Файл: Особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте (Организационная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу, это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Опыт как Российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где, руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого, плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.

Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.

Качество передаваемой информации зависит от правильности выбора коммуникационных каналов, а значит и эффективность работы на любом уровне в организации. Так как мы являемся будущими руководителями, эта тема является актуальной и для нас.

Цель курсовой работы — анализ коммуникационного процесса в ООО «Volga marketing family» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.


Объектом данной курсовой работы является ООО «Volga marketing family», а предметом — система коммуникаций.

Предметом данной курсовой работы являются коммуникации в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) Изучить теоретические основы коммуникации и коммуникационного процесса.

2) Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Volga marketing family».

3) Провести исследование коммуникационного процесса в управлении организацией ООО «Volga marketing family».

4) Разработать направления совершенствования внутренних и внешних коммуникаций в ООО «Volga marketing family».

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы

Коммуникации - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы [17, с. 45].

Информация - это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации [25, с. 87].

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, ᅟнеобходимо ᅟналичие, ᅟкак ᅟминимум, ᅟдвух ᅟлюдей.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми ли некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.


Термин ᅟ«коммуникация» ᅟпроисходит ᅟот ᅟлатинского ᅟ«communis», ᅟозначающего ᅟ«общее»: ᅟпередающий ᅟинформацию ᅟпытается ᅟустановить ᅟ«общность» ᅟс ᅟполучающим ᅟинформацию. ᅟОтсюда ᅟкоммуникация ᅟможет ᅟбыть ᅟопределена ᅟкак ᅟпередача ᅟне ᅟпросто ᅟинформации, ᅟа ᅟзначения ᅟили ᅟсмысла ᅟс ᅟпомощью ᅟсимволов ᅟ[26, ᅟс. ᅟ145].

Коммуникационный ᅟпроцесс ᅟ— ᅟобмен ᅟинформацией ᅟмежду ᅟдвумя ᅟили ᅟболее ᅟлюдьми.

Основная ᅟцель ᅟкоммуникации ᅟдостичь ᅟпонимания ᅟобмениваемой ᅟинформации, ᅟт.е. ᅟсообщения. ᅟНо ᅟсам ᅟпо ᅟсебе ᅟфакт ᅟобмена ᅟинформацией ᅟеще ᅟне ᅟгарантирует, ᅟчто ᅟпроцесс ᅟбыл ᅟуспешным. ᅟВам, ᅟконечно, ᅟдоводилось ᅟсталкиваться ᅟс ᅟпримерами ᅟнеэффективных ᅟкоммуникаций ᅟс ᅟдрузьями, ᅟродственниками ᅟили ᅟколлегами. ᅟЧтобы ᅟлучше ᅟпонять ᅟсуть ᅟэтого ᅟпроцесса ᅟи ᅟто, ᅟчем ᅟопределяется ᅟего ᅟэффективность, ᅟнеобходимо ᅟиметь ᅟпредставление ᅟо ᅟтом, ᅟиз ᅟкаких ᅟэтапов ᅟон ᅟсостоит.

Процесс ᅟкоммуникации ᅟвключает ᅟчетыре ᅟбазовых ᅟэлемента:

1)Отправитель ᅟлицо, ᅟгенерирующее ᅟидею ᅟлибо ᅟотбирающее ᅟинформацию ᅟдля ᅟпередачи.

2)Сообщение ᅟ— ᅟсобственно ᅟинформация, ᅟзакодированная ᅟв ᅟсимволы.

3)Канал ᅟ— ᅟсредство ᅟпередачи ᅟинформации.

4)Получательлицо, ᅟкоторому ᅟпредназначена ᅟинформация ᅟи ᅟкоторое ᅟее ᅟинтерпретирует.

В ᅟходе ᅟкоммуникации ᅟотправитель ᅟи ᅟполучатель ᅟпроходят ᅟнесколько ᅟвзаимосвязанных ᅟэтапов. ᅟИх ᅟзадача ᅟсоставить ᅟсообщение ᅟи ᅟиспользовать ᅟканал ᅟдля ᅟего ᅟпередачи ᅟтак, ᅟчтобы ᅟобе ᅟстороны ᅟодинаково ᅟпоняли ᅟисходную ᅟидею. ᅟЭто ᅟтрудно, ᅟпоскольку ᅟна ᅟкаждом ᅟэтапе ᅟсмысл ᅟидеи ᅟможет ᅟбыть ᅟискажен ᅟи ᅟдаже ᅟполностью ᅟутрачен. ᅟВот ᅟэти ᅟэтапы: ᅟгенерирование идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование ᅟ[8, ᅟс. ᅟ25].

