Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары
1.1 Спрос как экономическая категория и его характеристика
1.2 Информационная база исследования спроса
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Изучение и оценка спроса на продукцию АО «Первый Хлебокомбинат»
В целях совершенствования ассортимента хлеба и х/б изделий АО «Первый Хлебокомбинат» нами было проведено анкетирование потребителей, результаты которого представлены в табл. 12.
Таблица 12
Анализ предпочтений и частоты приобретения хлеба и х/б изделий
Ассортимент |
Спрос потребителей, % |
||
1-2 раза в неделю |
3-4 раза в неделю |
ежедневно |
|
Хлеб, в т.ч. |
|||
Хлеба классические: |
|||
Фирменный 1 с |
50 |
33 |
17 |
Бородинский |
57 |
43 |
- |
Хлеб из пшеничной муки 1С |
50 |
26 |
24 |
Ивановский |
14 |
20 |
- |
Кутузовский |
- |
25 |
- |
Заварной |
50 |
28 |
6 |
Новоукраинский (нарезка) |
12 |
15 |
- |
Рижский |
18 |
5 |
- |
Дарницкий(нарезка) |
4 |
- |
- |
Житный |
- |
10 |
- |
Аппетитный |
60 |
12 |
20 |
Домашний |
8 |
31 |
43 |
Хлеба национальные: |
|||
Лаваш кефирный |
10 |
13 |
- |
Багет французский |
- |
- |
- |
Хлеба порционные: |
|||
Низкокалорийный порционный |
15 |
22 |
3 |
Ассорти |
30 |
6 |
- |
Хлеба функциональные: |
|||
Хлеб Отрубной |
- |
22 |
11 |
Сибирский (нарезка) |
- |
17 |
- |
Петрович |
45 |
- |
28 |
Скандинавский |
22 |
- |
|
Здоровый завтрак |
7 |
- |
- |
Бабушкин бездрожжевой |
35 |
- |
- |
Овсяный |
- |
32 |
29 |
Мультисид |
- |
- |
2 |
Гурман |
15 |
23 |
8 |
От Михалыча |
- |
45 |
12 |
Хлебобулочные изделия, в т.ч. |
|||
Булочные |
13 |
22 |
- |
Бараночные |
5 |
15 |
- |
Сдобные |
16 |
17 |
- |
Сухари |
- |
8 |
- |
Батоны |
13 |
17 |
- |
Диетические х/б изделия |
10 |
6 |
3 |
Предприятию АО «Первый Хлебокомбинат» на основе проведенного исследования рекомендуется увеличить реализацию по хлебу по таким видам как :
• хлеба классические: «Фирменный», «Бородинский», хлеб из пшеничной муки 1сорта, «Заварной», «Аппетитный»
• хлеба функциональные: «Петрович», «Американский тостовый», «Бабушкин бездрожжевой», «Овсяный», «от Михалыча».
По хлебобулочным изделиям таких видов, как булочные, сдобные и батоны, и снизить по остальным видам в связи с пониженным спросом и усиленной конкуренцией по данным товарам (компания «Бельгийские пекарни», кафе-пекарня «Cinnabon», магазин-пекарня «Чудо-печка» и т.д.) для рационального использования объемов предприятия.
Также предприятию необходимо расширить свой ассортимент за счет внедрении такого вида х/б изделий как хрустящие хлебцы, которые согласно анкетированию, пользуются спросом у населения города Челябинска и непременно, их присутствие в ассортименте АО «Первый Хлебокомбинат» посодействует увеличению прибыли предприятия. Так же можно порекомендовать данному предприятию ввести новую товарную позицию такую, как безглютеновый хлеб и безглютеновые хлебобулочные изделия (крендельки, булочки, багеты, хлебцы), чтобы сохранить категорию покупателей своего предприятия, которые имеют аллергию или стремятся к здоровому образу и переходят на безглютеновое питание.
