Файл: Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1606

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Включает 2 шкалы: шкала межличностного эмоционального интеллекта (понимание чужих эмоций; управление чужими эмоциями) и шкала внутриличностного эмоционального интеллекта (осознание своих эмоций; управление своими эмоциями; контроль экспрессии), а также 6 подшкал. Состоит из 46 утверждений, каждое из которых испытуемый должен оценить по одной из 4 шкал, от (1) «Совсем не согласен» до (4) «Полностью согласен».

  • Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой.

Представляет собой опросник из 40 утверждений. Испытуемый оценивает степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня, выраженности внутриличностного (способность к осознанию и

принятию своих чувств, самоконтроль) и межличностного (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей) аспектов эмоционального интеллекта.

В зарубежных исследованиях методы, основанные на самоотчете, часто используются в сочетании с методами, основанными на решении задач. Примером может служить исследование связи между эмоциональным интеллектом и чертами психопатии, в котором использовались тест Дж. Мэйера, П. Сэловэя, Д. Карузо; Trait-Meta Mood Scale (TMMS); SSRI; WLEIS. Это исследование выявило и продемонстрировало связь между эмоциональным интеллектом и чертами психопатии (с фактором «образ жизни» шкалы PCL-R) в большей степени при использовании методик, основанных на решении задач. При использовании методик, основанных на самоотчете, сколько-нибудь значимой связи выявлено не было и полученные результаты были противоречивыми.

Очевидным плюсом этой группы методов является простота проведения и обработки полученных данных, возможность протестировать большое количество испытуемых. Однако в этой группе методов можно выделить несколько существенных недостатков. Тесты этой группы основаны на самовосприятии, а одним из недостатков методик, использующих опору на самоотчет, является эффект социальной желательности, искажающий результаты. Также одним из главных недостатков методик этой группы называют опору на самоотчет; иными словами, диагностический инструмент измеряет лишь «некоторую комбинацию личностных черт» (Д.В. Люсин, 2006, с. 5), а не способность. Также испытуемые могут неправильно понять вопросы теста, особенно если эти вопросы сложно сформулированы:

чем проще сформулирован вопрос, тем однозначнее (проще) ответы на него, что говорит о более однозначном понимании сути вопроса. Также исследования с помощью методик данной группы часто показывают противоречивые результаты, так как эти тесты основаны на восприятии, которое не всегда соответствует реальным способностям личности. Так, например, значимые различия в уровне эмоционального интеллекта были выявлены Н.Р. Харродом между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков уровень эмоционального интеллекта в целом ниже. В то же время, согласно результатам исследования Д.Д. Гуастелло, значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (у женщин эмоциональный интеллект развит больше, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было.


Г. Орме в своих исследованиях (2003 г.) обнаружил отсутствие различий между мужчинами и женщинами по уровню эмоционального интеллекта.

Однако, диагностирующий инструментарий по изучению эмоционального интеллекта не ограничивается только методиками, основанными на решении задач и самоотчете и самоанализе. Так же существует группа методик, основанная на проективной интерпретации полученных ответов.

Необходимо подчеркнуть, что многие авторы отмечают, что методы диагностики эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете, и методы, основанные на решении задач, показывают низкие корреляции между собой.

По мнению Д.В. Люсина, старшего научного сотрудника лаборотории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, доцента Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, ведущего научного сотрудника лаборатории когнитивных исследований НИУ «Высшая школа экономики», Москва, «... эти два типа методик (задачи и опросники) измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо разные стороны эмоционального интеллекта».В настоящее время исследователями ведется работа по преодолению данного противоречия. Так, М. Фьори (Университет прикладных наук Западной Швейцарии, Делемон) в 2009 г. выдвинула предположение, согласно которому в качестве инструмента исследования эмоционального интеллекта должны выступить проективные методы диагностики, которые позволят в исследовании опираться на бессознательные, автоматические процессы, лежащие в основе эмоционального интеллекта и позволяющие избежать сознательного контроля и эффекта социальной желательности.

В настоящее время проективных методов диагностики эмоционального интеллекта не так много, что, вероятно, связано с трудностью разработки системы интерпретации.

