Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг ( Теоретические основы организации и развития коммерческой деятельности предприятий в розничной торговле).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы организации и развития коммерческой деятельности предприятий в розничной торговле

1.1. Основы тенденции развития розничной торговли в современной экономике

1.2. Основные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия торговли

2. Особенности организации организации коммерческой деятельности на примере ООО «ABC Электро» г.Воронеж

2.1. Общая характеристика ООО «ABC Электро»

2.2. Анализ действующей системы формирования спроса и стимулирования сбыта ООО «ABC Электро»

2.3. Анализ динамики и техники продаж различных категорий товаров

3. Разработка рекомендаций по оптимизации системы стимулирования сбыта ООО «ABC Электро»

3.1. Прогнозирование продаж и рекомендации по их увеличению

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель, которая ставится перед коммерческой деятельностью, - способствовать увеличению объемов продаж фирмы. Изучение рынков сбыта, определение ассортимента услуг, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации услуг, оказываемых предприятием.

Вопросы теории управления и роста эффективности продаж разрабатывались в трудах Д.И. Барканс, А. Кутаса, И.М.Сухановой, Е.А. Скриптуновой. Вопросы оптимизации товародвижения с целью увеличения продаж разрабатывались такими учеными-экономистами как Л.И Кардашин, О.Н. Качанов, В.Н. Мешалкин, О. А. Толпегина. Общие вопросы организации и управления маркетингом и коммерческой деятельностью предприятия разрабатывались такими учеными как Ф. Котлер А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников, Ф.Г. Панкратов, К.К. Серегина и др.

Новизна данного исследования заключается прежде всего в более практической постановке целевого исследования, ориентирующегося на применение не только маркетинговых и управленческих, но и учетных методов для оптимизации продаж на предприятии.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации коммерческой деятельности ООО «ABC Электро», г. Воронеж.

Исходя из цели исследования, следует решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы системы формирования спроса и стимулирования сбыта на предприятиях сферы торговли, их составляющие и методы оценки эффективности

2.Дать характеристику деятельности ООО «ABC Электро» и проанализировать процесс продаж на данном предприятии для выявления проблемных мест.

3.Разработать предложения по управлению и повышению объемов продаж на предприятии.

Объектом исследования является ООО «ABC Электро», предметом исследования – организация и управление продажами на данном предприятии.

Работа содержит введение, 3 части, выводы (заключение), список литературы. Каждый раздел работы решает последовательно одну из поставленных задач.

Анализ и обобщение полученного и обработанного в курсовой работе материала позволило сформулировать в заключении основные выводы и рекомендации по теме исследования.

В работе применялись такие методы исследования как анализ литературных источников, анализ конкуренции, анализ хозяйственной деятельности предприятия, опросы клиентов и другие.


При написании работы были использованы отчетные и статистические документы предприятия; научная литература отечественных и зарубежных авторов; методическая литература и интернет-ресурсы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут помочь руководителю торгового предприятия в разработке проекта совершенствовании управления продажами на предприятии, при котором оно будет устойчиво функционировать и конкурировать на рынке г.Воронежа.

1. Теоретические основы организации и развития коммерческой деятельности предприятий в розничной торговле

1.1. Основы тенденции развития розничной торговли в современной экономике

Формы розничной торговли получают свое развитие в мировой практике по одной схеме, и отечественный розничный рынок через определенные время повторяет главные шаги развития соответствующих рынков Европы и США. В первую очередь появляются продовольственные форматы, обеспечивающие высокий спрос у покупателей и высокую оборачиваемость товаров. На начальных этапах формируются такие форматы, которые позволяют обеспечивать достаточно высокий уровень совокупной маржи, - это супермаркеты и мягкие дискаунтеры. В РФ супермаркеты впервые появились в середине 1990-х: в 1994 г. на рынке появился «Седьмой Континент», а в следующем году - «Перекресток».

Успех супермаркетов объясняется тем, что они привлекли покупателей новыми брендовыми товарами и высоким уровнем обслуживания, ранее неведомым российским потребителям: появились круглосуточно работающие магазины, отличавшиеся интересным дизайном и расширенным ассортиментом. Отсутствие высокой конкуренции помогало супермаркетам обеспечивать достаточно высокие цены, при этом низкая платежеспособность населения вначале уменьшала возможности роста торговых точек. С ужесточением конкуренции и появлением в одной области нескольких супермаркетов перед управляющими фирм встала задача повышения эффективности работы, что повлекло в дальнейшем развитие сетей магазинов. Оптимизация в данном случае заключается в получении скидок при больших объемах закупаемой продукции, уменьшении затрат, централизованном управлении 29, С. 41.


Следующим после супермаркетов этапом эволюционного развития розничных форматов являются мягкие дискаунтеры. Отчасти к их образованию привело увеличение чувствительности к ценам. Особенностью мягкого дискаунтера является то, что в нем обеспечивается поддержание цен на постоянно низком уровне, есть минимальный набор предоставляемых услуг и узкий ассортимент продукции. Первыми представителями этого формата в РФ стали «Копейка» (фирмы вышла на рынок в 1998 г. и «Пятерочка» (1999 г.) 21, С.283

После мягких дискаунтеров начали стремительно развиваться гипермаркеты, применяющие методологию низких цен и хорошего качества на больших торговых площадях. Первыми представителями гипермаркетов в крупнейших городах России стали: «Рамстор» (1997 г.), «Ашан» (2002 г.). Ответом на успех гипермаркетов в мировой практике стало появление жестких дискаунтеров, в которых низкие цены (демпинговые) сочетаются с удобством расположения и транспортировки. При этом в РФ пока жесткий дискаунтер не имеет особого развития, поскольку данный формат предъявляет повышенные требования к внутренней организации фирмы и качеству применения передовых технологий управления.