Безглютеновый хлеб сейчас набирает большую популярность. Основная польза такого хлеба, помимо отсутствия глютена, большое количество различных витаминов, минералов, сложных углеводов и аминокислот. К безглютеновому хлебу относят изделия, приготовленные на основе льняной, миндальной, гречневой, рисовой ореховой, кукурузной, амарантовой, нутовой муки и муки из лебеды.
Так же АО «Первый Хлебокомбинат» для увеличения объема продаж необходимо постоянно изучать спрос и следить за предпочтениями потребителей, чтобы на витринах всегда имелся тот сорт товара, который пользуется наибольшим спросом у потребителей. Изучения покупательских предпочтений можно проводить с помощью анкетирования покупателей данного магазина.
2. Мониторинг рынка хлеба и х/б изделий
Мониторинг — это систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, изучения тенденций, исследования конкурентной среды.
Данные отчеты помогут предприятию узнать об объемах продаж того или иного вида хлеба и х/б изделий, среднюю цену товара на рынке за какой-либо временной отрезок, проанализировать ценообразование отдельных игроков рынка или выбрать себе поставщика с самыми выгодными ценами. Наблюдение за ценами и ассортиментом поможет при оценке возможности конкуренции в той или иной отрасли. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки в маркетинг, в управление, что способствует повышению эффективности деятельности АО «Первый Хлебокомбинат».
Таблица 13 – Характеристика мониторинга рынка хлеба и х/б изделий
Направления мониторинга |
Информационная база |
Периодичность получения информации |
Методическая база |
Организационная база |
Источники |
1. Ситуация на рынке хлеба и х/б изделий и перспективы ее развития |
-Показатели соотношения между спросом и предложением -Показатели, характеризующие емкость рынка -Уровень и тенденции движения цен |
Сбор информации один раз в квартал, ее анализ один раз в квартал |
Методы сбора информации: -наблюдение -экспертные опросы (анкетирование) - телефонные опросы производителей метод «таинственного покупателя» Информация, полученная каждым из методов, сводится в единую информационную базу. Полученный массив обрабатывается, данные сводятся в таблицы, отчеты дополняются графическими диаграммами и комментариями |
Отдел развития и маркетинга АО «Первый Хлебокомбинат». Это могут быть специализированные отделы или отделы, выполняющие близкие функции, например, отделы экономической информации, отделы сбыта Привлечение специальных компаний по исследованию рынка |
Открытые источники (базы данных, прайс-листы, сайты предприятий) Специализированные базы данных — Росстат и др. Периодическая печать Информация, собранная на выставках, ярмарках Информация, полученная на конъюнктурных совещаниях и с помощью других экспертных методов |
2. Сегментация рынка |
Объемы реализации хлеба по классам и потребителям |
||||
3. Определение количественны х характеристик сегмента |
|
||||
4. Оценка уровня конкурентоспособности продукции АО «Первый Хлебокомбинат» на данном товарном рынке |
|
||||
5. Составление прогноза развития ситуации на данном товарном рынке |
- Объемы реализации в натуральном и стоимостном выражении - Цены на хлеб и х/б - Тенденции, складывающиеся на рынке, сегменте |
По результатам года |
3. Совершенствование рекламной деятельности
После введения новых товарных позиций данному предприятию рекомендуется провести рекламную акцию, которая может включать в себя:
а) Раздача листовок о новой товарной позиции «Безглютеновый хлеб», с указанием всей необходимой информации, а также указанием цены (в среднем 219 руб. за булку хлеба массой 0,5кг);
б) Проведение дегустаций, с периодичностью раз в 2-3 месяца, для поддержания интереса потребителей;
в) Маркировка данной продукции наклейками «здоровое питание»;
В последние годы все большую популярность набирает такое направление как аромомаркетинг, и в частности запах свежеиспеченного хлеба увеличивает сумму среднего чека на 15-20%, распыление данного запаха рядом с хлебными витринами приведет к увеличению объема продаж, как хлеба, так и всего ассортимента в целом.
Стоит отметить, что данная товарная группа является социально значимой группой товаров, и снижение потребления нельзя оценить однозначно положительно. Государству стоит обратить на это внимание:
- проводить политику поддержки малого и среднего бизнеса в сфере хлебопечения;
- регулировать торговые надбавки на данную товарную группу;
- проводить исследования, разрабатывать новые рецептуры диетического хлеба, применять новые технологии.
