Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях рынка успешно и эффективно функционировать могут только те предприятия, руководство и специалисты которых располагают полной и адекватной информацией по всем направлениям предпринимательской деятельности и прежде всего о состоянии и развитии потребительского спроса.

Знание состояния спроса и определение перспектив его дальнейшего развития важно не только для предприятий, ориентированных в своей деятельности на удовлетворение запросов, представленных на потребительском рынке, но и для всей экономики в целом, так как наиболее полное удовлетворение спроса населения способствует повышению эффективности воспроизводственного процесса как в целом в стране, так и в отдельных ее регионах.

В связи с этим состояние, характер и тенденции развития спроса населения на потребительские товары, обусловленные воздействием широкого круга факторов, представляют предмет постоянного интереса, как со стороны товаропроизводителей, так и со стороны посредников, функционирующих на потребительском рынке и выстраивающих свою деятельность с учетом реальных и потенциальных потребностей населения.

Кроме того, умение предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует позволяет вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг). Именно от этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала и, как следствие, финансовая устойчивость организации.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что выбранное предприятие в силу его специфики занимается производством товара первой необходимости, он характеризуется высоким уровнем конкуренции, продавцов и посредников, широким диапазоном цен, разнообразным ассортиментом продукции, различным уровнем качества, упаковки, маркировки и товарного знака.

Целью курсовой работы является изучение и оценка спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска как основа коммерческой деятельности предприятия торговли.

Объектом анализа является рынок хлеба и хлебобулочных товаров г. Челябинска.

Предметом исследования стали теоретические и практические особенности организации и проведения исследований спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:


- изучить теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары;

- проанализировать информационную базу исследования спроса;

- проанализировать влияние социально-демографических, экономических и прочих факторов на спрос на рынке хлеба и хлебобулочных изделий Челябинской области;

- осуществить прогнозирование спроса потребителей г. Челябинска на хлеб и хлебобулочные изделия количественными и качественными методами;

- разработать рекомендации предприятиям торговли на основе проведенных исследований.

Теоретической основой написания данной работы послужили труды отечественных ученых, занимающихся вопросами формирования, анализа и оценки спроса на потребительские товары, а именно: Н.Н. Терещенко, Ю.Л. Александрова, А.Г. Абрамишвили, И.К. Белявского, В. Брылевой, Е. П. Голубкова, Н.Д Ильенковой, Ф. А. Крутикова, А.В Орлова, В.Е. Рыбалкина др.

Информационную основу курсовой составили законодательные и нормативные акты РФ по проблемам развития рыночных отношений; данные Государственного комитета по статистике РФ, Челябинской области и г. Челябинска, данные годовых отчетов о хозяйственной деятельности предприятия, материалы собственных исследований.

Методической основой для написания работы послужило использование совокупности следующих методов:

1. Методы сбора информации: наблюдение, анкетирование (опрос)

2. Методы обработки информации: методы сравнения, графический метод, метод группировки

3. Методы расчета: экономико-математические методы, экономико- статистические методы, методы экстраполяции рядов динамики, метод экспертных оценок (индивидуальных)

Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Глава 1. Теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары

1.1 Спрос как экономическая категория и его характеристика

Потребительский рынок как совокупность товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями, характеризуется такими основными категориями, как спрос, предложение и цена, имеющими в качестве объекта их выражения товар (спрос на товар, предложение товара, цена товара). Спрос представляет собой важнейшую категорию рынка и является одним из основных показателей рыночной конъюнктуры, что определяет его значимость в системе рыночных показателей [34].


Следует отметить, что в экономической литературе как зарубежных, так и отечественных исследователей существует различная трактовка определений спроса как экономической категории. Рассмотрим основные точки зрения на данную категорию отечественных и зарубежных ученых (табл. 1).

