Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары
1.1 Спрос как экономическая категория и его характеристика
1.2 Информационная база исследования спроса
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Изучение и оценка спроса на продукцию АО «Первый Хлебокомбинат»
Первый блок включает в себя изучение фактического состояния спроса на продукты питания. Внешней (входящей) информацией будут являться данные Челябинского комитета государственной статистики, а также первичные данные анкетного опроса. На основе входной информации (объемы продаж, ответы на анкетный опрос) можно судить о состоянии потребительского спроса [5].
Второй блок изучения спроса включает в себя оценку параметров, необходимых для прогнозирования будущего покупательского спроса [5]. Основной информацией, использующейся в данном блоке, являются данные анкетного исследования потребителей, позволяющие выявить предпочтения покупателей, а также определить целевой сегмент.
При изучении состояния спроса на потребительские товары в первую очередь необходимо проанализировать имеющуюся информацию, а затем сформировать информационную базу данных.
В связи с тем, что размер реализованного спроса отражается в показателе «Товарооборот» (его объеме и структуре), то фактическим источником вторичной информации является действующая бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия. Размер неудовлетворенного спроса анализируется при проведении опросов респондентов [34]. В зависимости от вида спроса (реализованный, текущий, неудовлетворенный, потенциальный) используются различные методы сбора информации.
Основным методом сбора информации для оценки спроса является опрос респондентов [5]. Это объясняется тем, что спрос – это потребность каждого потребителя, подкрепленная денежными доходами [34], поэтому для выявления неудовлетворенного и потенциального спроса необходимо именно анкетирование. В основе анкетирования лежат статистические методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования является предварительное изучение генеральной совокупности, оценка ее однородности, ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности опрашиваемых [5].
Кроме того, с помощью такого метода сбора данных как наблюдение невозможно получить информацию о мотивации тех или иных поступков, о демографических и социально-экономических характеристиках наблюдаемых, определить факторы, повлиявших на их выбор, и другие характеристики.
На различных этапах жизненного цикла товара соотношение видов информации и ее значение для принятия управленческого решения будут неодинаковы. На этапе выведения товара на рынок наибольшее внимание следует уделить предварительной информации. Для поддержания спроса на уже производимую и известную продукцию большое значение имеет оперативная информация (бухгалтерская, статистическая отчетность и первичный учет).
При сборе информации о спросе применялись следующие методы:
• наблюдение;
• анкетирование (опрос)
Одним из основных методов изучения спроса на потребительские товары и получение информации о ней является метод наблюдения, предполагающий не коммуникации с респондентами, а наблюдения за выбранными группами людей, их действиями [5].
При исследовании спроса на потребительские товары использовались следующие виды наблюдений:
- прямое, т.е. непосредственное наблюдение за покупателями в предприятиях торговли;
- непрямое, т.е. исследование не самого поведения потребителей, а его результатов (изменение величины товарооборота хлеба и х/б изделий торгового предприятия в динамике).
Опрос (анкетирование) респондентов – наиболее сложный и дорогой, но один из самых эффективных методов изучения и оценки спроса на потребительские товары, поскольку позволяет устанавливать личные контакты с покупателями и получать конкретную информацию о них по интересующим исследователя вопросам. Опрос проводился в виде анкетирования по почте, личного интервьюирования, самостоятельного заполнения анкет [5].
При обработке информации использовались следующие методы:
• методы сравнения - это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития;
• графический метод – используется, когда полученные в результате
обработки материалы изучения спроса, расположенные в таблице, и ряды динамики нуждаются в наглядном изображении с помощью построения статистических графиков;
• метод группировки – при обработке и анализе материалов изучения спроса за основу группировочных признаков берутся основные факторы, формирующие спрос (например, социально – экономические, половозрастные и др. качественные признаки, а также размеры дохода, возраст и др. количественные признаки).
Выбор конкретного метода зависит от цели и задач исследования спроса, от объема имеющейся первичной и вторичной информации о спросе и его факторах.