Одновременно с жесткими дискаунтерами во многих странах появляются магазины Cash&Саrry. В РФ представителем данного формата является немецкая фирма «Метро», а также петербургская «Лента». В основе формата - ориентированность на мелкооптовую торговлю, на профессиональных покупателей - представителей малого и среднего бизнеса. При этом, специфика российских Cash&Саrry состоит в том, что они сотрудничают с розничными покупателями. Принимая во внимание ассортимент и размеры торговой площадки, а также принятую в действующем российском ритейле терминологию, «Метро Кеш энд Керри» можно условно отнести к формату гипермаркет.

Одновременно с гипермаркетами, жесткими дискаунтерами и центрами Cash&Саrry в РФ происходило развитие формата, предлагающего универсальный ассортимент в местах, самых удобных для покупателя - «магазины у дома».

Непрерывное развитие розничных торговых фирм за прошедшие 10 лет вызвало не только возрастание количества торговых фирм, увеличение их торговой площади и расширению ассортимента реализуемых продуктов и услуг, но и к динамичному развитию иных типов магазинов, их упорядочиванию.

Фраза «тип магазина» звучит все реже, более употребительной становится фраза «торговый формат». Данное словосочетание предполагает организационно-технологическая характеристику определенного типа организации торговли, с конкретным комплексом предоставляемых услуг определенного качества, отражающего его ценность для потребителя, соотносясь с уровнем конкуренции, степенью развития соответствующих процессов концентрации и процессов централизации.


Основной уровень регулирования таких форматов торговли как киоск, вещевой рынок, павильон - муниципальный уровень, осуществляющий непосредственную организацию, координацию и исполнение функций правительственного регулирования торговой деятельности. Органы власти муниципального уровня находятся ближе других федеральных и региональных органов к этим торговым форматам. Органы власти данного уровня получают возможность в большей мере принимать во внимание закономерности, свойственные данным торговым форматам, используя также индивидуальный подход 31,С. 107.

На сегодняшний день нет комплексных методик, позволяющих провести оценку использования потенциала формата торговли. А проводится только анализ эффективности форматов торговли, при этом главным образом применяются традиционные (финансовые и экономические) показатели. Потенциал торговой организации означает совокупность природных, трудовых, финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а так же способности его работников и менеджеров к бережному и эффективному использованию ресурсов в соответствии с целью работы предприятия и получением максимально возможной в имеющихся экономических условиях прибыли.

Система критериев анализа, оценки и мониторинга потенциала формата торговли включает (рис. 1).

Рисунок 1 Схема оценки применения потенциала формата торговли 23, С.190

Подводя итог изложенному выше, нужно отметить, что законодательная поддержка регулирования торговых отношений на действующем этапе отстает от фактического развития форматов торговли и их услуг, темпы которых существенно опережают динамику законодательной базы.

В данной ситуации, вновь появляющиеся форматы торговли, не получившие должного распространения, не будут правильным образом регламентированы со стороны правительства, что приведет к обострению ситуации на рынке: снижению конкуренции, увеличению тенденций к монополии, ориентации предприятия к увеличению цен, ухудшению качества оказываемых услуг. Всё это не лучшим образом будет оказывать влияние не лишь на уменьшение мотивации потребителей, но и будет способствовать росту социального напряжения в обществе.


1.2. Основные показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия торговли

В управлении продажами внимание уделяется следующим вещам [11, c. 115]:

  • торговому процессу, отвечающему требованиям рынка компании и представляющий пользу потребителям;
  • психологической оценке, основанной на понимании и исследовании нужд потребителей;
  • планированию предварительного подхода и поиска потенциальных клиентов;
  • определению максимально рентабельных потенциальных клиентов;
  • внушению доверия и возбуждение интереса клиентов;
  • стратегии разработки долго- и краткосрочных торговых циклов.

Показатели оценки эффективности продаж напрямую вытекают из целей компании на текущий период, а также из должностных обязанностей сотрудника. Поэтому, для того чтобы выбрать адекватные количественные показатели, необходимо провести тщательный анализ целей компании и вытекающих из них целей отдела продаж, а также учесть показатели, зафиксированные в нормативных документах, касающихся деятельности менеджера по продажам (должностные инструкции, нормативы, регламенты работы).

Определим основные направления поиска возможностей повышения эффективности продаж [38, . 110]:

  • Изучение рыночной ситуации, позиции и стратегий конкурентов и партнеров;
  • Определение целевых сегментов покупателей, подробный анализ имеющихся и потенциальных клиентов для уточнения их потребностей, поиск новых рыночных ниш, на основе организации взаимовыгодного сотрудничества;
  • Эффективное управление процессом продаж, начиная от выбора каналов распространения, определения их количества и числа участников, разработка программы мотивации и контроля участников всех уровней товародвижения;
  • Разработка специальных предложений, стимулирующих покупателей, выгодных самой компании;
  • Работать на формирование лояльности покупателей, создавая эффективные программы лояльности, формировать и укреплять базу постоянных покупателей и заказчиков;
  • Разрабатывать эффективные программы привлечения новых клиентов;
  • Постоянно повышать качество продукции и услуг для повышения удовлетворенности клиентов;
  • Вести грамотную кадровую политику по отношению к персоналу, обеспечивающему продажи: системы мотивации и поощрения, обучение и повышений квалификации;
  • Использовать географические возможности расширения продаж, в том числе за счет роста количества торговых точек, филиалов, создания дилерских сетей и т.п.;
  • Вести интенсивную PR-деятельность, повышая информированность имеющихся и потенциальных клиентов о компании.