Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предложенная классификация спроса позволит торговым предприятиям правильно определить вид спроса и соответствующий ему тип маркетинга, разработать на этой основе эффективную стратегию коммерческой деятельности на потребительском рыке.

На спрос на потребительские товары оказывает влияние большое количество факторов (таблица 3), каждый из которых может, как стимулировать, так и сдерживать развитие спроса, в зависимости от ситуации [34].

Таблица 3

Классификация факторов, оказывающих влияние на спрос [составлено по 34]

Признак

Виды

Примеры

По масштабу

а) Глобальные

б) Текущие

а)Процессы урбанизации человеческой культуры, масштабы и направления НТП

б) СТЭП-факторы

По природе возникновения

а)Социал.-демографические

б) Технологические

в) Экономические

г) Прочие

а) Уровень жизни, численность населения, социальные слои б)Прогрессивные формы товароснабжения, реализации товаров

в) Денежные доходы населения, уровень цен, инфляции

г) Психологические (реакция на моду, потребительские мотивы), природ.-климатические.,

политические

По характеру влияния

а) Общие

б) Частные

а) Курсы валют, индексы цен, экономический кризис.

б) Географическое положение, покупательные фонды населения определенной территории

По степени влияния

а)Оказывающие сильное влияние на спрос

б)Оказывающие умеренное влияние на спрос

в)Оказывающие незначит. влияние на спрос

В зависимости от вида товара, степень воздействия меняется, и фактор, оказывающий сильное воздействие при спросе на один товар, будет умеренным или даже незначительным при спросе на другой

По возможности измерения

а)Количественно измеримые

б) Косвенно измеримые

а) Экономические

б)Психологические

По степени управляемости

а) Управляемые

б) Неуправляемые

а)Цена на товары, законодательные ограничения на продажу отдельных видов товаров

б)Религия, мода, климат

По направленности влияния

а)Увеличивающие спрос

б) Уменьшающие спрос

а)Рост денежных доходов и покупательной способности населения

б)Рост цен, увеличение инфляции

По характеру воздействия

а)Непосредственно влияющие на спрос

б) Косвенно влияющие на спрос

а)Численность, половозрастной состав, цена

б)Уровень образования, культурные ценности и нормы поведения

По продолжительности действия

а)Долговременного действия

б)Среднесрочного действия в)Краткосрочного действия

а) Размер покупательных фондов, физиологические потребности человека

б)Цена, климат, культурн. ценности

в) Мода, реклама, сезонность

По степени предсказуемости

а) Предсказуемые

б) Непредсказуемые

а) Объем производства, импорта, физиологические потребности

б)Мода, реклама, реакция на окружающую действительность


Важным признаком классификации факторов, влияющих на спрос, является природа их возникновения. Всю совокупность этих факторов по данному признаку условно подразделяют на 4 группы: социально-демографические, технологические, экономические и прочие [5]. Экономические и социально- демографические факторы тесно взаимосвязаны: например, размер заработной платы зависит от рода занятий и возраста, а величина среднедушевого дохода – еще и от состава и количества членов семьи. Поэтому их можно отнести к интенсивно воздействующим факторам. При увеличении доходов населения, как правило, увеличивается спрос на дорогостоящие товары и услуги, но при этом, снижается спрос данной группы на более дешевые товары [34].

Для покупателей же с низкими или снижающимися доходами складывается другая ситуация: при снижении дохода покупательский спрос на дорогостоящие товары также снижается, но одновременно растет на относительно дешевые. Взаимосвязь доходов определенных групп потребителей и их спроса на конкретные товары необходимо учитывать при планировании ассортимента выпускаемой продукции, выделяя свой целевой сегмент [35].

В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товароснабжения, послепродажное обслуживание на основе современных технологий и др.

Потребность в том или ином товаре также обусловлена природно- географическими (географическим месторасположением региона или города) и культурно-образовательными факторами, относимыми к прочим факторам.

Степень и направленность влияния этих укрупненных групп определяется конкретными условиями жизни, состоянием экономики, что подчеркивает необходимость постоянного анализа тенденций и характера развития факторов, формирующих спрос.

Таким образом, спрос является сложной экономической категорией, отражающей, с одной стороны, потребность покупателя в продукции, желание приобрести товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона [5]. Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей [38]. Поэтому исследование спроса на продукцию имеет большое значение.

1.2 Информационная база исследования спроса


Важным этапом исследования спроса на потребительские товары является создание информационной базы, представляющей собой систему показателей, позволяющих получить всестороннюю количественную и качественную характеристику закономерностей и особенностей развития спроса на потребительском рынке [5].

«Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения». Информация о спросе – это совокупность данных, характеризующих объем, структуру спроса, закономерности и тенденции его развития, объясняющих причины возникновения изменений спроса, степень его удовлетворения. Информация о спросе должна отвечать определенным требованиям (табл. 4)

Целью сбора информации о спросе является получение всесторонней характеристики его состояния за определенный период времени. Она включает следующие основные параметры:

1) фактические размеры спроса (действительный спрос, реализованный спрос, неудовлетворенный спрос);

2) тенденции изменения спроса (рост, снижение, замедление, ускорение), сдвиги в структуре спроса на основные товары, товарные группы и т.д.