Изучив теоретические и методические аспекты изучения и прогнозирования спроса, во второй главе перейдем к исследованию потребительских предпочтений и спроса населения г. Челябинска на хлеб и хлебобулочные изделия, предварительно охарактеризовав основные факторы, влияющие на формирование спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, с учетом региональных особенностей их развития.
Глава 2. Прогнозирование спроса и оценка потребителей г. Челябинска на примере АО «Первый Хлебокомбинат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
АО «Первый Хлебокомбинат» является одним из ведущих предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий на территории Челябинской области. Зарегистрировано данное юридическое лицо 15.12.2002 г., ОГРН 1027403892834. Действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, Учредительным договором от 03.04.1935 и Уставом.
Органами управления АО «Первый Хлебокомбинат» являются: общее собрание акционеров, совет директоров. Компанию возглавляет Сенчищев Вячеслав Николаевич.
Таблица 7
Общая характеристика торгового предприятия
Показатели |
Характеристика |
Наименование предприятия |
АО «Первый Хлебокомбинат» |
Юридический адрес |
454090, Росия, Челябинская обл., Челябинск г., 3-го Интернационала ул., 107 |
Организационно-правовая форма |
Непубличное акционерное общество |
Основные конкуренты |
Еткульский хлебозавод, Хлебпром, Фирма Мэри, Объединение Союзпищепром. |
Основные рынки сбыта |
Собственная торговая сеть, сетевая розничная торговля (сетевые ритейлеры), магазины крупного, среднего и мелкого формата, муниципальные госучереждения, оптовые компании, базы |
Размер уставного капитала |
412 181 руб. |
Основной вид деятельности |
«Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения» |
Налоговый режим |
Общая система налогообложения |
История «Первого хлебокомбината» начиналась в далеком 1932 году с небольшого хлебозавода с дровяными печами и ручным трудом на всех стадиях производства.
Начиная с 50-х годов хлебокомбинат стремительно развивается: перевод печей на газовое топливо, внедрение бестарного хранения муки с транспортировкой воздухом, в 1966 г. — освоение производства пряников.
В 1995 году началась масштабная модернизация оборудования и реконструкция зданий. Значительно расширился и ассортимент выпускаемой продукции, что способствовало повышению конкурентоспособности и укреплению позиций хлебокомбината на рынке. Появились батоны и булочки, а затем линейку выпускаемых изделий пополнили традиционные пряники, печенье, кексы, рулеты.
А уже в 1998 году свое нынешнее имя АО «Первый хлебокомбинат». В группу компаний входят сервисные фирмы, собственная торговая сеть.
Целью предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.
Общество занимается следующими видами деятельности:
- производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;
- розничная торговля мучными кондитерскими изделиями;
- розничная торговля хлебом и х/б изделиями
- оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;
- оптовая торговля хлебом и х/б изделиями
- производство сухих х/б изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения
- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами.
Основные виды изделий изготовлены в соответствии с санитарными требованиями, о чем свидетельствуют заключения санитарно- эпидемиологической станции и сертификаты качества. В 2012г. предприятие добровольно сертифицировалось на соответствие требованиям международной системы пищевой безопасности НАССР. «Первый Хлебокомбинат» обеспечивает потребности населения области на 30% в хлебобулочных и на 27% в кондитерских изделиях.
На сегодняшний день АО ведет свою деятельность, опираясь на пакет документов:
1. Устав общества
2. Положение об общем собрании акционеров
3. Положение о Совете директоров
4. Положение о деятельности ревизионной комиссии
На основании полученных на предприятии данных, проведем экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности АО «Первый Хлебокомбинат» (табл. 8)
Таблица 8
Анализ основных показателей деятельности ПАО «Первый Хлебокомбинат» за 2017-2018 гг.