В 2008 г. М.А. Нгуен (Университет Хоа Сен, Хошимин) предложил несколько проективных методик диагностики эмоционального интеллекта для

детей дошкольного возраста, показывающих уровень развития эмоционального интеллекта — высокий, средний или низкий.

  • «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций».

Методика выявляет эмоциональную ориентацию ребенка на мир вещей или мир людей и содержит 3 геометрические фигуры — круг, овал и треугольник, которые детям предлагается дорисовать так, чтобы получились рисунки со смыслом.

  • «Три желания».

Методика выявляет эмоциональную ориентацию ребенка на себя или других людей. В ходе диагностики ребенку предлагается нарисовать любые три желания, а затем проводится беседа по результатам выполнения.


  • «Что — почему — как».

Методика выявляет степень готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем. В ходе методики детям зачитывают текст (тексты для мальчиков и девочек разные), а затем просят ребенка ответить на вопросы.

Т.А. Бусыгиной, С.А. Исхановой (отечественными исследователями из Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самара) была предложена проективная методика диагностики эмоционального интеллекта для учителей.

  • «Реплики, фрустрирующие учителя».

Методика используется для диагностики эмоционального интеллекта педагогов и представляет собой 22 высказывания, содержащих возможность фрустрации, на которые педагог должен дать спонтанную речевую реакцию. Обработка проводится путем контент-анализа[13].

Далее представлена таблица 1, в которой сравниваются представленные методики с указанием их достоинств и ограничений. Для удобства восприятия все выше представленные тесты будут рассматриваться мной в форме трех групп, объединяющих данные методики по способу их решения.

Таблица . Характеристика методик анализа ЭИ

Название методики

Достоинства

Недостатки

1

MSCEITV2.0

Высокий уровень валидности

В процессе валидизации русскоязычной версии теста не использовались экспертные оценки

2

LEAS

Осознание эмоций (базовых и сложных) Свободные ответы; 5 уровней качественной оценки

результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом

3

EARS

Распознавание эмоций (в межличностном контексте); Задания с несколькими вариантами ответа

результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом

4

TIEFBA

Существуют варианты для подростков и детей.

12 ситуаций для измерения внутриличностного или межличностного ЭИ

ситуация решения задач в условиях диагностики отличается от решения задач, предлагаемых жизнью

5

Опросник «EQ-i» Р. Бар-Она

Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение

нет необходимости ни в 15 шкалах первого порядка, ни в факторах второго порядка

6

Опросник «EQ» Н. Холла

Наиболее используемая методика.

несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Отсутствие информации по психометрике теста

7

Опросник SSRI

Направлен на измерение 4 «ветвей» ЭИ, описываемых моделью Дж. Мэйера, П. Сэлоуэя и Д. Карузо.

Отсутствует адаптация под нашу выборку

8

WLEIS

Основан на модели способности П. Сэловея и Д. Мэйера.

Общий фактор эмоционального интеллекта

Отсутствует адаптация под нашу выборку

9

Опросник эмоционального интеллекта Trait

Высокая степень надежности

Отсутствует адаптация под нашу выборку

11

Опросник EII

Разработан на основе модели Дж. Мэйера, П. Сэловэя и Д. Карузо в 2006 г.

Слабая корреляция со шкалами других методик.

12

Trait-Meta Mood Scale

Простой инструмент для анализа 15 компонентов, составляющих современную область выборки для применения модели "Черты эмоционального интеллекта" у взрослых.

Тестирование не может прямо предсказать, что у человека есть потенциал для успеха, как не может и раскрыть моральные качества человека.

13

Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»

Авторская модель в основе. Вводятся характеристики, влияющие на уровень ЭИ

Опросник, основанный на самоотчете. Все еще ведутся работы по стандартизации

14

Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой.

Авторская методика.

Высокая надежность

Желательно использовать вместе другими методиками диагностики ЭИ

15

«Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций».

Вариативность интерпретации.

эмоциональную ориентацию ребенка на мир вещей или мир людей

Низкая надежность, нет адаптации

16

«Три желания».

Вариативность интерпретации.

Направленность эмоциональной ориентации ребенка

Низкая надежность, нет адаптации

17

«Что - почему - как».

Вариативность интерпретации.

