Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Спрос как экономическая категория и его характеристика).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты исследования спроса на потребительские товары
1.1 Спрос как экономическая категория и его характеристика
1.2 Информационная база исследования спроса
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Изучение и оценка спроса на продукцию АО «Первый Хлебокомбинат»
Таблица 9
Принципы исследования спроса на потребительские товары [34]
Название принципа |
Краткая характеристика |
Системность |
Спрос должен рассматриваться при проведении исследований как целостная система, которая, с одной стороны, состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, а с другой стороны, является подсистемой или элементом более крупной системы (потребительского рынка) |
Научность |
Исследование спроса на основе научно обоснованной и апробированной методики, базирующейся на общенаучных, аналитико-прогностических методах, а также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний (психологии) |
Комплексность |
Учет в процессе исследования составляющих изучаемого объекта в их взаимосвязи и взимообусловленности |
Достоверность |
Обеспечение получения информации, полно и адекватно отражающей развития спроса на основе точного воспроизведения его объективного состояния |
Объективность |
Исключение субъективизма во мнениях исследований на процесс изучения спроса и выводы анализа, обеспечение полноты отображения в системе показателей процесса, явления |
Целенаправленность |
Ориентация исследования спроса на конкретные цели и задачи |
Непрерывность |
Постоянные проведения исследования спроса и постоянное отслеживание и анализ информации о спросе и факторах, его определяющих |
Релевантность |
Получение информации о спросе в точном соответствии с поставленными задачами |
Оперативность |
Обеспечение при проведении исследования спроса достижения минимального временного интервала от изучаемых явлений до поступления информации о них в систему управления |
Сопоставимость |
Исследование спроса осуществляется по одинаковым направлениям по идентичным методикам, позволяющим проводить сравнение, сопоставление результатов исследования за различные периоды времени |
Обозримость |
Обеспечение наличия определенной системы показателей, позволяющих полно и глубоко оценить состояние и развитие спроса на потребительские товары |
Принцип древовидной структуры |
Предполагает наличие в системе частных и обобщенных показателей различной степени интеграции, связанных методическими и формальными отношениями, позволяющими представить полную оценку спроса путем свода некоторых частных показателей в обобщающие |
Эффективность |
Обеспечение эффективности проведения исследования спроса за счет получения максимального объекта информации при минимальных затратах времени и средств и окупаемости затрат на проведение исследования, с одной стороны, и достаточности собранной информации о спросе для принятия эффективного управленческого решения, с другой. |
Дифференцированный подход |
Обеспечение исследования спроса не только в целом по общему объему, но и в разрезе совокупности однородных видов, в различных аспектах |
На подготовительном этапе также разрабатывается программа проведения анализа, которая представляет собой общий план осуществления исследования (табл. 10).
Важной составляющей подготовительного этапа изучения и оценки текущего спроса является формирование информационной базы анализа по теме исследования, осуществляется сбор и предварительная обработка первичной (анкет) и вторичной (официальная статистика) информации с использованием различных методов, а также изучение экономических предпосылок анализа, а именно:
1. изучение законодательных и нормативных документов по проблемам развития рыночных отношений, социально-экономическому развитию страны, региона, изучению удовлетворенности потребностей населения и т.п;
2. решения Правительства и местных органов власти по вопросам
социального и экономического развития;
3. анализ СТЭП-факторов, оказывающих влияние на спрос;
4. изучение социально-экономических показателей развития г. Челябиснка, Челябинской области (структура производства, структура доходов и расходов населения) и т.д.