Таблица 1

Точки зрения по поводу определения спроса как экономической категории

Автор и источник

Определение спроса

Зарубежные ученые

Д.М. Кейнс[ 15]

Дал определение спроса с 2-х точек зрения:

простой спрос - то, что хотят люди

эффективный спрос - то, что люди хотят и на приобретение чего они имеют средства

Ф. Котлер“Основы маркетинга”[ 18]

Вместо категории “спрос” использовал категорию “запрос”, определяя ее как “потребность, подкрепленную покупательной способностью”.

К.Р. Макконнелл, С.Л.Брю”Экономикс [23]

Спрос как “количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определенного времени цен”

Ж.-Ж. Ламбен “Стратегический маркетинг”[ 21]

Проводит разграничения между 2 уровнями спроса:

Спрос на рынке - “общий объем продаж применительно к рынку товара в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм”

Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) представляет собой “часть спроса на рынке, соответствующую доле рынка, удерживаемой фирмой или маркой на базовом рынке товаров”

Автор и источник

Определение спроса

К. Маркс[ 24]

Рассматривая спрос и предложение как общественные движущие силы, отмечал, что отношения между спросом и предложением носят характер динамического взаимодействия, в котором “спрос определяет предложение, и наоборот, предложение определяет спрос…”. Спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе, поэтому “спрос есть в то же время предложение, а предложение есть в то же время спрос”

Н.Н. Терещенко, Ю.Л. Александров [5]

Спрос следует рассматривать в 2-х аспектах:

спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке;

спрос как предмет коммерческой деятельности представляет собой объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени

А. Н. Романов [27]

Желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенном месте и в определенное время

Е. П. Голубков [11]

Желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им определенную пользу и удовлетворение

Г. С. Вечканов, Г.Р. Вечканова [26]

Спрос-отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить

И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагин, А.В. Коротко [7]

Спрос - потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке”.

Данная группа авторов отмечает, что “спрос всегда платежеспособен, в противном случае он не является спросом

Н.Д. Ильенкова [14]

Спрос отражает объем продукции , который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных в течение определенного периода времени цене на конкретном рынке

В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов [9]

Спрос – количество товара, которое согласно купить одно лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях


Таким образом, большинство ученых, как отечественных, так и зарубежных, определяя спрос как экономическую категорию, выделяют следующие его характеристики [5]:

- платежеспособность спроса;

- способность спроса отражать потребности в их натуральной форме, т.е. спрос представляет собой вполне определенные требования к конкретным товарам с известными функционально-потребительскими и эстетическими свойствами;

- предметом спроса выступают товары, материальные блага и ресурсы;

- субъектом спроса являются покупатели.

По мнению Ю. Л. Александрова и Н.Н.Терещенко, спрос следует рассматривать в двух аспектах [5]:

- спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке;

- спрос как предмет коммерческой деятельности представляет собой объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.

Формирование спроса происходит в результате диалектического взаимодействия 4-х основных элементов: конкретной потребности, цены, платежных средств, товарного предложения (рис. 1) [34]

Рисунок 1- Формирование спроса

Как формирование, так и развитие спроса подчиняются закону постепенного убывания спроса, суть которого в том, что повышение цены какого-либо товара (при неизменных прочих условиях) ведет к уменьшению спроса на него и, наоборот, то есть существует обратная связь между ценой и величиной спроса [34]. Это объясняется тем, что по мере роста цен количество потребляемого товара, как правило, уменьшается вследствие двух основных причин:

1) при повышении цены при прочих равных условиях потребитель становится «беднее», и поэтому начинает потреблять данный товар в меньших количествах

2) при повышении цены на определенный товар потребитель стремится заменить его другим, более дешевым, аналогичным товаром [34].

Для раскрытия сущности спроса как экономической категории следует различать совокупный и индивидуальный спрос, каждый из которых имеет свои основные детерминанты (основные факторы, воздействующие на величину спроса) (рис. 2).