Таблица 4

Требования к информации о спросе на потребительские товары [34]

Требования

Характеристика требования

Сопоставимость

Способность обеспечивать сравнимость показателей спроса по времени, методологии, предмету исследования, показателям и т.д.

Достаточность по объему

Объем информации должен полностью обеспечивать решение целей изучения спроса

Своевременность

Своевременность получения информации и ее передачи, способствующей росту эффективности принимаемых управленческих решений

Полнота

Достаточная полнота охвата исследуемого объекта по определенному кругу показателей, позволяющая провести качественный, системный, комплексный и дифференцированный анализ покупательского спроса

Возможность обработки

Возможность обработки на современной вычислительной технике, повышающая качество и быстроту обработки информации, экономя при этом трудовые и финансовые средства

Наглядность

Наглядность представления, облегчает восприятие информации о спросе и повышает качество проводимого анализа

Релевантность

Предлагаемая информация должна соответствовать решаемой проблеме

Сопоставимость

Информация должна быть сравнима за счет предмета и методологии исследования системы показателей, ее характеризующих

Доступность для восприятия

Информация должна быть понятна, иметь удобный вид для заинтересованного субъекта

Объем

Полнота информации о спросе для принятия обоснованных управленческих решений:

I уровень – информационная избыточность;

IIуровень – требуемый уровень информации;

III уровень – недостаток информации

Открытость

Возможность предоставления информации различным контингентам пользователей

Достоверность

Отражение реальных сведений о спросе в общем объеме информации

Насыщенность

Соотношение полезной и фоновой информации, служащей для лучшего восприятия полезной информации:

Iуровень – высокий (полезная информация 80-100% от общего объема информации о спросе)

IIуровень – нормативный (полезная информация 50-80% всей информации о спросе)

IIIуровень – низкий (доля полезной информации < 50% от общего объема информации о спросе)

Ценность

Характеризует соотношение уровня затрат на ее получение и эффект от ее использования для управленческих решений


В экономической литературе выделяют большое количество видов информации о спросе, которые можно классифицировать по ряду признаков, приведенных в таблице 5[34].

Таблица 5

Классификация видов информации о спросе на потребительские товары

Признак классификации

Виды информации

По отношению к объекту исследования

Внутренняя

Внешняя

По значимости для предмета исследования

Основная

Дополнительная

По способу получения (сбора)

Первичная

Вторичная

По видам

Общая

Коммерческая

Специальная

По периодичности поступления

Регулярная

Эпизодическая

По назначению

Справочная,

Рекомендательная

Нормативная

По степени обработки

Обработанная

Необработанная

По возможности численной оценки

Количественная

Качественная

По степени охвата объекта исследования

Общая

Локальная

По форме предоставления

Текстовая

Табличная

Матричная

Графическая

Числовая

По каналам прохождения

Входящая

Исходящая

Признак классификации

Виды информации

По измерителям

В натуральных измерителях

В условно-натуральных

В стоимостных

По степени постоянства

Постоянная

Условно-постоянная

Переменная

По отношению к времени принятия решения

Предварительная

Оперативная

Итоговая

По охватываемому периоду исследования

Ретроспективная

Текущая

Прогнозная

Информационное обеспечение есть процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде [11].


Информационное обеспечение системы исследования спроса включает в себя сбор первичных (анкет) и вторичных (официальная статистика) данных из различных источников [11], использование различных методов для сбора и обработки информации и ее обобщения.

В данной работе при изучении состояния спроса на продовольственные товары предприятия была сформирована информационно-методическая база, представленная в табл.6 [5].

Таблица 6

Информационное обеспечение системы исследования спроса на продукты питания [5]

Входная информация

Основные показатели, рассчитываемые при анализе

Выходная информация (результаты анализа)

1. Изучение состояния покупательского спроса на продовольственные товары

-статистические данные об изменении численности населения, а также среднедушевого дохода

  • параметры, характеризующие текущий спрос (объемы продаж);
  • количественные и структурные характеристики потребительского сектора
  • эластичность спроса, факторный анализ влияния показателей на спрос;

-степень удовлетворенности спроса по видам товаров и группам потребителей;

  • структура потребительского сектора;

- оценка влияния различных факторов на величину спроса;

- набор потребительских свойств товаров и требования потребителей к ним;

- результаты анкетных опросов по определению потребительских предпочтений в разрезе свойств отдельных видов товаров;

-уровень конкурентоспособности товаров.

2. Анализ перспективного спроса на продовольственные товары

  • параметры потенц. спроса (информация по опросам опредъявля-

емых потребителями требованиях и предпочтениях);

  • данные о потребителях по анкетному опросу;
  • размер фактическ. спроса
  • показатели потребит.предпочтений;
  • прогнозный уровень спроса;
  • выбор признаков группировки потребителей;
  • тенденция изменения фактическ. уровня спроса
  • сегментация потребителей и выбор целевого сегмента;
  • набор свойств, определяющих выбор товара;
  • определение прогнозного уровня спроса

Представленное информационное обеспечение анализа спроса является обоснованным, и для подтверждения этого рассмотрим сущность основных показателей системы изучения спроса в соответствии с выделенными блоками.