Таблица 10
Программа исследования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия г. Челябинска
Цель |
|||||
изучение и оценка спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска |
|||||
Задачи |
|||||
|
|||||
Объект |
|||||
потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий г. Челябинска |
|||||
Предмет |
|||||
спрос на хлеб и хлебобулочные изделия |
|||||
Сроки проведения |
|||||
дата первого исследования – февраль 2018г. |
|||||
дата второго исследования – февраль 2019г. |
|||||
Используемые методы |
|||||
Методы сбора информации: наблюдение, анкетирование (опрос) |
|||||
Методы обработки информации: методы сравнения, графический метод, метод группировки |
|||||
План-график |
|||||
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
|||
I исследование |
II исследование |
||||
1. |
Разработка инструментария (анкета) |
27.12-31.12 |
|||
2. |
Проведение анкетирования |
1.02-8.02 |
1.02-8.02 |
||
3. |
Выбраковка негодных анкет |
9.02-10.02 |
9.02-10.02 |
||
4. |
Ввод данных в компьютер |
11.02-14.02 |
11.02-14.02 |
||
5. |
Обработка данных |
14.02-16.02 |
14.02-16.02 |
||
6. |
Выводы и рекомендации по результатам исследования |
17.02-24.02 |
17.02-24.02 |
2. Основной этап:
В ходе основного этапа исследования спроса первоначально осуществляется выявление и анализ основных факторов, определяющих формирование и развитие спроса на изучаемые товары. При этом всю совокупность СТЭП - факторов целесообразно объединить в 3 группы:
1) общие – влияют на спрос на рынке как отдельных регионов, так и страны в целом (уровень жизни населения, уровень цен и инфляции и др.)
2) региональные – оказывают влияние на спрос на региональные рынки товаров: демографические (численность и естественное движение населения, состав населения (по полу, возрасту)), природно-климатические (температура, влажность воздуха оказывают сильное влияние на урожайность зерна, а, следовательно, и на рынок хлеба и х/б изделий) и др.
3) специфические – определяют развитие спроса на отдельные виды товаров и товарных групп: психологические (мода, здоровый образ жизни и т.д.), состояние здоровья (аллергия, ожирение и т.д.) и др. [5]. Кроме того, при исследовании факторов, формирующих спрос,
целесообразно подразделить их на 2 большие группы:
- факторы, стимулирующие развитие спроса на исследуемые товары;
-факторы, сдерживающие развитие спроса на исследуемые товары.
Подобная дифференциация факторов позволяет принять эффективные управленческие решения по дальнейшему развитию спроса на потребительские товары, по увеличению его объема [11].
Важным направлением основного этапа является изучение и оценка предпочтений и текущего спроса населения, которое возможно осуществить в следующих аспектах:
- выявление мотивов совершения покупки конкретными потребителями;
- изучение и оценка предпочтений и текущего спроса на определенные товары и товарные группы по общему объему (в стоимостном или реальном выражении), по ассортименту, по качественным характеристикам (вкус, запах, пористость, пропеченность) и др.
С помощью непосредственного анкетирования респондентов изучается и оценивается степень удовлетворенного спроса населения на конкретные товары с одной стороны, и определяются причины отсутствующего и неудовлетворенного спроса на данные товары, с другой стороны [5].
Одним из основных направлений изучения спроса на потребительские товары является сегментирование потребителей, т.е. выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению [13], проводимое в несколько основных этапов:
- выбор принципов сегментирования;
- сегментирование потребителей по выбранным критериям;
- выбор условных сегментов потребителей.
Выбор условных сегментов потребителей позволяет коммерческим предприятиям разработать наиболее эффективную стратегию своей деятельности на рынке потребительских товаров с ориентацией на определенные целевые группы, предъявляющие относительно однородный спрос на конкретные потребительские товары [27].
3. Заключительный этап:
На данном этапе анализа спроса обобщаются результаты проведенных исследований, выявляются основные тенденции особенности развития спроса на потребительские товары [34]. После обобщения результатов анализа осуществляется предоставление соответствующего отчета, содержащего детально обоснованные выводы; разрабатываются мероприятия по реализации наиболее перспективных вариантов рекомендаций, направленных на рост потребительской удовлетворенности.
Процесс прогнозирования спроса на потребительские товары представляют собой систему последовательного выполнения операций, представленных на рисунке 3.
Рисунок 4 - Последовательность проведения прогнозирования спроса на хлеб и хлебобулочные изделия
Рассмотрим более подробно содержание каждого из данных этапов.
