исследований, выявляются основные тенденции особенности развития спроса на потребительские товары [34]. После обобщения результатов анализа осуществляется предоставление соответствующего отчета, содержащего детально обоснованные выводы; разрабатываются мероприятия по реализации наиболее перспективных вариантов рекомендаций, направленных на рост потребительской удовлетворенности.

Процесс прогнозирования спроса на потребительские товары представляют собой систему последовательного выполнения операций, представленных на рисунке 3.

Рисунок 4 - Последовательность проведения прогнозирования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия

Рассмотрим более подробно содержание каждого из данных этапов.

Подготовительный этап

Начинается осуществление этапа с выбора объекта и предмета исследования.

Предметом прогнозирования в данной работе выступает спрос на хлеб и хлебобулочные изделия.

Объектом является потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий города Челябинска.

Важным моментом проведения исследования является определение целей и принципов прогнозирования спроса (табл. 11) [5]. Основной целью является прогнозирование спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий города Челябинска.

Таблица 11

Характеристика основных принципов прогнозирования спроса на потребительские товары [5]

Принципы прогнозирования

Характеристика принципов прогнозирования

1. Системность

Прогнозирование на условиях целостности, структурности, иерархичности, целенаправленности, управляемости, функциональности

2. Комплексность

Обязательное отображение процессов системами, построенными с учетом взаимосвязей их элементов между собой и внешней средой, их взаимного влияния

3. Научная обоснованность

Прогнозирование на основе объективных законов развития процесса, выявления их устойчивых тенденций и научных методов

4. Непрерывность

Разработка прогнозов – постоянный процесс, при котором одни прогнозы приходят на смену другим, корректируются по мере поступления новых данных

5. Точность

Прогнозы должны обладать определенной точностью расчетов, не позволяющей допускать ошибки при принятии управленческих решений

6. Целенаправленность

Прогноз должен быть направлен на достижение определенных целей в соответствии с выбранными приоритетами

7. Сбалансированность

Обеспечение балансовой увязки всех показателей и соблюдение установленных пропорций при прогнозировании

8. Альтернативность

Разработка нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза

9. Оптимальность

Из возможных вариантов прогноза должен быть выбран наилучший, наиболее эффективный

10. Гибкость

Возможность оперативной корректировки и изменения прогнозов в соответствии с изменением внешней и внутренней среды


Важной составляющей подготовительного этапа прогнозирования спроса является формирование базы данных по теме исследования. Информационное обеспечение системы исследования и прогнозирования спроса включает в себя сбор первичных (с помощью анкетного опроса) и вторичных (официальная статистика) данных из различных источников (внутренних - отчеты компаний о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты и т. п.; внешних - публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний) [34], обязательная проверка того, что они верны.

При определении перспектив развития спроса необходимо выбрать такие методы прогнозирования, которые обеспечат не только полноту, достоверность и точность прогноза спроса, но и позволят сократить до минимума затраты времени и средств на сам процесс прогнозирования [5].

При выборе метода прогнозирования следует учитывать влияние ряда факторов:

- существо практической проблемы, подлежащей решению;

- рост числа методов планирования и необходимость их классификации;

- сложность как решаемых задач, так и объектов планирования;

- вид и характер располагаемой информации;

- требования к результатам планирования (точность, достоверность и т.д.);

- предполагаемый тип менеджмента.

Этот этап является особо значимым для прогнозирования и в то же время наиболее сложным, поскольку на данном этапе формируется информационно – методический базис всего процесса прогнозирования.

Основной этап

В ходе основного этапа перспективы развития спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий края будут определены с помощью планирования объема реализации данной продукции количественными методами, среди которых нами будут использованы следующие:

1. Экономико – статистические методы:

1.1 Метод прогнозирования на основе среднегодовых темпов роста;

1.2 Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности;

1.3 Метод прогнозирования на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней

2. Экономико – математические методы

3. Метод экстраполяции рядов динамики.

Прогнозирование спроса на хлеб и х/б изделия на потребительском рынке будет осуществляться и качественными методами [7], а именно методом индивидуальных экспертных оценок (индивидуальный) [16] - путем анкетирования потребителей.

Заключительный этап

На заключительном этапе обобщаются результаты проведенных исследований, выявляются основные тенденции особенности прогнозирования спроса на хлеб и х/б изделия на потребительском рынке города Челябинска; разрабатываются мероприятия по реализации наиболее перспективных вариантов рекомендаций, направленных на рост потребительской удовлетворенности в будущем в данной продукции.