Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание бухгалтерского баланса нацелено на предоставление информации ее пользователям. Отсюда высокий уровень аналитичности статей, которые раскрывают состояние кредиторской и дебиторской задолженностей, собственного капитала и некоторых видов резервов, которые образованны за счет текущих издержек или доходов предприятия [10, с.130].

Особое важное значение приобретает баланс при осуществлении контроля и изучения производственно-финансовой деятельности предприятия.

При проведении анализа бухгалтерского баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между различными элементами хозяйственной деятельности организации, выявляются резервы для улучшения деятельности предприятия [21, с.54].

Аналитические возможности бухгалтерского баланса ограничивает тот факт, что бухгалтерский баланс отражает финансово-имущественное состояние организации на определенную дату и в нем не показывается связь конкретной статьи актива с конкретной статьей пассива. Следовательно, бухгалтерский баланс не дает информацию о том, как текущие активы финансируются за счет собственного капитала, долгосрочных и текущих обязательств, или в какой пропорции собственные и заемные источники распределились между разделами актива бухгалтерского баланса [20, с.509].

Таким образом, важную роль при принятии управленческих решений играет информация, представляемая в бухгалтерской отчетности. При этом требование достоверности указывает на то, что бухгалтерская отчетность должна обеспечивать полное и достоверное представление о финансовом положении организации, результатах деятельности и изменениях в ее финансовом положении. В целях совершенствования баланса необходимо продолжать сближение российских и международных стандартов бухгалтерского учета для обеспечения наиболее достоверного отражения учетных данных организаций.

1.2 Законодательно-нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерской отчетности являются составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, которая необходима внешним и внутренним пользователям. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.


Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности в российском законодательстве неразрывно связано с понятием бухгалтерского учета. Официальное определение категории содержится в Законе: «бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона» [1].

Годовая бухгалтерская отчетность субъекта хозяйствования – это единая система данных о его финансовом положении на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и о движении денежных средств за отчетный период. Составляется бухгалтерская отчетность на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, а также информации, определенной федеральными отраслевыми стандартами [30, с.135].

Государство в лице Минфина России обеспечивает организации инструментарием для составления бухгалтерской отчетности, включающим нормативные документы, представленные на рис. 1.

Нормативное регулирование

ст. 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период

ФЗ «О бухгалтерском

учете» № 402-ФЗ

ст. 14. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

IV. Содержание бухгалтерского баланса. Ст. 18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату

Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н

Утверждает формы отчетности

Рис. 1. Нормативное регулирование составления бухгалтерской отчетности

Наличие достоверной и своевременной информации является основным условием функционирования экономики, ее элементов: хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти. Определенная информация, содержащаяся в годовой бухгалтерской отчетности, позволяет принимать обоснованные решения, удовлетворяющие ряду требований пользователей.

Бухгалтерский баланс представляет собой отчет в виде таблицы в котором приводится информация об активах, обязательствах и собственном капитале на отчетную дату. Составление бухгалтерского баланса регламентируется рядом нормативных документов, таких как Федеральный закон от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1], Положение о бухгалтерском учете 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [4] и Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [2]. Форма бухгалтерского баланса утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Так, на сегодняшний день в России применяется общая форма и упрощенная форма бухгалтерского баланса [5, с. 66].


В нашей стране действует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая учитывает специфику экономических отношений и традиций государства на законодательном, нормативном, методическом и организационном уровнях.

К верхнему законодательному уровню относятся Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, а также ФЗ №402.

Ко второму уровню относятся федеральные стандарты. Стандарты бухгалтерского учета - документы, устанавливающие минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является методическим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок формирования конкретных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности [22, с.457].

В нем представлены основные задачи, которые стоят перед бухгалтерским учетом и которые напрямую связаны с бухгалтерской (финансовой) отчетностью:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [3].

Экономические субъекты при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухгалтерского учета обязаны соблюдать требования и методические рекомендации, изложенные в ПБУ.

К третьему уровню относятся рекомендации по ведению бухгалтерского учета:

а) принимаются в целях правильного применения федеральных стандартов, снижения затрат на организацию бухгалтерского учета, а также для передачи опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета;


б) применяются на добровольной основе.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» является федеральным стандартом бухгалтерского учета, в котором устанавливается состав, содержание и методические основы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений [22, с.458].

ПБУ 4/99 применяется Минфином РФ при уста­новлении [4]:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности;
  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской от­четности;
  • особенностей формирования сводной бухгалтерской от­четности;
  • особенностей формирования отчетности в случаях реор­ганизации или ликвидации организации;
  • особенностей формирования отчетности страховыми орга­низациями, негосударственными пенсионными фондами, про­фессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • порядка публикаций бухгалтерской отчетности;
  • раскрывается информация о содержании отдельных форм бухгалтерской отчетности, а также основные термины: «бухгалтерская отчетность», «отчетный период», «отчетная дата», «пользователь бухгалтерской отчетности».

Значимым аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской финансовой отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).

Самым главным документом, непосредственно имеющем отношение к формированию бухгалтерской (финансовой), отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [2]. В нем раскрыта следующая информация: общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и указания об их объеме, особенности формирования, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности [12, с.113].

Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные данные, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Также для того, чтобы начать заполнять баланс, надо сформировать оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам за отчетный период. На основе сальдо бухгалтерских счетов (субсчетов) из оборотно-сальдовой ведомости формируются строки баланса. Если в оборотно-сальдовой ведомости нет данных для заполнения каких-либо строк баланса, то ставится прочерк [5, с.66].


К документам четвертого уровня относятся учетная политика организации и иные основополагающие внутренние документы компании, разработанные и регламентированные к применению главным бухгалтером и руководителем организации, формируемые на основании законодательных, нормативных и методических документов. Приказ об утверждении учетной политики должен содержать перечень форм бухгалтерской финансовой отчетности организации, методологию расчета и способы оценки элементов отчетности [19, с.15].

Взаимосвязь документов всех четырех уровней заключается в следующем:

  • федеральные, а также отраслевые стандарты (устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отельных областях экономической деятельности) обязательны к применению;
  • федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить документам законодательного уровня;
  • отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам [12, с.114].

В последнее время у российского бизнеса чувствуется острая нехватка источников финансирования. В связи с этим особую значимость приобретает привлечение инвесторов на отечественный рынок, в том числе и иностранных. По этой причине предприятиям необходимо и целесообразно формировать, и представлять свою финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

Несмотря на значительное количество и разнообразие принятых за годы реформы ПБУ, ориентированных на МСФО, отчетность большинства российских субъектов предпринимательства по своей экономической сущности лишена перспективности, ориентирована на фиксацию случившихся фактов хозяйственной жизни, то есть остается ретроспективной, исключительно бухгалтерской, что препятствует ее позиционированию как финансовой отчетности [16, с.67].

Система бухгалтерского учета в России не стоит на месте, а развивается в соответствии с рыночными требованиями, наметилось сближение российского учета с международными стандартами. Является чрезвычайно важным, чтобы реформа продолжалась более высокими темпами и приобрела законченный характер [12, с.115].

1.3 Структура, состав и порядок формирования бухгалтерского баланса