Подготовительный этап
Начинается осуществление этапа с выбора объекта и предмета исследования.
Предметом прогнозирования в данной работе выступает спрос на хлеб и хлебобулочные изделия.
Объектом является потребительский рынок хлеба и хлебобулочных изделий города Челябинска.
Важным моментом проведения исследования является определение целей и принципов прогнозирования спроса (табл. 11) [5]. Основной целью является прогнозирование спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий города Челябинска.
Таблица 11
Характеристика основных принципов прогнозирования спроса на потребительские товары [5]
Принципы прогнозирования |
Характеристика принципов прогнозирования |
1. Системность |
Прогнозирование на условиях целостности, структурности, иерархичности, целенаправленности, управляемости, функциональности |
2. Комплексность |
Обязательное отображение процессов системами, построенными с учетом взаимосвязей их элементов между собой и внешней средой, их взаимного влияния |
3. Научная обоснованность |
Прогнозирование на основе объективных законов развития процесса, выявления их устойчивых тенденций и научных методов |
4. Непрерывность |
Разработка прогнозов – постоянный процесс, при котором одни прогнозы приходят на смену другим, корректируются по мере поступления новых данных |
5. Точность |
Прогнозы должны обладать определенной точностью расчетов, не позволяющей допускать ошибки при принятии управленческих решений |
6. Целенаправленность |
Прогноз должен быть направлен на достижение определенных целей в соответствии с выбранными приоритетами |
7. Сбалансированность |
Обеспечение балансовой увязки всех показателей и соблюдение установленных пропорций при прогнозировании |
8. Альтернативность |
Разработка нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза |
9. Оптимальность |
Из возможных вариантов прогноза должен быть выбран наилучший, наиболее эффективный |
10. Гибкость |
Возможность оперативной корректировки и изменения прогнозов в соответствии с изменением внешней и внутренней среды |
Важной составляющей подготовительного этапа прогнозирования спроса является формирование базы данных по теме исследования. Информационное обеспечение системы исследования и прогнозирования спроса включает в себя сбор первичных (с помощью анкетного опроса) и вторичных (официальная статистика) данных из различных источников (внутренних - отчеты компаний о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты и т. п.; внешних - публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний) [34], обязательная проверка того, что они верны.
При определении перспектив развития спроса необходимо выбрать такие методы прогнозирования, которые обеспечат не только полноту, достоверность и точность прогноза спроса, но и позволят сократить до минимума затраты времени и средств на сам процесс прогнозирования [5].
При выборе метода прогнозирования следует учитывать влияние ряда факторов:
- существо практической проблемы, подлежащей решению;
- рост числа методов планирования и необходимость их классификации;
- сложность как решаемых задач, так и объектов планирования;
- вид и характер располагаемой информации;
- требования к результатам планирования (точность, достоверность и т.д.);
- предполагаемый тип менеджмента.
Этот этап является особо значимым для прогнозирования и в то же время наиболее сложным, поскольку на данном этапе формируется информационно – методический базис всего процесса прогнозирования.
Основной этап
В ходе основного этапа перспективы развития спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий края будут определены с помощью планирования объема реализации данной продукции количественными методами, среди которых нами будут использованы следующие:
1. Экономико – статистические методы:
1.1 Метод прогнозирования на основе среднегодовых темпов роста;
1.2 Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности;
1.3 Метод прогнозирования на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней
2. Экономико – математические методы
3. Метод экстраполяции рядов динамики.
Прогнозирование спроса на хлеб и х/б изделия на потребительском рынке будет осуществляться и качественными методами [7], а именно методом индивидуальных экспертных оценок (индивидуальный) [16] - путем анкетирования потребителей.
Заключительный этап
На заключительном этапе обобщаются результаты проведенных исследований, выявляются основные тенденции особенности прогнозирования спроса на хлеб и х/б изделия на потребительском рынке города Челябинска; разрабатываются мероприятия по реализации наиболее перспективных вариантов рекомендаций, направленных на рост потребительской удовлетворенности в будущем в данной продукции.