Файл: Специфика управления и типы управленцев в государственных организациях (Менеджмент в государственном секторе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления в государственных учреждениях
1.1. Менеджмент в государственном секторе
1.2. Классификации типов управленцев
1.3. Система управления персоналом в государственном учреждении
2. Специфика управления в государственных организациях на примере ГБОУ СОШ № 1387
2.1. Краткая характеристика учреждения ГБОУ СОШ № 1387
2.2. Система управления качеством образования
2.3. Анализ системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387
Персонал |
Кол-во |
Возраст |
||||
до 20 лет |
20–30 лет |
30–40 лет |
40–50 лет |
Свыше 50 лет |
||
Административный персонал |
7 |
- |
- |
1 |
3 |
3 |
Специалисты |
42 |
- |
6 |
17 |
9 |
10 |
Прочие специалисты |
3 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Рабочие |
9 |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
Всего |
61 |
- |
6 |
21 |
16 |
18 |
Удельный вес от всего числа сотрудников, % |
100,0 |
0 |
9 |
34 |
26 |
29 |
Проанализировав табл. 2.2., можно сделать выводы:
- большая часть руководителей – это люди старше 30 лет;
- большая часть педагогов – в возрасте от 30 до 40 лет,
- только лишь 9% от всего числа сотрудников – это молодые люди в возрасте до 30 лет,
- треть всех сотрудников это люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Структура персонала по уровню образования:
– Высшее – 42 человека;
– Незаконченное высшее – нет.
– Среднее специальное – 17 человек;
– Начальное – профессиональное –2 человека [18, с. 10].
Из приведённых данных видно, что уровень образования выше среднего.
Большинство персонала имеют высшее образование.
3. Квалификационная структура педагогического персонала организации. Частью работы с сотрудниками учреждения является повышение квалификационной категории, то есть степени овладения профессиями и соответствия требований должностей и рабочих мест [18, с. 11].
Это относится в большей степени к педагогическому персоналу, поэтому, далее рассмотрим в табл. 4. качественный состав персонала по уровню квалификации педагогов.
Таблица 4
Состав педагогических сотрудников по уровню квалификации [18, с. 12]
Уровень квалификации |
Численность сотрудников, чел. |
Высшая категория |
11 |
Первая категория |
14 |
Вторая категория |
0 |
Без категории |
17 |
Из приведённых данных видно, что большинство персонала образовательного учреждения имеют высшую и первую квалификационную категории.
4. Структура персонала по стажу работы:
- до 5 лет –5 сотрудников;
- с 5 до 10 лет – 18 сотрудников;
- свыше 10 лет –38 сотрудников [18, с. 14].
Существующая организационно-управленческая структура образовательного учреждения может быть названа линейно – функциональной и сильно централизованной.
При такой структуре управления учреждением каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке организационного процесса.
Результаты управления кадрами за 2016/2017 учебный год:
- повысили свою квалификацию 12 сотрудников;
- анализ материального стимулирования выявил, что оплата труда сотрудников зависит от оклада и повышающих коэффициентов (стаж работы, квалификационная категория);
- до 45% сотрудников рассматриваемого учреждения не удовлетворены работой, в частности заработной платой, а при наличии необходимых стимулов как материальных (премирование за год, премирование за выполнение определённых заданий), так и нематериальных (повышение мотивации) многие сотрудники учреждения согласились бы и дальше работать в данной организации;
- для сотрудников образовательного учреждения практически не ведётся планирование карьеры;
- проведённые исследования показали, что морально – психологический климат учреждения не стабилен, малоэффективен и не до конца сформирован.
В силу этих причин, назрела необходимость совершенствования системы управления кадрами ОУ, т.к. система управления персоналом учреждения в настоящее время не соответствует нормативным показателям;
при этом не обеспечена полноценная отдача сотрудника, нет слаженной работы коллектива, отсутствует мотивация сотрудников, материально-психологический климат неоднороден;
участие в конкурсах не практикуется;
платные услуги не оказываются, хотя необходимые условия имеются;
педагоги не вовлечены максимально в образовательный процесс;
не до конца определены основные направления совершенствования и развития системы мотивации персонала учреждения.
Именно поэтому целесообразно разработать и реализовать на базе ГБОУ СОШ № 1387 программу мероприятий по совершенствованию системы управления кадрами.
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387
В ходе проведения анализа системы управления кадрами в ГБОУ СОШ № 1387 был выявлен ряд проблем, в силу чего были подобраны и реализованы мероприятия по совершенствованию данной системы в следующих направлениях [19, с. 319]:
- повышение уровня мотивации у сотрудников образовательного учреждения;
- повышение привлекательности ОУ путем совершенствования адаптационных процессов и материальным стимулированием молодых специалистов и вновь пришедших работников;
- внедрение новых моделей повышения квалификации и стимулирование процесса повышения уровня образования у работников ОУ;
- развитие сети платных услуг в ГБОУ СОШ № 1387.
Чтобы работники образовательного учреждения были полностью вовлечены в образовательный процесс и результаты их трудовой деятельности были наиболее эффективными, следует в первую очередь усовершенствовать мотивационные механизмы.
Как известно, существует два основных вида мотивации работников к эффективной трудовой деятельности – моральное и материальное стимулирование труда [19, с. 320].