Хотя ᅟвесь ᅟпроцесс ᅟкоммуникации ᅟнередко ᅟтребует ᅟвсего ᅟнескольких ᅟсекунд ᅟи, ᅟследовательно, ᅟвыделить ᅟв ᅟнем ᅟэтапы ᅟдовольно ᅟтрудно, ᅟнужно ᅟпроанализировать ᅟкаждый ᅟиз ᅟних ᅟи ᅟрассказать ᅟо ᅟпроблемах, ᅟвозникающих ᅟна ᅟкаждом ᅟиз ᅟэтапов. ᅟЭтот ᅟанализ ᅟпохож ᅟна ᅟисследование ᅟкадров ᅟочень ᅟкороткого ᅟэпизода ᅟкинофильма.

Определенные ᅟпомехи ᅟесть ᅟвсегда, ᅟи ᅟнекоторое ᅟискажение ᅟсмысла ᅟпроисходит ᅟна ᅟкаждом ᅟэтапе ᅟпроцесса ᅟкоммуникации. ᅟОбычно ᅟнам ᅟудается ᅟпреодолеть ᅟпомехи ᅟи ᅟпередать ᅟсообщение. ᅟНо ᅟесли ᅟпомехи ᅟочень ᅟсильны, ᅟэто ᅟнепременно ᅟприведет ᅟк ᅟсильному ᅟискажению ᅟсмысла ᅟи ᅟможет ᅟполностью ᅟблокировать ᅟпопытку ᅟинформационного ᅟобмена. ᅟС ᅟточки ᅟзрения ᅟменеджмента ᅟэто ᅟприводит ᅟк ᅟснижению ᅟстепени ᅟвероятности ᅟдостижения ᅟцелей, ᅟзависящих ᅟот ᅟэтих ᅟкоммуникаций.


1.2. Виды коммуникаций

Коммуникации ᅟотражают ᅟразличные ᅟвиды ᅟинтересов, ᅟопределяющих ᅟрезультаты ᅟдеятельности ᅟчеловека.

Коммуникации ᅟделятся ᅟна ᅟ2 ᅟбольшие ᅟгруппы: ᅟвнешние ᅟи ᅟвнутренние ᅟ[11, ᅟс. ᅟ32].

Внешние: ᅟкоммуникации ᅟмежду ᅟорганизацией ᅟи ᅟвнешней ᅟсредой. ᅟФакторы ᅟвнешней ᅟсреды ᅟочень ᅟсильно ᅟвлияют ᅟна ᅟдеятельность ᅟорганизации.

Организации ᅟпользуются ᅟразнообразными ᅟсредствами ᅟдля ᅟкоммуникаций ᅟс ᅟсоставляющими ᅟсвоего ᅟвнешнего ᅟокружения. ᅟС ᅟимеющимися ᅟи ᅟпотенциальными ᅟпотребителями ᅟони ᅟсообщаются ᅟс ᅟпомощью ᅟрекламы ᅟи ᅟдругих ᅟпрограмм ᅟпродвижения ᅟтоваров ᅟна ᅟрынок. ᅟВ ᅟсфере ᅟотношений ᅟс ᅟобщественностью ᅟпервостепенное ᅟвнимание ᅟуделяется ᅟсозданию ᅟопределенного ᅟобраза, ᅟимиджа ᅟорганизации ᅟна ᅟместном, ᅟобщенациональном ᅟили ᅟмеждународном ᅟуровне. ᅟОрганизация, ᅟгде ᅟесть ᅟпрофсоюз, ᅟдолжна ᅟподдерживать ᅟсвязь ᅟс ᅟзаконными ᅟпредставителями ᅟлиц, ᅟработающих ᅟпо ᅟнайму. ᅟЕсли ᅟпрофсоюз ᅟв ᅟданной ᅟорганизации ᅟотсутствует, ᅟона ᅟможет ᅟобщаться ᅟсо ᅟсвоими ᅟработниками ᅟради ᅟтого, ᅟчтобы ᅟпрофсоюз ᅟне ᅟпоявился. ᅟЭто ᅟлишь ᅟнемногие ᅟпримеры ᅟиз ᅟвсего ᅟразнообразия ᅟспособов ᅟреагирования ᅟорганизации ᅟна ᅟсобытия ᅟи ᅟфакторы ᅟвнешнего ᅟокружения.

