Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый блок включает в себя изучение фактического состояния спроса на продукты питания. Внешней (входящей) информацией будут являться данные Челябинского комитета государственной статистики, а также первичные данные анкетного опроса. На основе входной информации (объемы продаж, ответы на анкетный опрос) можно судить о состоянии потребительского спроса [5].

Второй блок изучения спроса включает в себя оценку параметров, необходимых для прогнозирования будущего покупательского спроса [5]. Основной информацией, использующейся в данном блоке, являются данные анкетного исследования потребителей, позволяющие выявить предпочтения покупателей, а также определить целевой сегмент.

При изучении состояния спроса на потребительские товары в первую очередь необходимо проанализировать имеющуюся информацию, а затем сформировать информационную базу данных.

В связи с тем, что размер реализованного спроса отражается в показателе «Товарооборот» (его объеме и структуре), то фактическим источником вторичной информации является действующая бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия. Размер неудовлетворенного спроса анализируется при проведении опросов респондентов [34]. В зависимости от вида спроса (реализованный, текущий, неудовлетворенный, потенциальный) используются различные методы сбора информации.

Основным методом сбора информации для оценки спроса является опрос респондентов [5]. Это объясняется тем, что спрос – это потребность каждого потребителя, подкрепленная денежными доходами [34], поэтому для выявления неудовлетворенного и потенциального спроса необходимо именно анкетирование. В основе анкетирования лежат статистические методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования является предварительное изучение генеральной совокупности, оценка ее однородности, ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности опрашиваемых [5].

Кроме того, с помощью такого метода сбора данных как наблюдение невозможно получить информацию о мотивации тех или иных поступков, о демографических и социально-экономических характеристиках наблюдаемых, определить факторы, повлиявших на их выбор, и другие характеристики.

На различных этапах жизненного цикла товара соотношение видов информации и ее значение для принятия управленческого решения будут неодинаковы. На этапе выведения товара на рынок наибольшее внимание следует уделить предварительной информации. Для поддержания спроса на уже производимую и известную продукцию большое значение имеет оперативная информация (бухгалтерская, статистическая отчетность и первичный учет).


При сборе информации о спросе применялись следующие методы:

• наблюдение;

• анкетирование (опрос)

Одним из основных методов изучения спроса на потребительские товары и получение информации о ней является метод наблюдения, предполагающий не коммуникации с респондентами, а наблюдения за выбранными группами людей, их действиями [5].

При исследовании спроса на потребительские товары использовались следующие виды наблюдений:

- прямое, т.е. непосредственное наблюдение за покупателями в предприятиях торговли;

- непрямое, т.е. исследование не самого поведения потребителей, а его результатов (изменение величины товарооборота хлеба и х/б изделий торгового предприятия в динамике).

Опрос (анкетирование) респондентов – наиболее сложный и дорогой, но один из самых эффективных методов изучения и оценки спроса на потребительские товары, поскольку позволяет устанавливать личные контакты с покупателями и получать конкретную информацию о них по интересующим исследователя вопросам. Опрос проводился в виде анкетирования по почте, личного интервьюирования, самостоятельного заполнения анкет [5].

При обработке информации использовались следующие методы:

• методы сравнения - это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития;

• графический метод – используется, когда полученные в результате

обработки материалы изучения спроса, расположенные в таблице, и ряды динамики нуждаются в наглядном изображении с помощью построения статистических графиков;

• метод группировки – при обработке и анализе материалов изучения спроса за основу группировочных признаков берутся основные факторы, формирующие спрос (например, социально – экономические, половозрастные и др. качественные признаки, а также размеры дохода, возраст и др. количественные признаки).

Выбор конкретного метода зависит от цели и задач исследования спроса, от объема имеющейся первичной и вторичной информации о спросе и его факторах.

Изучив теоретические и методические аспекты изучения и прогнозирования спроса, во второй главе перейдем к исследованию потребительских предпочтений и спроса населения г. Челябинска на хлеб и хлебобулочные изделия, предварительно охарактеризовав основные факторы, влияющие на формирование спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, с учетом региональных особенностей их развития.


Глава 2. Прогнозирование спроса и оценка потребителей г. Челябинска на примере АО «Первый Хлебокомбинат»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

АО «Первый Хлебокомбинат» является одним из ведущих предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий на территории Челябинской области. Зарегистрировано данное юридическое лицо 15.12.2002 г., ОГРН 1027403892834. Действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, Учредительным договором от 03.04.1935 и Уставом.

Органами управления АО «Первый Хлебокомбинат» являются: общее собрание акционеров, совет директоров. Компанию возглавляет Сенчищев Вячеслав Николаевич.

Таблица 7

Общая характеристика торгового предприятия

Показатели

Характеристика

Наименование предприятия

АО «Первый Хлебокомбинат»

Юридический адрес

454090, Росия, Челябинская обл., Челябинск г., 3-го Интернационала ул., 107

Организационно-правовая форма

Непубличное акционерное общество

Основные конкуренты

Еткульский хлебозавод, Хлебпром, Фирма Мэри, Объединение Союзпищепром.

Основные рынки сбыта

Собственная торговая сеть, сетевая розничная торговля (сетевые ритейлеры), магазины крупного, среднего и мелкого формата, муниципальные госучереждения, оптовые компании, базы

Размер уставного капитала

412 181 руб.

Основной вид деятельности

«Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения»

Налоговый режим

Общая система налогообложения

История «Первого хлебокомбината» начиналась в далеком 1932 году с небольшого хлебозавода с дровяными печами и ручным трудом на всех стадиях производства.