Выявляет уровень готовности ребенка к восприятию эмоций других

Низкая надежность, нет адаптации

18

«Реплики, фрустрирующие учителя».

Отечественная методика.

22 высказывания, содержащих возможность фрустрации

Низкая надежность, трудность правильной оценки результатов


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

  1. Существует большое количество подходов к пониманию эмоционального интеллекта;
  2. Первоначально ЭИ понимался как множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения;
  3. В последствии ЭИ определили как способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими;
  4. Все методики на анализ уровня ЭИ можно условно поделить на 3 группы: методики, основанные на решении задач; методики, основанные на самоотчете и самоанализе; проективные методики;
  5. Наиболее достоверными считаются методики из первой группы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

2.1 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В дальнейшем исследование строится по следующему плану:

  1. Провести опрос респондентов по представленным методикам;
  2. Для использования статистических критериев необходимо уровнять результаты по примененным методикам при помощи перевода в стандартные баллы (стены);
  3. Для того, чтобы проводить более глубинное изучение данных, нужно определить подчиняется ли выборка закону нормального распределения;
  4. Исходя из закона нормального распределения, мы применяем критерии (параметрические или непараметрические);
  5. Формируем группы из нашей выборки по разным уровням выгорания и самооценки и сравниваем.

Гипотеза исследования

  1. Методики диагностирования эмоционального интеллекта, оценивая одно и то же явление, используют для этой цели разные критерии.

По моему мнению, не смотря на то, что вся огромная совокупность разработанных, когда - либо методик диагностирует и оценивает одно и тоже явление – эмоциональный интеллект, они используют для этого разные подходы.

То есть методики имеют одну общую конечную цель – диагностику эмоционального интеллекта, но для ее достижения используются либо иные способы, либо иные системы оценки результатов. Это разнообразие может повысить качество оценки, что положительно скажется на правдивости оценки исследуемого явления.


  1. Результаты, полученные после проведения тестирования по одной методике, будут коррелировать с результатами, полученными по другой методике.

Корреляция методик друг с другом, а так же с исследуемым явлением – эмоциональным интеллектом, может показать нам то, что методики оценивают одно и тоже явление и оценивают его достоверно. Так же корреляция с эмоциональным интеллектом может указать на цель методик, тем самым подтвердив их направленность именно на диагностирование предмета данной курсовой работы.

Моя выборка состоит из 30 респондентов, имеющие разный социальный статус, начиная от школьников старших классов и заканчивая студентами, получающие высшее образование и совмещающие его с работой. Это люди от 17 до 24 лет, 18 мужчин и 12 женщин.

Условно выборку можно разделить на 4 группы – по той социальной роли, которую исполняет респондент на момент тестирования. В нижеследующей диаграмме можно более внимательно ознакомиться распределением респондентов по их социальному статусу. Однако это разделение является условным и не несет смысловой нагрузки для исследования.

На данной диаграмме можно увидеть, как в выборке респондентов распределены те социальные роли, которые респонденты исполняют на момент опроса.

Так как главной задачей в моей курсовой работе было изучение существующих методик диагностики эмоционального интеллекта, то было логично постараться получить как можно более разнообразную выборку респондентов. Таким образом мы можем получить более подробную картину исследования, что может значительно повысить качество проделанной работы и ее достоверность, что в свою очередь, поможет наиболее подробно изучить проявление исследуемого явления у представителей разных сфер деятельности. Социальный статус респондентов указан в рисунке 1.

Рисунок 1. Социальный статус респондентов

Я считаю, что важно было постараться охватить как можно большее сфер, для получения более достоверных данных, а так же для рассмотрения того, как исследуемое явление проявляется в разных сферах жизни человека.

В качестве диагностического инструментария исследования использовались:

  1. методика эмоционального интеллекта (МЭИ М.А. Манойловой);
  2. методика Н. Холла на определение уровня EQ;
  3. опросник ЭмИн (Д.В. Люсин);
  4. анкета (для получения первичных данных о респонденте, таких как: пол, возраст, социальный статус и т. д.)

Для измерения уровня эмоционального интеллекта мной в общей совокупности было использовано три методики, которые ниже будут рассмотрены подробнее.