Файл: Специфика управления и типы управленцев в государственных организациях (Менеджмент в государственном секторе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Особенности формирования персонала в государственных учреждениях необходимо учитывать для эффективного управления работниками в такой специфичной области, как государственные организации.

Можно смело утверждать, что формирование персонала в государственных учреждениях относится к одному из ключевых вопросов, которые обязана решать система управления персоналом в государственной службе, наряду с продвижением работников этих организаций по службе, мотивацией, а еще организацией их трудовой деятельности.

В наше время потребность государственных организаций в квалифицированных специалистах стала еще более очевидной, особенно это касается тех работников, которые обладают необходимыми характеристиками в области личностных и социально-психологических качеств, подходящих для выполнения их функций на государственной должности.

К сожалению, современные исследования, проведенные в среде работников государственных организаций, показали, что в большинстве случаев образование работающих там специалистов не соответствует должностям, которые они занимают, так же как и практические навыки зачастую оказываются недостаточными.

Кроме того, менее 50% из этих работников хотят повысить уровень профессионализма и вообще стремятся к росту по карьерной лестнице.

В отечественной научной литературе вопросы кадровой политики в органах государственного управления являются предметом изучения ряда авторов, среди которых следует особо отметить таких как А. М. Беляев, С. Е. Прокофьев, Д. Ю. Знаменский, А. Я. Кибанов, и другие, чьи работы затрагивают фундаментальные основы применения кадровых инструментов в сфере государственного управления, однако многие научно-практические аспекты остаются не разработанными или, в частности, это касается изучения подходов к формированию кадровой политики государственного органа.

В изучение системы управления в государственных организациях посвящены труды таких авторов как: Королева, Л. А. Концепция управления персоналом, Морозов, П. Е. Правовое обеспечение управления персоналом, Павлуцкий А. В. Управление развитием персонала: мифы и реалии, Сирченко А. Е. Кадровая политика как инструмент управления персоналом, Соколова Е. А. Кадровый резерв — эффективный инструмент наращивания потенциала компании, Ужакина Ю. Б. Управленческий потенциал: как его измерить и развить, Шелунцова А. М. Система управления персоналом в государственном учреждении, Шогенова, Л. Ценностная составляющая государственной кадровой политики и др.


Объект исследования: Особенности управления в ГБОУ СОШ № 1387.

Предмет исследования: Менеджмент в условиях государственных учреждений.

Цель работы: Рассмотреть специфику управления в государственных организациях.

Задачи работы:

  • Рассмотреть менеджмент в государственном секторе;
  • Изучить классификацию типов управленцев;
  • Дать краткую характеристику учреждения;
  • Охарактеризовать систему управления;
  • Рассмотреть особенности управления персоналом в ГБОУ СОШ № 1387;
  • Выявить проблемы и перспективы управления в ГБОУ СОШ № 1387.

1. Теоретические аспекты управления в государственных учреждениях

1.1. Менеджмент в государственном секторе

Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий гос. уровня решал наиболее сложные и масштабные задачи [6, с.112].

Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.

История возникновения менеджмента [8, с. 77]

Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях.

Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении [7,с. 122].


Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом».

В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны.

Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий [8, с. 82].

  • Планирование. На этом этапе разрабатываются стратегии по развитию и реформированию государственной деятельности и управления. В госучреждениях планирование строится на основе целей, определяемых вышестоящими органами. Выполнение этой функции менеджмента напрямую связано с созданием региональных, федеральных и комплексных программ.
  • Организация. В государственном секторе применим административно-бюрократический стиль руководства со строгим соблюдением иерархии и субординации. Основным критерием карьерного роста выступает выслуга лет и стаж. Также присутствует четкое разделение на руководителей и исполнителей [7, с. 125].
  • Мотивация. В государственном секторе материальное вознаграждение используется в меньшей степени, чем в коммерческих организациях. Стимулом чаще выступают не денежные поощрения: престижность должности, выполнение важной и ответственной работы, гарантии стабильности и карьерного роста.
  • Координация. Выполнение этой функции менеджмента обеспечивает слаженную деятельность различных органов управления в государственном секторе. Основной задачей является оптимизация материальных и временных затрат при достижении поставленных государством целей [9, с. 114].
  • Контроль. Выполнение работы государственных учреждений подвержено проверке многими органами и структурами. Кроме этого, не стоит забывать о народных массах, СМИ и общественных организациях.

Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе гос. управления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов [9, с. 117].


  • Невозможность применения методов коммерции в госсфере. Главная цель деятельности государственного сектора – работа на благо общества.

Среди основных задач – обеспечение порядка и справедливости, повышение материального благополучия страны, гарантия безопасности населения и урегулирование социальной сферы. То есть те функции, которые может выполнить только государственный аппарат.

  • При этом госучреждения подвергаются большому давлению со стороны тех, кто каким-то образом принимает участие в деятельности государственных органов власти, – политиков и депутатов. Кроме этого, работа госсферы регулируется и контролируется законом, поэтому принципы менеджмента в государственном секторе должны им подчиняться [10, с. 120].
  • Важным пунктом также выступает оплата деятельности госсектора. Она производится не за счет получения коммерческой прибыли, а из доходов, полученных от налогоплательщиков.
  • Слияние коммерческих методов менеджмента с госсферой. Государственная сфера и сфера коммерции тесно взаимодействуют на местном уровне. Это именно та область, где применение методов менеджмента особенно актуально [6, с. 131].

Примером может выступать сфера коммунального хозяйства, когда требуется провести какие-то действия по его улучшению. Кроме этого, коммерческий сектор также подвержен регулированию законодательными органами и заинтересован во вмешательстве со стороны государственных структур, особенно в периоды спада продаж и при возникновении издержек.

Важным показателем тесного взаимодействия между государственной деятельностью и менеджментом выступает финансовая сторона, когда при предоставлении каких-либо сервисов и услуг государственными учреждениями ими взимается плата с коммерческих организаций [12, с. 144].

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.

Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении.

Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире.

Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли.


В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.

1.2. Классификации типов управленцев

Управленческие кадры — это кадры руководящего звена, от которых в решающей степени зависит успех деятельности руководимого ими государственного органа, организации, учреждения, предприятия, органа местного самоуправления [15, с. 133].

Управленец должен уметь грамотно исполнять главную функцию — административную, т.е. управлять и руководить как производством, так и персоналом.

Поэтому прежде всего он должен в совершенстве владеть теорией и практикой управления (менеджмента) персоналом, т.е. уметь прогнозировать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, мотивировать, контролировать детальность своих подчиненных [5, с. 11].

В целом кандидат в управленцы должен обладать определенными профессиональными, общекультурными и личностными качествами. В ходе проведенного анализа требований к работникам государственных органов, претендующим на выдвижение в кадровый резерв, сделана попытка дать их развернутый перечень [16, с. 150].

Руководители должны в обязательном порядке обладать знаниями в сфере кадровой политики и кадровой работы, навыками отбора и формирования кадрового состава на уровне руководителя государственного органа или структурного подразделения. Они должны владеть умением создавать свою кадровую команду, умением распознавать и правильно оценивать потенциальные способности подчиненных и создавать условия для их служебного роста [16, с. 152].

Управленцы делятся на пять психологических типов по отношению их к делу и коллективу [14, с. 304]:

1. Ставящие производство на первое место, равнодушные к подчинённым (диктаторы). Такой менеджер придерживается авторитарного стиля руководства, точно знает, как достичь поставленных целей, не интересуется другим мнением. Он быстро и грамотно ставит задачи и требует реализации в кратчайшие сроки. Жёстко контролирует процесс работы на каждом этапе, не заботясь о морально-психологическом климате коллектива.

Управленцы такого типа незаменимы в кризисных ситуациях, когда нужно взять на себя полную ответственность, уметь быстро принять правильные решения. Полезны на начальных этапах становления компании для выполнения организационных задач и запуска производства, а также при работе в силовых структурах. Авторитарные управленцы быстро растут по карьерной лестнице [14, с. 305].