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Откл. (+;-) |
Темп роста к предыдущему году, % |
1 |
Объём производства продукции (работ, услуг) |
тонн |
14560 |
10302 |
-4258 |
71 |
2 |
Объём реализации продукции (работ, услуг) |
тонн |
14645 |
10300 |
-4345 |
70 |
3 |
Выручка от реализации продукции в денежном выражении (без НДС ) |
тыс.руб. |
715725 |
448824 |
-266901 |
63 |
4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
тыс.руб. |
(9489) |
1497 |
10986 |
-16 |
5 |
Чистая прибыль (убыток) |
тыс.руб. |
(52794) |
(30668) |
22126 |
х |
6 |
Валюта баланса |
тыс.руб. |
435934 |
413525 |
-22409 |
95 |
7 |
Стоимость основных средств предприятия |
тыс.руб. |
338834 |
356292 |
17458 |
105 |
8 |
Уставный капитал |
тыс.руб. |
237 |
237 |
- |
100 |
9 |
Привлечённые кредиты, займы |
тыс.руб. |
234886 |
178151 |
-56735 |
76 |
10 |
Чистые активы |
тыс.руб. |
21468 |
62 |
-21406 |
- |
11 |
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
786 |
524 |
-262 |
67 |
12 |
Фонд оплаты труда |
тыс.руб. |
206932 |
115246 |
-91686 |
56 |
13 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс.руб. |
21,94 |
18,32 |
-4 |
84 |
14 |
Налоговые платежи и внебюджетные взносы, в том числе: |
тыс.руб. |
217828 |
79598 |
-138229 |
37 |
налог на доходы физических лиц |
тыс.руб. |
31843 |
- |
-31843 |
- |
|
налог на добавленную стоимость |
тыс.руб. |
111309 |
50800 |
-60509 |
46 |
|
налог на прибыль организаций |
тыс.руб. |
21075 |
7494 |
-13581 |
36 |
|
налог на имущество организаций |
тыс.руб. |
4417 |
851 |
-3566 |
19 |
|
транспортный налог |
тыс.руб. |
81 |
54 |
-27 |
67 |
|
ПФ РФ |
тыс.руб. |
49103 |
20399 |
-28703 |
42 |
На основании проделанных расчетов можно сделать следующие выводы об эффективности хозяйствования ОАО «Первый Хлебокомбинат»:
- в 2018 г. произошел спад практически по всем показателям финансово- хозяйственной деятельности. Так объем производства и реализации сократился на 30%. Сокращение объемов производства в первую очередь следует связывать с удорожанием импортного сырья.
- потеря выручки от реализации продукции составила 266 901тыс. руб. Падение объема продаж обусловлено прежде всего обострением конкурентной борьбы среди хлебопекарных предприятий, а также ценовыми факторами. Отмеченную тенденцию данного показателя следует оценить отрицательно, так как снижение объема продаж ведет к снижению объема получаемой прибыли.
- в результате проведенных мероприятий по оптимизации численности (сокращено 262 сотрудника) удалось снизить размер фонда оплаты труда практически в 2 раза (в денежном выражении на 91686 тыс. руб.).
Наряду с этим, необходимо отметить сокращение размера убытков от продаж в денежном выражении на 10986 тыс. руб., увеличение стоимости основных средств предприятия на 17458 тыс. руб. Размер привлеченных кредитов и займов в денежном выражении сократился на 56735 тыс. руб.
2.2. Изучение и оценка спроса на продукцию АО «Первый Хлебокомбинат»
Изучение спроса потребителей является одним из важнейших направлений экономического анализа в современных условиях.
Исследование спроса на потребительские товары включает в себя два основных направления [34]:
- изучение и оценку текущего спроса на потребительские товары;
- прогнозирование спроса на потребительские товары.
Осуществление анализа текущего спроса целесообразно осуществлять в определенной последовательности в разрезе трех этапов [34]:
• Подготовительный этап
• Основной этап
• Заключительный этап
1. Подготовительный этап:
Начинается осуществление этапа с выбора объекта и предмета исследования. Предметом исследования в данной работе выступает спрос на хлеб и хлебобулочные изделия. Объектом анализа является потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска.
Важным моментом проведения исследования является определение целей и принципов изучения спроса [34]