Как показала практика, оба вида стимулирования в ГБОУ СОШ № 1387 достаточно устарели и не мотивируют работников в должной мере, так как уровень оплаты труда работников находился на достаточно низком уровне - в основе системы заработной платы лежат коэффициенты по системе оплаты труда и не всегда учитываются индивидуальные заслуги каждого сотрудника, премии и прочие выплаты совершались крайне редко; морального стимулирования не существовало в принципе, за редким исключением за особые заслуги в конце года некоторым педагогам вручались грамоты.
В силу чего руководством разработана программа мероприятий, направленная на повышение уровня мотивации работников ОУ, которое проходило в двух направлениях [19, с. 321]:
1.Совершенствование системы оплаты труда работникам ОУ;
2. Формирование и развитие системы морального стимулирования трудовой деятельности персонала.
1. Совершенствование системы оплаты труда работникам ОУ Надбавки за критерии показателей эффективности будут начисляться ежемесячно путем суммирования их к окладной части.
Помимо прочего, произойдет повышение количественных показателей премиальных выплат на «День учителя», «Новый год» и «8 марта», так же будут выплачиваться:
дополнительные стимулирующие премии по окончанию учебного года в размере 3000 руб.;
выплаты на дни рождения сотрудников – 5000 руб. вне зависимости от занимаемой должности, так как все люди в свой праздник должны быть обеспечены равными правами с остальными и не должно происходить дифференциации по социальному статусу и занимаемой должности [19, с. 322];
- дополнительные одноразовые выплаты за возрастание стажа работы: - по окончанию первого года работы – 1000 руб.;
- три полных года работы – 3000 руб.;
- пять лет трудового стажа – 5000 руб.;
Таким образом, сотрудник проработавший, к примеру, полных 25 лет в данном образовательном учреждении, получит единовременную премиальную выплату в размере 25 000 рублей.
Подобный метод усовершенствования системы оплаты труда послужит одним из основополагающих факторов к повышению уровня мотивации кадрового состава ГБОУ СОШ № 1387.
Формирование и развитие системы морального стимулирования трудовой деятельности персонала.
С учетом того, что четкой системы морального стимулирования труда в ГБОУ СОШ № 1387 не существовало в принципе, то на первом этапе будет необходимо постепенное введение различных методов стимулирования.
В первую очередь, необходимо создать доску почета, где будет вывешены не только общие достижения образования в целом, но и личные профессиональные достижения каждого из сотрудников образовательного учреждения.
Причем, не мало важно, чтобы данным достижениям отводилось особое почетное место на стенде. Ежемесячно будет выбираться лучший работник месяца.
Оценка лучшего работника будет проходить по следующим критериям [19, с. 324]:
- уровень организованности в работе;
- наличие творческого подхода в трудовой деятельности;
- выдвижение и реализация новых идей, полезных для развития трудовой деятельности ОУ;
- степень соблюдения поведенческих норм как в коллективе, так и по отношению к своей трудовой деятельности (пунктуальность, ответственность, доброжелательность – отсутствие конфликтности в характере, организованность и пр.)
- разработка авторских проектов и демонстративное выступление перед коллегами, приглашенными слушателями и пр. (разработка интерактивных занятий, внесение новых творческих элементов в существующие образовательные программы и т.д.)
- участие в различных конкурсах и фестивалях.
Каждому отличившемуся работнику ОУ на педсовете будет высказана личная благодарность от руководства, выдана именная грамота и соответственно повышен количественный показатель премиальной выплаты на данный месяц [24, с. 11].
С учетом того, что возрастет количество благодарностей и грамот, обязательным требованием к кадровому составу ОУ будет ведение портфолио.
В дальнейшем оно же пригодится для прохождения аттестации и повышения квалификационной степени педагогов.
Несомненно, что мероприятия, направленные на повышение уровня мотивации у сотрудников образовательного учреждения в значительной степени поднимут престиж образовательного учреждения, однако мы считаем более целесообразным уделить особое внимание условиям адаптационного процесса вновь приходящих работников и материальному стимулированию трудовой деятельности молодых специалистов [24, с. 12].
Молодым специалистам в течение первых трех лет работы устанавливаются доплаты в размере 40 процентов ставки заработной платы, а молодым специалистам, имеющим диплом с отличием,
- в размере 50 процентов ставки заработной платы.
Производятся единовременные выплаты в размере 20 000 руб. выпускникам учреждений высшего и среднего педагогического образования после их трудоустройства в образовательные учреждения.
Произведение подобных выплат, в первую очередь будет стимулировать выпускников профессиональных образовательных учреждений, так как уровень их заработной платы уже на начальном этапе трудовой деятельности будет достаточно высок.
Соответственно, поднимется и престиж профессии, она станет более уважаема в обществе.
Формирование и развитие сети дополнительных платных услуг в ГБОУ СОШ № 1387 ГБОУ СОШ № 1387 на протяжении всей своей образовательной деятельности всегда был бюджетным образовательным учреждением и не имел в своей структуре платных подразделений по оказанию образовательных услуг [24, с. 14].
Однако, в настоящее время, большинство образовательных бюджетных учреждений имеют развитую сеть платного дополнительного образования, основанную на авторских программах ведущих педагогов.
Соответственно, чтобы идти в ногу со временем в ОУ просто необходимо сформировать и развить систему дополнительных услуг по образованию по различным направлениям.