Рисунок 2 – Виды спроса по экономической сущности [34]

Рассмотрим индивидуальный покупательский спрос и его детерминанты, так как именно они представляют наибольший интерес для коммерческих организаций. Всю совокупность детерминантов спроса можно подразделить на две основные группы:


• ценовые (цены на товары (услуги), ценовые предпочтения

потребителей)

• неценовые (вкусы, предпочтения потребителей, денежные доходы и уровень покупательной способности, качество товаров, их оформление) Указанные детерминанты способствуют как увеличению, так и уменьшению объема спроса. Например, благоприятные предпочтения потребителей относительно данного товара, рост доходов, повышение цен на сопряженные товары и снижение цен на основные, рост числа покупателей на рынке приведут к увеличению покупательского спроса [34]. И наоборот, его снижению будут способствовать такие детерминанты, как снижение доходов потребителей (рост спроса на товары низшей категории и снижении спроса на товары высшей категории), рост цен основного товара, уменьшение числа покупателей на рынке и др.

Спрос на потребительские товары представляет собой сложную категорию, выступает в различных видах, принимает различные формы [14]. Изучение, обобщение и анализ имеющихся в экономической литературе подходов позволяет предложить классификацию спроса на потребительские товары по широкому кругу признаков (табл. 2).

Таблица 2

Классификация видов спроса на потребительские товары [составлено по 5, 34]

Признак

Вид спроса

Характеристика

По объекту спроса

1) Спрос на товары

1)подразделяется на спрос на потребительские товары и товары производственного назначения

2) Спрос на услуги

2)включает спрос на потребит.и прочие услуги

По субъекту спроса

  1. Спрос всего населения
  2. Спрос социальн. групп
  3. Спрос экономич. групп
  4. Спрос отдельных семей и граждан

Первые три вида спроса представляют собой совокупный спрос, а четвертый вид – индивидуальный спрос на потребительские товары.

По объему спроса

1) Макроспрос

1)на потребительские товары в целом

2) Микроспрос

2)на отдельные товар.группы и товары (на молоко и молочные продукты и др.)

По масштабу

1) Глобальный

1)в масштабах всей страны

2) Региональный

2)в отдельных регионах страны (области, края)

По формам образования (степени зрелости)

1) Потенциальный

1)спрос на товары, которые только готовят к выпуску, еще не поступи на рынок

2) Формирующийся

2)спрос на новые виды товаров

3) Сложившийся

3)полностью сформировавш. спрос на товар

Признак

Вид спроса

Характеристика

В зависимости от состояния рынка (и соответствующий ему тип маркетинга)

1) Отрицательный

1)состояние рынка, когда большая часть потребителей не любят товар (конверсионный маркетинг)

2) Отсутствие спроса

2)потребители не заитересованы в товаре или не знают о нем (стимулир. маркетинг)

3) Скрытый

3)имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены имеющим.на рынке товарами из-за их отсутствия (развивающ. маркетинг)

4) Падающий

4)падение спроса на один или несколько товаров (ремаркетинг)

5) Нерегулируемый

5)характеризуется колебаниями в определен.промежутки времени (синхромаркетинг)

6) Полноценный

6)спрос, когда продавец удовлетворен торговым оборотом (поддержив. маркетинг)

7)Чрезмерный

7) величина спроса превышает возможности и желания его удовлетворения (демаркетинг)

По степени удовлетворения

1)Действительный

1) спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и. соответствия их требованиям покупателей

2)Реализованный

2) спрос, фактически реализованный при покупке товаров, оплате услуг

3)Неудовлетворенный

3) спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их требованиям покупателей

По намерениям покупателей

1)Жесткий

1) твердо сформулированный спрос, покупатель требует только определенный вид товара

2)Мягкий

2) альтернативный (компромиссн.) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналог.товар

1) Импульсивный

3) спонтанный спрос, вызванный эмоциональным фактором

2)Ажиотажный

4) панический спрос, связанный с ожиданиями потребителем повышения цен, дефицита товаров

По времени предъявления

1)Ретроспективный

1) спрос прошлых периодов, данные которого следует учитывать в текущей деятельности

2)Текущий

2) спрос, обусловленный состоянием рынка, торгов.конъюнктурой и факторами, определяющими его

3)Перспективный

3) предполагающийся в ближайшем будущем