Начиная с 50-х годов хлебокомбинат стремительно развивается: перевод печей на газовое топливо, внедрение бестарного хранения муки с транспортировкой воздухом, в 1966 г. — освоение производства пряников.

В 1995 году началась масштабная модернизация оборудования и реконструкция зданий. Значительно расширился и ассортимент выпускаемой продукции, что способствовало повышению конкурентоспособности и укреплению позиций хлебокомбината на рынке. Появились батоны и булочки, а затем линейку выпускаемых изделий пополнили традиционные пряники, печенье, кексы, рулеты.

А уже в 1998 году свое нынешнее имя АО «Первый хлебокомбинат». В группу компаний входят сервисные фирмы, собственная торговая сеть.

Целью предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Общество занимается следующими видами деятельности:

- производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

- розничная торговля мучными кондитерскими изделиями;

- розничная торговля хлебом и х/б изделиями

- оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;

- оптовая торговля хлебом и х/б изделиями

- производство сухих х/б изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения

- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами.

Основные виды изделий изготовлены в соответствии с санитарными требованиями, о чем свидетельствуют заключения санитарно- эпидемиологической станции и сертификаты качества. В 2012г. предприятие добровольно сертифицировалось на соответствие требованиям международной системы пищевой безопасности НАССР. «Первый Хлебокомбинат» обеспечивает потребности населения области на 30% в хлебобулочных и на 27% в кондитерских изделиях.

На сегодняшний день АО ведет свою деятельность, опираясь на пакет документов:

1. Устав общества

2. Положение об общем собрании акционеров

3. Положение о Совете директоров

4. Положение о деятельности ревизионной комиссии

На основании полученных на предприятии данных, проведем экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности АО «Первый Хлебокомбинат» (табл. 8)

Таблица 8

Анализ основных показателей деятельности ПАО «Первый Хлебокомбинат» за 2017-2018 гг.

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2017

2018

Откл. (+;-)

Темп роста к предыдущему году, %

1

Объём производства продукции (работ, услуг)

тонн

14560

10302

-4258

71

2

Объём реализации продукции (работ, услуг)

тонн

14645

10300

-4345

70

3

Выручка от реализации продукции в денежном выражении (без НДС )

тыс.руб.

715725

448824

-266901

63

4

Прибыль (убыток) от продаж

тыс.руб.

(9489)

1497

10986

-16

5

Чистая прибыль (убыток)

тыс.руб.

(52794)

(30668)

22126

х

6

Валюта баланса

тыс.руб.

435934

413525

-22409

95

7

Стоимость основных средств предприятия

тыс.руб.

338834

356292

17458

105

8

Уставный капитал

тыс.руб.

237

237

-

100

9

Привлечённые кредиты, займы

тыс.руб.

234886

178151

-56735

76

10

Чистые активы

тыс.руб.

21468

62

-21406

-

11

Среднесписочная численность работающих

чел.

786

524

-262

67

12

Фонд оплаты труда

тыс.руб.

206932

115246

-91686

56

13

Среднемесячная заработная плата

тыс.руб.

21,94

18,32

-4

84

14

Налоговые платежи и внебюджетные взносы, в том числе:

тыс.руб.

217828

79598

-138229

37

налог на доходы физических лиц

тыс.руб.

31843

-

-31843

-

налог на добавленную стоимость

тыс.руб.

111309

50800

-60509

46

налог на прибыль организаций

тыс.руб.

21075

7494

-13581

36

налог на имущество организаций

тыс.руб.

4417

851

-3566

19

транспортный налог

тыс.руб.

81

54

-27

67

ПФ РФ

тыс.руб.

49103

20399

-28703

42


На основании проделанных расчетов можно сделать следующие выводы об эффективности хозяйствования ОАО «Первый Хлебокомбинат»:

- в 2018 г. произошел спад практически по всем показателям финансово- хозяйственной деятельности. Так объем производства и реализации сократился на 30%. Сокращение объемов производства в первую очередь следует связывать с удорожанием импортного сырья.

- потеря выручки от реализации продукции составила 266 901тыс. руб. Падение объема продаж обусловлено прежде всего обострением конкурентной борьбы среди хлебопекарных предприятий, а также ценовыми факторами. Отмеченную тенденцию данного показателя следует оценить отрицательно, так как снижение объема продаж ведет к снижению объема получаемой прибыли.

- в результате проведенных мероприятий по оптимизации численности (сокращено 262 сотрудника) удалось снизить размер фонда оплаты труда практически в 2 раза (в денежном выражении на 91686 тыс. руб.).

Наряду с этим, необходимо отметить сокращение размера убытков от продаж в денежном выражении на 10986 тыс. руб., увеличение стоимости основных средств предприятия на 17458 тыс. руб. Размер привлеченных кредитов и займов в денежном выражении сократился на 56735 тыс. руб.

2.2. Изучение и оценка спроса на продукцию АО «Первый Хлебокомбинат»

Изучение спроса потребителей является одним из важнейших направлений экономического анализа в современных условиях.

Исследование спроса на потребительские товары включает в себя два основных направления [34]:

- изучение и оценку текущего спроса на потребительские товары;

- прогнозирование спроса на потребительские товары.

Осуществление анализа текущего спроса целесообразно осуществлять в определенной последовательности в разрезе трех этапов [34]:

• Подготовительный этап

• Основной этап

• Заключительный этап

1. Подготовительный этап:

Начинается осуществление этапа с выбора объекта и предмета исследования. Предметом исследования в данной работе выступает спрос на хлеб и хлебобулочные изделия. Объектом анализа является потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска.

Важным моментом проведения исследования является определение целей и принципов изучения спроса [34]