Файл: ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И СТАНДАРТЫ СЕРВИСА В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ (Развитие ресторанов быстрого питания в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К примеру имею в виду такие заведения как: «Антикафе, OpenKitchen, чайные, веган-кафе, раковарни». Таким образом можно сделать вывод: рынок общепита развивается в ногу со временем и человеческими потребностями. Ведь в современном мире стало очень распространенно веган-питание, пропагандируется здоровый образ жизни чему соответствуют такие заведения, как антикафе, чайные, тайм- кафе, где отсутствует алкоголь. Да безусловно влияние экономического кризиса не проходит стороной отрасль общепита. Рестораторы не стоят на месте, оценивая ситуацию и потребность потребителей меняют концепцию своих заведений, проводят полныйребрейдинг, двигаются в направлении современных тенденций.

Специалисты в области маркетинга и экономики имеют точку зрения, что рынок общественного питания недостаточно насыщен. Ресурсы и возможности отрасли не исчерпали себя даже на 50%. Не которые возможности рынка используются не в полную мощь, совершенно точно можно прогнозировать высокую активность и рост в будущем.

Процветание отрасли общественного питания и рынка потребительских услуг, можно отнести к общественно значимым, развитый сектор услуг залог здоровой экономической системы в целом. Пища является основой для населения, без первой ступени пирамиды Абрахама Маслоу не может быть дальнейшего развития у человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, трудоспособность и стремление развиваться. Питание человека – это не только его личное, но и общественное дело. Развитие общественного питания тесно связанно с социально-экономическим развитием региона и экономики государства.[18]

По подсчетам специалистов, рынок услуг ресторанов быстрого питания каждый год расширяется на 20%. Это означает, что ежегодно открывается значительное чисто новых точек фаст-фуда, а также, что для предпринимателей подобная сфера услуг является привлекательной и обещает экономическую выгоду.

Вообще, как известно, существует три основные ступени ресторанных услуг питания или по-другому уровня этих услуг. Самую верхнюю ступень занимают люксовые рестораны ми рестораны высокого класса, в них все, начиная с качества и заканчивая интерьером, должно быть на высшем уровне, в том числе ценовая стоимость услуг. Вторая ступень - это рестораны среднего класса. В них предоставление питания стремится к уровню люксового ресторана, но стоимость блюд значительно снижена. И третий уровень занимают рестораны быстрого питания, где цены и ассортимент являются приемлемыми для широкого слоя населения.


В связи с этим можно предположить, что услуги ресторанов фаст-фуда характеризуются низким качеством, и клиент в принципе не может претендовать ни на какие изыски или достойное обслуживание. Однако это будет заблуждение. Несмотря на приближение к массовости услуг того или иного ресторана или снижение ценовых сборов, системы общественного питания любого уровня должны обладать определенными стандартами качества.

Возвращаясь к трехступенчатой схеме ресторанов, необходимо понимать следующее. Поскольку все организации общественного питания находятся на одном рынке услуг, в совокупности образуя услуги по общественному питанию, они являются глубоко взаимосвязанными элементами, изменения одного из которых ведет к трансформации другого.

Поэтому современная ситуация возрастания числа ресторанов быстрого питания объясняется экспертами следящими предшествующими изменениями: во-первых, рестораны высшего класса полностью реализуют существующий па них у граждан спрос. Это означает, что создание нового ресторана подобного типа как минимум не принесет прибыли, а в худшем случае будет убыточным предприятием, поскольку будет являть собой избыточное предложение.[19]

Во-вторых, рестораны среднего уровня в настоящем претерпевают кризис, потому что вынуждены сохранять достаточно низкие цены при обеспечении высокого качества. Для них особенно проблематичным оказалось поддержание соответствия требованиям необходимого помещения.