Внутренние: ᅟкоммуникации ᅟвнутри ᅟорганизации ᅟмежду ᅟразличными ᅟуровнями ᅟи ᅟподразделениями. ᅟОни ᅟмогут ᅟбыть ᅟформальными ᅟи ᅟнеформальными.

Формальные коммуникации ᅟ— ᅟкоммуникации, ᅟкоторые ᅟопределяются ᅟорганизационной ᅟструктурой ᅟпредприятия, ᅟвзаимосвязью ᅟуровней ᅟуправления ᅟи ᅟфункциональных ᅟотделов ᅟ[8, ᅟс. ᅟ29].

На ᅟнеформальных ᅟкоммуникациях ᅟболее ᅟподробно ᅟостановимся ᅟчуть ᅟпозже.

И ᅟтак, ᅟрассмотрим ᅟосновные ᅟвиды ᅟвнутренних ᅟкоммуникаций.

1) ᅟКоммуникации ᅟмежду ᅟуровнями.

Между ᅟорганизационными ᅟуровнями ᅟинформация ᅟперемещается ᅟпутем ᅟвертикальных ᅟкоммуникаций. ᅟОни ᅟмогут ᅟбыть ᅟнисходящими, ᅟкогда ᅟинформация ᅟпередается ᅟс ᅟвысшего ᅟуровня ᅟна ᅟнизший, ᅟнапример, ᅟкогда ᅟподчиненных ᅟинформируют ᅟо ᅟприоритетах, ᅟзаданиях, ᅟрекомендуемых ᅟпроцедурах ᅟи ᅟт.д.

Кроме ᅟнисходящих ᅟкоммуникаций, ᅟорганизации ᅟнеобходимы ᅟвосходящие. ᅟНапример, ᅟбанковский ᅟкассир, ᅟзаметив, ᅟчто ᅟновый ᅟкомпьютер ᅟработает ᅟмедленнее ᅟстарого ᅟи ᅟклиентам ᅟприходится ᅟждать ᅟдольше, ᅟи, ᅟзная, ᅟчто ᅟ«качественное ᅟобслуживание ᅟклиентов ᅟглавная ᅟзадача ᅟбанка», ᅟпо ᅟвсей ᅟвероятности, ᅟизвестит ᅟоб ᅟэтом ᅟсвоего ᅟнепосредственного ᅟначальника, ᅟкоторый, ᅟв ᅟсвою ᅟочередь, ᅟпроинформирует ᅟменеджера ᅟбанка ᅟпо ᅟоперациям, ᅟа ᅟтот— ᅟвице-президента.


Качество ᅟвосходящих ᅟкоммуникаций ᅟсильно ᅟвлияет ᅟпа ᅟпроизводительность ᅟкомпании. ᅟПриведем ᅟреальный ᅟпример ᅟиз ᅟпрактики. ᅟОдин ᅟинженер ᅟизобрел ᅟновый ᅟметод ᅟраскроя ᅟлистового ᅟметалла ᅟдля ᅟкрыльев ᅟсамолета ᅟи ᅟсообщил ᅟоб ᅟэтом ᅟнепосредственному ᅟначальнику. ᅟЕсли ᅟбы ᅟон ᅟворвался ᅟв ᅟкабинет ᅟвице-президента ᅟс ᅟтребованием ᅟвнедрить ᅟновый ᅟметод, ᅟреакция ᅟнаверняка ᅟбыла ᅟбы ᅟнегативной. ᅟНо ᅟменеджер ᅟрешил ᅟвнедрить ᅟизобретение ᅟи ᅟсообщил ᅟо ᅟнем ᅟна ᅟболее ᅟвысокий ᅟуровень ᅟруководства, ᅟпоскольку ᅟдля ᅟтаких ᅟперемен ᅟнеобходимо ᅟодобрение ᅟдиректора ᅟзавода. ᅟИными ᅟсловами, ᅟидея, ᅟвозникшая ᅟна ᅟнизшем ᅟуровне, ᅟдолжна ᅟбыла ᅟподняться ᅟна ᅟсамый ᅟверх, ᅟпоследовательно ᅟпройдя ᅟчерез ᅟвсе ᅟуровни ᅟменеджмента. ᅟВот ᅟпример ᅟкоммуникаций, ᅟнацеленных ᅟна ᅟповышение ᅟконкурентоспособности ᅟорганизации ᅟпутем ᅟповышения ᅟее ᅟпроизводительности ᅟ[13, ᅟс. ᅟ234].

