Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях совершенствования ассортимента хлеба и х/б изделий АО «Первый Хлебокомбинат» нами было проведено анкетирование потребителей, результаты которого представлены в табл. 12.

Таблица 12

Анализ предпочтений и частоты приобретения хлеба и х/б изделий

Ассортимент

Спрос потребителей, %

1-2 раза в неделю

3-4 раза в неделю

ежедневно

Хлеб, в т.ч.

Хлеба классические:

Фирменный 1 с

50

33

17

Бородинский

57

43

-

Хлеб из пшеничной муки 1С

50

26

24

Ивановский

14

20

-

Кутузовский

-

25

-

Заварной

50

28

6

Новоукраинский (нарезка)

12

15

-

Рижский

18

5

-

Дарницкий(нарезка)

4

-

-

Житный

-

10

-

Аппетитный

60

12

20

Домашний

8

31

43

Хлеба национальные:

Лаваш кефирный

10

13

-

Багет французский

-

-

-

Хлеба порционные:

Низкокалорийный порционный

15

22

3

Ассорти

30

6

-

Хлеба функциональные:

Хлеб Отрубной

-

22

11

Сибирский (нарезка)

-

17

-

Петрович

45

-

28

Скандинавский

22

-

Здоровый завтрак

7

-

-

Бабушкин бездрожжевой

35

-

-

Овсяный

-

32

29

Мультисид

-

-

2

Гурман

15

23

8

От Михалыча

-

45

12

Хлебобулочные изделия, в т.ч.

Булочные

13

22

-

Бараночные

5

15

-

Сдобные

16

17

-

Сухари

-

8

-

Батоны

13

17

-

Диетические х/б изделия

10

6

3


Предприятию АО «Первый Хлебокомбинат» на основе проведенного исследования рекомендуется увеличить реализацию по хлебу по таким видам как :

• хлеба классические: «Фирменный», «Бородинский», хлеб из пшеничной муки 1сорта, «Заварной», «Аппетитный»

• хлеба функциональные: «Петрович», «Американский тостовый», «Бабушкин бездрожжевой», «Овсяный», «от Михалыча».

По хлебобулочным изделиям таких видов, как булочные, сдобные и батоны, и снизить по остальным видам в связи с пониженным спросом и усиленной конкуренцией по данным товарам (компания «Бельгийские пекарни», кафе-пекарня «Cinnabon», магазин-пекарня «Чудо-печка» и т.д.) для рационального использования объемов предприятия.

Также предприятию необходимо расширить свой ассортимент за счет внедрении такого вида х/б изделий как хрустящие хлебцы, которые согласно анкетированию, пользуются спросом у населения города Челябинска и непременно, их присутствие в ассортименте АО «Первый Хлебокомбинат» посодействует увеличению прибыли предприятия. Так же можно порекомендовать данному предприятию ввести новую товарную позицию такую, как безглютеновый хлеб и безглютеновые хлебобулочные изделия (крендельки, булочки, багеты, хлебцы), чтобы сохранить категорию покупателей своего предприятия, которые имеют аллергию или стремятся к здоровому образу и переходят на безглютеновое питание.

Безглютеновый хлеб сейчас набирает большую популярность. Основная польза такого хлеба, помимо отсутствия глютена, большое количество различных витаминов, минералов, сложных углеводов и аминокислот. К безглютеновому хлебу относят изделия, приготовленные на основе льняной, миндальной, гречневой, рисовой ореховой, кукурузной, амарантовой, нутовой муки и муки из лебеды.

Так же АО «Первый Хлебокомбинат» для увеличения объема продаж необходимо постоянно изучать спрос и следить за предпочтениями потребителей, чтобы на витринах всегда имелся тот сорт товара, который пользуется наибольшим спросом у потребителей. Изучения покупательских предпочтений можно проводить с помощью анкетирования покупателей данного магазина.

2. Мониторинг рынка хлеба и х/б изделий

Мониторинг — это систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, изучения тенденций, исследования конкурентной среды.

Данные отчеты помогут предприятию узнать об объемах продаж того или иного вида хлеба и х/б изделий, среднюю цену товара на рынке за какой-либо временной отрезок, проанализировать ценообразование отдельных игроков рынка или выбрать себе поставщика с самыми выгодными ценами. Наблюдение за ценами и ассортиментом поможет при оценке возможности конкуренции в той или иной отрасли. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки в маркетинг, в управление, что способствует повышению эффективности деятельности АО «Первый Хлебокомбинат».


Таблица 13 – Характеристика мониторинга рынка хлеба и х/б изделий

Направления мониторинга

Информационная база

Периодичность получения информации

Методическая база

Организационная база

Источники

1. Ситуация на рынке хлеба и х/б изделий и перспективы ее развития

-Показатели соотношения между спросом и предложением

-Показатели, характеризующие емкость рынка

-Уровень и тенденции движения цен

Сбор информации один раз в квартал, ее анализ один раз в квартал

Методы сбора информации:

-наблюдение

-экспертные опросы (анкетирование)

- телефонные опросы производителей метод «таинственного покупателя»

Информация, полученная каждым из методов, сводится в единую информационную базу.

Полученный массив обрабатывается, данные сводятся в таблицы, отчеты дополняются графическими диаграммами и комментариями

Отдел развития и маркетинга АО «Первый Хлебокомбинат».

Это могут быть специализированные отделы или отделы, выполняющие близкие функции, например, отделы экономической информации, отделы сбыта Привлечение специальных компаний по исследованию рынка

Открытые источники (базы данных, прайс-листы, сайты предприятий) Специализированные базы данных — Росстат и др. Периодическая печать Информация, собранная на выставках, ярмарках Информация, полученная на конъюнктурных совещаниях и с помощью других экспертных методов

2. Сегментация рынка

Объемы реализации хлеба по классам и потребителям

3.