Третьим предшествующим фактором является не загруженность пространства ресторанов быстрого питания на российском рынке. Другими словами, этот элемент рынка представляется наименее разработанным и еще не развитым до того уровня, которого уже достигли в России рестораны другого типа. Или уровня развития услуг ресторанов быстрого питания в зарубежных развитых странах. Даже если сравнивать количественные единицы таких ресторанов в столице России и в идентичном по размеру европейском городе, в последнем точек быстрого питания окажется в несколько раз больше. Кроме того, по мнению специалистов, изменения потребительского спроса для этого сегмента рынка быстрого питания являются не существенным фактором в получении прибыли.

Для многих предпринимателей эта ниша на рынке оказалась весьма привлекательной, некоторые из владельцев крупных высокого класса ресторанов расширяют производство путем открытия ресторанов быстрого питания под брендом своего люксового заведения. Государство также оказалось заинтересованным в развитии этой отрасли и предложило инвестировать создание в России сети фаст-фуда под названием «Народные рестораны».


Начиная с 2002 года в Москве происходит интенсивное развитие рынка услуг сети быстрого питания. Возможно, благодаря именно государственному муниципальному инвестированию чуть более чем за 2 года было образовано и открыто более трехсот точек фаст-фуда, около двух сотен организаций, оказывающих для населения услуги разного уровня питания, за это время были реорганизованы и реконструированы под рестораны быстрого питания.[20]

С конца 2003 года началось активное освоение новых территорий городской среды для точек фас-фуда. Наиболее актуальным стало их открытие в парковых зонах, культурно-развлекательных пространств, а не только в торговых комплексах и бизнес - центрах, с которых началось развитие ресторанов быстрого питания.

На сегодняшний день город Москва является одним из городов, где наиболее развит рынок услуг быстрого питания. Здесь расположено более 5 тысяч пунктов быстрого питания, более 100 из них - это стационарные рестораны быстрого питания.

Рынок услуг ресторанов быстрого питания действительно развивается и работает в России, поскольку по подсчетам экономистов, ежегодно за последние 2 года оборот денег, которые граждане тратят на услуги фаст-фуда, составляет приблизительно 1,5 миллиарда долларов, При этом в России существует два национальных рынка системы быстрого питания, оба из которых нельзя сравнивать или анализировать по одной схеме, хотя бы потому, что территориально и по плотности ресторанов фаст-фуда они довольно сильно различаются. Один из них - это Москва, другой - все остальные города и регионы страны.[21]

По статистическим данным, треть из ежегодных полутора миллиардов приходится именно на Московский рынок фаст-фуда.

Таким образом, несмотря на кризис, общественное питание в России на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой отрасли. Рынок общественного питания в России не насыщен, по сравнению с США и странами Западной Европы, но по прогнозам аналитиков, объем российского ресторанного рынка в ближайшие 50 лет должен выйти на аналогичный уровень. Развитие ресторанного бизнеса относится к социально значимым задачам, так как развитый сектор услуг на макроуровне показывает развитость экономической системы страны в целом, а на микроуровне является основой жизни человека.


2. Современное состояние услуг ресторанов быстрого питания на примере ООО «Макдоналдс»

2.1 Общая характеристика ООО «Макдоналдс»

Самое первое заведение братьев Ричарда и Мориса МакДональдов открылось в 1940 году в калифорнийском городке Сан Бернардино. Это было обычное кафе для автомобилистов. Оно приносило им около 200 000 долларов в год, но Ричард и Морис непрерывно искали пути его усовершенствования. Самый первый ресторан носил название «McDonald'sFamousBarbeque» и предлагал своим посетителям около сорока наименований зажаренного мяса.

Сегодня McDonald's является ведущей сетью быстрого общественного питания в мире с более чем 35 тыс. франчайзинговых ресторанов и приблизительно 70 млн. по работников в более чем 100 странах. Около 80 % всех ресторанов сети работают франчайзингу. Число ресторанов сети постоянно увеличивается, за четыре года было открыто более 2 тыс. новых точек.

McDonald's занимает 9 место в рейтинге Топ-10 самых быстрорастущих франшиз 2015 года (рейтинг EntrepreneurMagazine FranchiseZone).

