Файл: Специфика управления и типы управленцев в государственных организациях (Менеджмент в государственном секторе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Система управления качеством образования

Процессы, в которых развивается ученик, должны обеспечивать гарантированные условия для раскрытия его дарований, а в списке обязательных образовательных результатов выпускников - формирование навыков компетентного поведения на рынке труда.

Развитие – процесс, значит, не существует планки, которую надо достичь и сохранять.

В этом состоит миссия и философия развития СОШ № 1387 [29].

В связи с ориентацией общей стратегии развития образования на инновационную образовательную деятельность, принцип непрерывного развития становится одним из важнейших для образовательного и управленческого процессов.

Разработанная нами школьная система качества является основой постоянного улучшения процессов и предназначена для практической реализации стратегии школы по улучшению качества образования.

Достижение прогнозируемого уровня результатов образовательной деятельности характеризуется появлением новых возможностей и запросов обучающихся, стимулирует педагогов к поиску инновационных технологий, к отказу от устаревших форм организации образовательного процесса.

Управление образованием - прежде всего управление процессом его развития.

Управление качеством образования - целенаправленное освоение школой педагогической системой новшеств;

состояние постоянного обновления образовательной среды в контакте с информационным обществом.

Под образовательными инновациями понимаем новизну, существенным образом изменяющую результаты образовательного процесса и создающую усовершенствованные или новые:

образовательные, дидактические, воспитательные системы;

содержание образования;

образовательные, педагогические технологии;

методы, формы, средства развития личности, организации обучения и воспитания;

технологии управления школой, системой образования.

Для управления процессом инноваций выстраиваем системную стратегию изменений ученика, педагога и школы в целом.

Проектируем инновационные процессы на содержательном, технологическом и управленческом уровнях одновременно, т.к., по нашему мнению, эти три типа инноваций являются органичными и взаимопроникающими элементами единой системы.

Изменения любых элементов модели учреждения приводят к изменению других, поэтому меняется вся система.


Таблица 1

Три вида новаций [21, с. 90]

Содержание образования

Образовательные технологии

Управление и модель СОШ № 1387

Новации, связанные с изменением содержания образования: чему учить, в каком возрасте, какой сложности давать учебный материал, какой понятийный аппарат предметной области вводить на различных этапах обучения.

Новации, связанные с разработкой и реализацией новых образовательных технологий: как выстраивать обучение? в какой последовательности? какие формы, приемы и методы использовать и в каком порядке?

Новации, связанные с изменением модели управления школой: структурных образований, управленческих процессов.

Принцип инновационности вносит изменения в цель и содержание управления СОШ № 1387.

Целью управления становится постоянное обновление образовательного процесса.

Для управленцев актуальным становится выполнение функций прогнозирования, представительства, консультирования, менеджмента, а так же – политика и стратегия.

В нашем понимании управлять инновационным учебным заведением означает осуществлять процесс переведения социально-педагогической системы, такой, как школа, в качественно новое, более открытое состояние, создавая при этом соответствующие условия для [21, с. 91]:

постоянной реализации образовательных инноваций;

предоставления конкурентно-возможных образовательных услуг;

осуществления оперативной информационной связи;

вхождения в международное образовательное пространство.

Образовательные инновации в содержании, структуре, формах и методах управления учреждением:

инновации в содержании обучения и воспитания учащихся:

введение гос. стандартов нового поколения, разработка, участие в реализации концепций− воспитания на основах национальных, семейных, гражданских, индивидуальных ценностей личности; создание авторских учебных планов и программ, учебных пособий, воспитательных систем;

развитие системы оценивания учебных достижений в СОШ № 1387 и т.п. [21, с. 92];

инновации в формах, методах и технологиях обучения и воспитания:

проектирование и внедрение концепций дистанционного обучения, предшкольного, дополнительного, опережающего, приоритетность диалоговых, активных и интерактивных методов обучения и воспитания;

внедрение развивающей, модульно-развивающей, дифференцированной, индивидуально-ориентированной, алгоритмизированной, проектной, рейтинговой технологий;


инновации в содержании, формах и методах управления СОШ № 1387:

внедрение прогностической, политико-дипломатической, менеджерской, представительской, консультативной функций управления;

развитие общественно-государственных форм управления, мониторинга, внутри школьной системы управления и как её подсистемы - системы оценки качества образования;

внедрение экономических методов управления;

инновации в организационной структуре учреждения - создание вариативных организационных подразделений, таких как: совет по качеству при директоре, центр по оценке качества, кафедры, медиацентр.

Школьная модель системы управления качеством образования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое.

Орг. структура системы управления качеством в школе соответствует модели управления школой. Каждый компонент организационной структуры содержит управленческую функцию, направленную на поддержание и развитие системы в целом.

Система качества учреждения является частью системы управления СОШ № 1387.

В свою очередь, система оценки качества есть подсистема системы качества учреждения.

