Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие о схеме принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема принятия управленческих решений уже давно привлекает внимание исследователей и руководителей разного уровня. Вопрос процесса, рационализации, повышения качества управленческих решений актуальны для них, прежде всего из-за большого давления на предприятие со стороны его внешней среды, что характеризуется обострением конкуренции, увеличением сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности, ухудшением предсказуемости многих ее факторов, ростом риска, более тяжелым характером экономических последствий, которые могут повлечь за собой принятие неверных решений. Но при всем многообразии условий производственно-хозяйственной деятельности и характера проблем, возникающих перед работниками управления в различных социально-экономических формах, принципах, методах обоснования экономических решений, рассматриваются в научно-прикладном плане, - это как раз та область , где довольно значительно проявляется общность законов управления, отражающих его организационно-техническую сторону.

Принятие решений - это важный и сложный процесс. Чтобы научиться принимать правильные решения, вам нужен управленческий опыт, который можно определить как сумму принятых решений.

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия управленческих решений в ОАО «Сбербанк России».

Предметом данной курсовой работы стал процесс принятия управленческих решений.

Объектом исследования являются управленческие решения в ОАО «Сбербанк России».

Задачи курсовой работы:

- изучить классификацию управленческих решений;

- проанализировать концепцию схемы принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений;

- изучить понятие и сущность организационной структуры управления, а также виды организационных структур;

- изучить характеристику деятельности коммерческого банка ОАО «Сбербанк России»;

- рассмотреть опыт разработки и принятия управленческих решений в банке

- сделать рекомендации по совершенствованию процедур разработки и принятия управленческих решений.

Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач были проанализированы работы таких авторов, как: Адизес В., Рубчинский А. А., Кодин В. Н., Кремень М. А., Логинов В. Н. и др. Данные авторы в своих работах раскрыли совокупность определенных понятий, теорий, правил, законов.


В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы принятия управленческих решений, осуществлена классификация управленческих решений и рассмотрены основные требования к принятию управленческих решений. А также методы принятия управленческих решений. Во второй части будет описано построение организационных структур и организация их взаимодействия. В ней мы рассмотрим понятие схемы принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений, а также понятие и сущность организационной структуры управления.

В третьей части будет рассмотрен анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений. В заключении подведены все итоги данной работы, а в список литературы изображены источники, с помощью которых была написана работа.

1. Теоретические основы принятия решений в организации

1.1 Классификация управленческих решений

Решение – это всегда выбор альтернативы.

Под управленческим решением подразумевают выбор альтернативы в процессе реализации управленческих функций.

Управленческое решение – это, в первую очередь, волевое и, в то же время, творческое и целенаправленное воздействие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов функционирования управляемой подсистемы, а также на анализе информации о ее состоянии.[1]

Объектом управленческого решения выступает – операция или система. Субъект управленческого решения – это лицо, принимающее решение (ЛПР), управляющая подсистема организационно-производственной системы и др.[2]

Принятое решение, для своего практического воплощения (то есть, целенаправленного воздействия на управляемую подсистему), как правило, конкретизируется в виде программы действий.

Решение проблем, которые составляют суть процесса управления, является волевым действием менеджера на объект управления для достижения поставленной перед ним цели. Результаты управленческих решений, особенно в крупных организациях, охватывают интересы многих работающих.


Управленческое решение - это результат творческого целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью системы менеджмента.[3]

Управленческое решение - это начальный и основной момент в организации деятельности каждого руководителя. В связи с этим управленческое решение может рассматриваться как основное содержание процесса управления и важный инструмент системного подхода к управляемому объекту.[4]

Управленческие решения рассматриваются с разных точек зрения. Классификация управленческих решений необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность управления. Управленческие решения классифицируют по следующим признакам.[5]

Классификация управленческих решений позволяет упорядочить их и выявить общие закономерности и характерные особенности, присущие отдельным их разновидностям.