Таким образом, предложенные рекомендации позволят АО «Первый Хлебокомбинат» привлечь значительное количество покупателей, а, следовательно, и увеличить объемы продаж. Что в свою очередь приведет к увеличению прибыли на предприятии.
Заключение
В ходе решения данных задач были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты исследования спроса потребителей на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска.
К положительным моментам можно отнести тот факт, что скудный выбор на хлебной полке ушел в советское прошлое: ассортимент данной продукции постоянно расширяется и обновляется. В связи с этим проведенное исследование потребительских предпочтений позволило выявить достаточно высокий уровень удовлетворенного спроса населения города Челябинска на хлеб и х/б изделия (примерно 90%). Сегодня главными критериями при выборе хлебной продукции являются вкусовые качества, собственный опыт, наличие витаминов и минеральных веществ, а также оптимальное сочетание цены и качества. Так же применение новых технологий производства и упаковки данной продукции приводит к увеличению сроков хранения, без потерь качества хлеба и хлебобулочных изделии. Кроме того, к положительным выводам наводит то обстоятельство, что в Челябинске существует и развивается большое количество предприятий, занимающихся хлебопечением, что говорит о наличии конкуренции на рынке, а значит и о широком выборе для потребителей. Несмотря ни на что, рынок хлеба в Челябинске с каждым годом развивается. Этому способствует постоянное исследование образцов хлеба и хлебобулочных изделий, что приводит к улучшению ассортимента.
Однако, существуют и отрицательные моменты. Прежде всего это связано с изменениями и в структуре потребления продуктов питания в домашних хозяйствах Челябинской области: увеличивается потребление фруктов, рыбы и рыбопродуктов, мяса и мясо продуктов, молочных изделий. Вместе с тем следует отметить сокращение потребления картофеля, хлебобулочных и кондитерских изделий, т. е. наблюдается увеличение доли денежных средств покупателей, направляемых на высококачественные продукты питания (фрукты, мясопродукты, молочные и рыбные изделия) и снижении доли средств, предназначенных для приобретения более дешевых продуктов питания, отличающихся высоким содержанием углеводов (хлеб, хлебопродукты, кондитерские изделия ), что свидетельствует об определенной рационализации питания жителей края. Кроме того, к основным причинам сокращения спроса можно отнести высокий индекс цен на хлеб и хлебобулочные изделия, нестабильный рост численности экономически активного населения, увеличение доли денежных средств потребителей, направленных на оплату услуг, в результате чего происходит снижение доли денежных средств потребителей, направленных на оплату продуктов питания, а, следовательно, и на покупку хлеба и хлебобулочных изделий.
Использование результатов исследования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия г. Челябинска в коммерческой деятельности предприятия АО «Первый Хлебокомбинат» позволило выявить следующие моменты. В целом деятельность предприятия является нестабильной: предприятие находится в кризисном состоянии, в условиях банкротства. Для выполнения главной цели, а именно повышение эффективности деятельности, данному предприятию необходимо провести ряд мероприятий. К основным рекомендациям по улучшению деятельности АО «Первый Хлебокомбинат» необходимо отнести:
- расширить ассортимент (хрустящие хлебцы, диетические хлебобулочные изделия, безглютеновый хлеб и безглютеновые хлебобулочные изделия;);
- мониторинг рынка хлеба и х/б изделий;
- проведение рекламных акций (раздача листовок, проведение дегустации новых сортов продукции).
Данные мероприятия позволят привлечь значительное количество покупателей, а, следовательно, и увеличить объемы продаж. Что в свою очередь приведет к увеличению прибыли на предприятии АО «Первый Хлебокомбинат».
Таким образом, анализ спроса на потребительские товары является одним из важнейших направлений экономического анализа. Ведь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов потребителя и активного воздействия на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими потерями и обеспечивать получение необходимого размера прибыли.