Согласно Концепции общероссийской системы оценки качества образования наряду с оценкой образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, оценка качества подразумевает «оценку условий реализации образовательного процесса».

В ходе первого этапа реализации программы экспериментальной работы создан Совет по качеству при директоре, разрабатывающий стратегические планы по подразделениям СОШ № 1387 по созданию и внедрению инновационных проектов и программ, решающий задачи оценки качества ресурсов, процессов, результатов, технологий, создающий нормативные документы по качеству [21, с. 94].

Советом определены управляющие условия, влияющие на качество образовательного процесса.

В ОУ получила развитие оценочно-критериальная база качества школьного образования.

Осуществляется обучение персонала методам и средствам управления и оценки качества.

Приведены в соответствие перечни компетенций и целей по ступеням образования.

Создан центр оценки качества, призванный непосредственно осуществлять процедуру оценки, создавать и развивать банк данных, распространять информацию.

Обновляется система оценки учебных достижений, обогащается банк контрольно-измерительных материалов. Развивается система адресного обеспечения аналитической информацией.


Широко применяются электронные способы сбора, хранения, обработки и использования информации.

Процесс создания модели управления качеством образовательного процесса привёл нас к осознанию того, что для обеспечения эффективности планирования стратегии и тактики развития школы, реализации управленческих функций необходима оценка качества самого управления: самоанализ деятельности школы во время аттестации школы, публичный отчет о различных аспектах собственной деятельности, структурирование оценки качества образования в школе [21, с. 95].

В настоящее время в нашей школе одновременно с проектированием модели управления качеством образования идёт работа по апробированию различных педагогических и психологических методик, подготовка учителей в области современных средств оценивания.

Оценивая качество образовательного процесса, мы отслеживаем качество уроков, внеурочных мероприятий по изучаемым предметам и по воспитательной работе, качество методической работы.

Оценка проходит через внутри школьный контроль, анализ уроков, мероприятий. Результаты оценки обсуждаются на методическом совете и предметных методических объединениях. Результаты оценки позволяют планировать методическую работу, корректировать содержание и технологии внутришкольного контроля (Приложение 1) [28, с. 221].

Одним из направлений школьной оценки является оценка здоровья обучающихся и условий, влияющих на него в школе. Оценка здоровья является составляющей программы «Здоровье сегодня – основа успешности завтра».

Анализируя качество результатов образовательного процесса, мы считаем необходимым и важным получение обратной связи от детей (всех возрастов), педагогов и родителей о том, как они воспринимают те или иные стороны школьной жизни.

В связи с введением новой системы оплаты труда педагогов разработка и утверждение школьных критериев качества деятельности педагогов сегодня актуальны как никогда.

В распределении стимулирующего фонда участвуют руководители предметных методических объединений, администрация.

В каждом методическом объединении обсуждаются результаты урочной и внеурочной деятельности педагогов, представленные в мини – портфолио, что и является основой для материального и морального поощрения.

В портфолио учителя содержатся [28, с. 224]:

общие сведения об учителе;

результаты педагогической и методической деятельности;

достижения учителя в разных областях;

результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;


результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

итоги поступления выпускников в вузы;

методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

список творческих работ, рефератов, выполненных учащимися по предмету;

сценарии внеклассных мероприятий [28, с. 225].

Мы убеждены, что решение задачи повышения качества образования зависит от того, насколько эффективны структура управления, методы управленческой деятельности, стиль управленческой деятельности, уровень профессиональной компетентности субъектов управления.

Таким образом, в перспективе мы видим создание постоянно действующей модели управления качеством образовательного процесса и поиск новых, соответствующих современным условиям, методов управления.

2.3. Анализ системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387

Все граждане, участвующие своим трудом в деятельности ГБОУ СОШ № 1387, входят в кадровый состав указанного образовательного учреждения.

Основными характеристиками персонала организации образовательного учреждения является его численность и структура.

В таблице 2. представлены данные о нормативной и фактической численности работников по категориям.

Таблица 2

Обеспеченность образовательного учреждения трудовыми ресурсами в 2017- 2018 учебном году [14, с. 302]

№ п/п

Категории

Численность сотрудников, чел

Обеспеченность %

Нормативная

Списочная

1

Административный персонал

7

7

100,0

2

Специалисты

42

42

100,0

3

Прочие специалисты

3

3

100,0

4

Рабочие

9

9

100,0

Итого

61

61

100,0

Из таблицы видно, что штат организации укомплектован полностью.

Качественный состав персонала образовательного учреждения рассмотрим с помощью построения его структуры по нескольким основным признакам [14, с. 304]:

- возрастному;

- по уровню образования;

- по уровню квалификации;

- по стажу работы.

1. Возрастная структура представлена в табл. 3.

Таблица 3

Возрастной состав работников образовательного учреждения [18, с. 9]