Классификация управленческих решений по функциональному назначению управленческие решения классифицируются на: планирующие; организационные; координирующие; регулирующие; активизирующие; контролирующие; информирующие.[6]

Функциональная направленность определяется общей функцией управления, которая инициирует разработку управленческих решений. Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий - планирующие решения. В этих решениях определяются необходимые параметры для стратегического или тактического планирования деятельности организации.[7]

Пример организационных решений - о создании акционерного общества, дочерней компании, о распределении служебных обязанностей.

Координирующие управленческие решения в основном имеют оперативный характер (распределение текущей работы среди исполнителей).

Регулирующие решения предписывают способы осуществления тех или иных действий в определенных ситуациях и проявляются в соответствующих документах, правилах распорядка, графиках работы, нормах и нормативах.

С целью эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников организации - это активизирующие управленческие решения.[8]

Контролирующие решения служат для оценки тех или иных действий, подчиненных и их дальнейшей корректировки.


Информирующие управленческие решения направлены на упорядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации (например, информационное письмо руководителя организации персоналу с сообщением о предстоящих изменениях в организационной структуре компании, о запуске нового продукта, о проведении корпоративных мероприятий и т.п.).[9]

Классификация управленческих решений по характеру действий:

По характеру действий управленческие решения подразделяются на: директивные; нормативные; методические; рекомендательные; разрешающие; ориентирующие.[10]

Директивные решения разрабатываются высшими органами управления по важным текущим и перспективным проблемам организации и являются обязательными для нижестоящих уровней управления. Директивные решения закрепляются соответствующими нормативными и методологическими решениями (документами).

Рекомендательные решения вырабатываются совещательными органами - различного рода комитетами или комиссиями. Их исполнение желательно, но не обязательно.[11]

Разрешающие (запрещающие) решения - это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей.[12]

Ориентирующие решения, как и директивные, предназначаются для низших уровней управления, однако, действующие в условиях свободы от центра, ориентирующими по своей сути можно считать и прогнозные решения.[13]

По времени действия выделяю управленческие решения: стратегические; тактические; оперативные.

Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов организации (персонал, структура, производство и т.д.).

Тактические решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов организации.[14]

Оперативные решения разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций, меняющих ход реализации тактических решений. Оперативные управленческие решения являются кратковременными.

Стратегические действия определяют основные пути развития организации, а тактические - конкретные средства продвижения по ним.


Стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией, а тактические и оперативные - на низшем. Стратегические решения являются инициативными, которые под воздействием внешних факторов принимает на себя выше управленческое руководство организацией, то есть берет на себя инициативу. Тактические решения имеют характер предписания, так как конкретизируют указания вышестоящего руководства.[15]

По направлению воздействия управленческие решения подразделяются на: внутренние; внешние.

Внутренние решения принимаются непосредственно в организации и направлены на совершенствование работы по организации и оплате труда, внедрению новой техники и технологии.[16]

Внешние решения направлены на приспособление предприятия к изменениям внешней среды (повышение конкурентоспособности, увеличение доли рынка и др.).[17]

По способу принятия управленческие решение делятся на: индивидуальные; коллективные. Индивидуальные решения принимаются единолично. Коллективные решения принимаются на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.).[18]

Коллективные решения могут быть консультативными, совместными и законодательными (парламентскими). Консультативные решения предусматривают, что лицо, которое его принимает, советуется с окружающими - подчиненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомендаций осуществляет свой выбор. Совместные решения принимаются в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентские базируются на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним согласие.[19]

По субъектам управления выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций. Например, государственные органы реализуют решения путем принятия законодательных, организационных, распорядительных документов и проведения организационной работы.[20]

По срокам принятия управленческие решения классифицируются на: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (от 1 до 5 лет); краткосрочные (до 1 года).

Долгосрочные решения имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, которое вытекает из условий и потребностей текущего состояния. В результате эти решения могут быть нереализованными, если ситуация в будущем изменится.[21]