Важнейшим фактором, способствовавшим успеху франшизы McDonald's, стала неизменная приверженность к определенным наборам стандартов и общей концепции видения компании. Каждый посетитель знает, что независимо от того, в какой точке мира он зайдет в ресторан, он получит одинаковое меню, качество продуктов и клиентское обслуживание.

Сегодня McDonald's также делает акцент на согласованности бизнес-процессов, продуманной маркетинговой политике, постоянным инновациям и адаптации к меняющимся потребностям потребителей. За счет этого компании удается процветать, не смотря на рыночные колебания. Поэтому франшиза McDonald's по-прежнему пользуется спросом у инвесторов.

В марте 2015 года на российском рынке франшиз произошло ключевое событие. Компания McDonald’s – одна из мировых лидеров в сфере франчайзинга, традиционно отказывавшаяся от продажи франшизы на российском рынке, в пользу развития собственной филиальной сети, объявила о продаже своей первой франшизы на территории России. 28 марта 2015 года ЗАО «Москва-Макдональдс», российская «дочка»McDonald’s, заключило договор коммерческой концессии с ООО «Развитие РОСТ» сроком до 15 апреля 2032 года. Согласно этому договору «Развитие РОСТ» получило возможность открывать рестораны McDonald’s на территории всех терминалов международных аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково в Московской области и всех терминалов аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Кроме того, компания сможет развивать ресторанную сеть на московских железнодорожных вокзалах. По документам Роспатента, «Развитие РОСТ» заключило договор концессии почти на 30 товарных знаков, принадлежащих «Москва-McDonald’s», в том числе McDonald’s, «МакАвто», «РоналдМакдоналд», «Биг Мак» и «Биг Тейсти».


Франшиза Макдональдс стала реальной перспективой для российских бизнесменов только в последнее время. Открыть свой собственный филиал Макдональдса могут только те предприниматели, которые имеют достаточно большие активы.

Следует понимать, что открытие совместного с Макдональдс бизнеса требует значительных первоначальных инвестиций. Кроме того, нужно быть готовым к последующим ежемесячным выплатам франчайзеру.

Ориентировочные расходы:

- первоначальные инвестиции - $0,95-1,8 млн.

- цена франшизы Макдональдс - $ 45 тыс.

- роялти (ежемесячные выплаты) - от 12,5%

Каждый кандидат во франчайзи должен пройти длительный курс практического обучения в сети ресторанов Макдональдс, чтобы знать весь технологический процесс и нюансы маркетинга. Стоимость курса обучения -$10 тыс. Такие условия могут выдержать только настоящие фанаты ресторанного бизнеса и компании Макдональдс. Покупка франшизы означает запуск нового ресторана. От франчайзи требуется огромный объем работы - от руководства процессом приготовлением пищи до принятия стратегических бизнес решений. При этом потребуются хорошие коммуникативные навыки и знания в самых разных областях, связанных с бизнесом и общественным питанием.

Кроме того, компания Макдональдс всегда требует участия в делах сообщества. Активное участие в жизни сообщества может означать: политику компании; организацию акций в защиту окружающей среды; поддержку юношеских футбольных команд; организацию разнообразных культурных мероприятий и конкурсов; другое.

Все это позволяет повысить популярность марки Макдональдс среди окружающих людей, вызвать их уважение и привлечь больше внимания. Франчайзинг крайне продуктивен и в плане зарабатывания денег, и в плане личного развития.

Однако не надо думать, что франшиза – это механизм для печатания денег. После ее приобретения сидеть сложа руки точно не придется. У компании есть награды и победы, но они служат для поддержания имиджа, а не для того, чтобы окончательно почивать на лаврах.

Руководство Макдональдса принимает в свои ряды только избранных. В идеале на момент покупки франшизы вы должны быть уже состоявшейся личностью с успешной карьерой и высоким уровнем управленческих навыков. У вас также должны быть развиты лидерские качества и финансовая проницательность. Отличная возможность узнать о франчайзинге максимум полезной информации – это прийти на день открытых дверей, которые часто устраивает компания Макдональдс.