Определение количественны х характеристик сегмента

  • Доля сегмента рынка
  • Объемы реализации на данном сегменте

4. Оценка уровня конкурентоспособности продукции АО «Первый Хлебокомбинат» на данном товарном рынке

  • Число конкурентов
  • Объемы реализации конкурентов за ряд лет
  • Доля каждого конкурента на рынке в динамике
  • Цена, технический уровень, условия реализации и поставки хлеба

5. Составление прогноза развития ситуации на данном товарном рынке

- Объемы реализации в натуральном и стоимостном выражении

- Цены на хлеб и х/б

- Тенденции, складывающиеся на рынке, сегменте

По результатам года

3. Совершенствование рекламной деятельности


После введения новых товарных позиций данному предприятию рекомендуется провести рекламную акцию, которая может включать в себя:

а) Раздача листовок о новой товарной позиции «Безглютеновый хлеб», с указанием всей необходимой информации, а также указанием цены (в среднем 219 руб. за булку хлеба массой 0,5кг);

б) Проведение дегустаций, с периодичностью раз в 2-3 месяца, для поддержания интереса потребителей;

в) Маркировка данной продукции наклейками «здоровое питание»;

В последние годы все большую популярность набирает такое направление как аромомаркетинг, и в частности запах свежеиспеченного хлеба увеличивает сумму среднего чека на 15-20%, распыление данного запаха рядом с хлебными витринами приведет к увеличению объема продаж, как хлеба, так и всего ассортимента в целом.

Стоит отметить, что данная товарная группа является социально значимой группой товаров, и снижение потребления нельзя оценить однозначно положительно. Государству стоит обратить на это внимание:

- проводить политику поддержки малого и среднего бизнеса в сфере хлебопечения;

- регулировать торговые надбавки на данную товарную группу;

- проводить исследования, разрабатывать новые рецептуры диетического хлеба, применять новые технологии.

Таким образом, предложенные рекомендации позволят АО «Первый Хлебокомбинат» привлечь значительное количество покупателей, а, следовательно, и увеличить объемы продаж. Что в свою очередь приведет к увеличению прибыли на предприятии.

Заключение

В ходе решения данных задач были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты исследования спроса потребителей на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска.

К положительным моментам можно отнести тот факт, что скудный выбор на хлебной полке ушел в советское прошлое: ассортимент данной продукции постоянно расширяется и обновляется. В связи с этим проведенное исследование потребительских предпочтений позволило выявить достаточно высокий уровень удовлетворенного спроса населения города Челябинска на хлеб и х/б изделия (примерно 90%). Сегодня главными критериями при выборе хлебной продукции являются вкусовые качества, собственный опыт, наличие витаминов и минеральных веществ, а также оптимальное сочетание цены и качества. Так же применение новых технологий производства и упаковки данной продукции приводит к увеличению сроков хранения, без потерь качества хлеба и хлебобулочных изделии. Кроме того, к положительным выводам наводит то обстоятельство, что в Челябинске существует и развивается большое количество предприятий, занимающихся хлебопечением, что говорит о наличии конкуренции на рынке, а значит и о широком выборе для потребителей. Несмотря ни на что, рынок хлеба в Челябинске с каждым годом развивается. Этому способствует постоянное исследование образцов хлеба и хлебобулочных изделий, что приводит к улучшению ассортимента.


Однако, существуют и отрицательные моменты. Прежде всего это связано с изменениями и в структуре потребления продуктов питания в домашних хозяйствах Челябинской области: увеличивается потребление фруктов, рыбы и рыбопродуктов, мяса и мясо продуктов, молочных изделий. Вместе с тем следует отметить сокращение потребления картофеля, хлебобулочных и кондитерских изделий, т. е. наблюдается увеличение доли денежных средств покупателей, направляемых на высококачественные продукты питания (фрукты, мясопродукты, молочные и рыбные изделия) и снижении доли средств, предназначенных для приобретения более дешевых продуктов питания, отличающихся высоким содержанием углеводов (хлеб, хлебопродукты, кондитерские изделия ), что свидетельствует об определенной рационализации питания жителей края. Кроме того, к основным причинам сокращения спроса можно отнести высокий индекс цен на хлеб и хлебобулочные изделия, нестабильный рост численности экономически активного населения, увеличение доли денежных средств потребителей, направленных на оплату услуг, в результате чего происходит снижение доли денежных средств потребителей, направленных на оплату продуктов питания, а, следовательно, и на покупку хлеба и хлебобулочных изделий.

Использование результатов исследования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия г. Челябинска в коммерческой деятельности предприятия АО «Первый Хлебокомбинат» позволило выявить следующие моменты. В целом деятельность предприятия является нестабильной: предприятие находится в кризисном состоянии, в условиях банкротства. Для выполнения главной цели, а именно повышение эффективности деятельности, данному предприятию необходимо провести ряд мероприятий. К основным рекомендациям по улучшению деятельности АО «Первый Хлебокомбинат» необходимо отнести:

- расширить ассортимент (хрустящие хлебцы, диетические хлебобулочные изделия, безглютеновый хлеб и безглютеновые хлебобулочные изделия;);

- мониторинг рынка хлеба и х/б изделий;

- проведение рекламных акций (раздача листовок, проведение дегустации новых сортов продукции).

Данные мероприятия позволят привлечь значительное количество покупателей, а, следовательно, и увеличить объемы продаж. Что в свою очередь приведет к увеличению прибыли на предприятии АО «Первый Хлебокомбинат».

Таким образом, анализ спроса на потребительские товары является одним из важнейших направлений экономического анализа. Ведь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов потребителя и активного воздействия на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими потерями и обеспечивать получение необходимого размера прибыли.