Конечно, ᅟна ᅟлюбом ᅟуровне ᅟмогло ᅟбыть ᅟпринято ᅟрешение ᅟне ᅟвнедрять ᅟновую ᅟидею. ᅟИ ᅟесли ᅟпредположить, ᅟчто ᅟидея ᅟбыла ᅟдействительно ᅟхорошей, ᅟто ᅟсообщение ᅟинженеру ᅟоб ᅟэтом ᅟрешении ᅟстало ᅟбы ᅟдля ᅟнего ᅟсигналом ᅟо ᅟтом, ᅟчто ᅟорганизация ᅟне ᅟхочет, ᅟчтобы ᅟон ᅟмыслил, ᅟкак ᅟноватор, ᅟи ᅟв ᅟбудущем ᅟвыдвигал ᅟновые ᅟпредложения. ᅟВ ᅟрезультате ᅟорганизация ᅟмогла ᅟбы ᅟупустить ᅟбольшие ᅟвозможности. ᅟА ᅟописанная ᅟв ᅟпримере ᅟконкретная ᅟидея ᅟза ᅟпять ᅟлет ᅟпозволила ᅟкомпании ᅟсэкономить ᅟв ᅟ13,5 ᅟмлн. ᅟдолл.

Восходящие ᅟкоммуникации ᅟвыполняют ᅟтакже ᅟфункцию ᅟснабжения ᅟменеджеров ᅟинформацией ᅟо ᅟпроисходящем ᅟна ᅟболее ᅟнизких ᅟуровнях. ᅟБлагодаря ᅟим ᅟменеджеры ᅟузнают ᅟо ᅟтекущих ᅟи ᅟпотенциальных ᅟпроблемах ᅟи ᅟпредлагают ᅟкорректировочные ᅟмеры. ᅟВ ᅟпоследнее ᅟвремя ᅟменеджеры ᅟиспользуют ᅟновую ᅟформу ᅟвосходящих ᅟкоммуникаций ᅟрабочие ᅟгруппы, ᅟрегулярно ᅟсобирающиеся ᅟраз ᅟв ᅟнеделю ᅟдля ᅟобсуждения ᅟи ᅟрешения ᅟпроизводственных ᅟи ᅟсервисных ᅟпроблем. ᅟВосходящие ᅟкоммуникации, ᅟкак ᅟправило, ᅟосуществляются ᅟв ᅟформе ᅟотчетов, ᅟпредложений ᅟи ᅟпояснительных ᅟзаписок.

2) ᅟКоммуникации ᅟмежду ᅟотделами ᅟ(подразделениями).

Кроме ᅟвертикальных, ᅟорганизациям ᅟнужны ᅟгоризонтальные ᅟкоммуникации. ᅟОрганизация ᅟсостоит ᅟиз ᅟмножества ᅟподразделений, ᅟдля ᅟкоординации ᅟзадач ᅟи ᅟдействий ᅟкоторых ᅟнеобходимы ᅟкоммуникации. ᅟЧтобы ᅟдобиться ᅟдвижения ᅟорганизации ᅟв ᅟжелательном ᅟнаправлении, ᅟменеджеры ᅟдолжны ᅟобеспечить ᅟсовместную ᅟдеятельность ᅟвсех ᅟее ᅟчастей ᅟ[6, ᅟс. ᅟ97].