Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы построения организационной структуры управления)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы исследования. В условиях рыночных отношений в последние годы у многих предприятий все чаще возникают проблемы нестабильного финансового положения, неэффективности их деятельности на рынке, в частности ухудшение производственно-экономических, социально-психологических, организационных процессов и т.п. Причиной этого является неэффективность действующих систем менеджмента, а также нерациональность сложившихся организационных структур управления хозяйствующих объектов.

Изучение практической деятельности предприятий позволяют утверждать, что действующие организационные структуры большинства предприятий являются несовершенными, характеризуются нечеткостью построения, дублированием функций структурных подразделений и должностных лиц и т.п. Все это требует обстоятельного исследования сущности понятия "организационная структура предприятия", установления факторов влияния на процесс формирования и совершенствования. Результатом функционирования качественной организационной структуры управления является эффективность работы отдельных ее элементов (подразделений, служб, специалистов) и предприятия в целом.

Объектом исследования является компания ООО «ЭМРУС».

Предметом исследования является процесс совершенствования организационной структуры ООО «ЭМРУС».

Целью данной курсовой работы являлась разработка проекта по совершенствованию организационной структуры ООО «ЭМРУС».

Для достижения поставленной цели был разработан следующий ряд задач:

-раскрыть понятие и виды организационных структур, показать их достоинства и недостатки;

-описать процесс проектирования организационной структуры управления и состав информационного обеспечения проекта;

- дать характеристику ООО ЭМРУС, обратить внимание на его особенности, представить анализ производственно-хозяйственной деятельности;

- провести анализ организационной структуры ООО ЭМРУС и исследование имеющихся проблем;

При написании курсовой работы были применены следующие методы исследования: анализ и обработка экспериментальных материалов, табличный, графический, синтез, индукция, дедукция.

Методологической базой данной работы явились научные труды таких авторов, как: Беспалова С.М., Вишневская П.В., Фарамазян Л.Г., Гумерова З.Ж., Цветкова К.А., Комаристый Д.П., Микеладзе М.М., Натаова Н.Ю., Хакуз С.М., Саенко И.И., Смелик А.О., Тезяева А.С., Токсобаева Б.А., Кубанычбекова А.А. и другие.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы построения организационной структуры управления

1.1 Понятие и виды организационных структур

Организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений[1].

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.

С понятием «организационная структура управления» тесно связано более емкое и содержательное понятие «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов организации[2]. Отличие ее от оргструктуры состоит в учете экономических, правовых и социальных аспектов взаимоотношений элементов, образующих хозяйственный субъект.

Комаристый Д.П. дает следующее определение организационной структуре управления: "Организационной структурой управления (организационной формой управления) называют внутреннее устройство системы управления, которое обычно описывается совокупностью организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), взаимоотношениями этих организационных единиц между собой и управляемой деятельностью (объектом управления)"[3]. Конечно, такое определение не отражает сути ни организационной структуры управления, ни организационной формы.


Разносторонность содержания структур управления определяет большое число принципов их развития. Основные из данных принципов могут быть сформулированы последующим способом:

1. Организационная структура управления обязана, в первую очередь в целом, отображать цели и задания компании, и таким образом, являться подчиненной производству и его нуждам.

2. Необходимо предполагать оптимальное распределение труда среди органов управления и единичными сотрудниками, обеспечивающее креативную направленность деятельности и обычную нагрузку, а кроме того соответствующую специализацию.

3. Развитие структуры управления следует объединять с определением возможностей и ответственности всякого сотрудника и органа управления, с установлением порядка вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между ними.

4. Посреди функций и обязательств, с одной стороны, и полномочий и ответственности с противоположной, нужно удерживать пригодность, несоблюдение которой приводит к не функциональности системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана являться адекватной в социально-культурной сфере компании, оказывающей значительное воздействие на решения, относительно степени централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, уровня самодостаточности и масштабов контролирования управляющих и менеджеров. Реализация данных принципов обозначает потребность учета при создании (либо перестройке) структуры управления большого количества разных факторов влияния на ОСУ[4].

В современных условиях выделяются два типа управления предприятиями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Сравнительные характеристики типов организационных структур управления представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительные характеристики типов организационных структур управления

Бюрократический тип

Органический тип

Четко определенная иерархия

Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем

Система обязанностей и прав

Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований

Разделение каждой задачи на ряд процедур

Процессный подход к решению проблем

Обезличенность во взаимоотношениях

Возможность самовыражения, саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций

Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами


Охарактеризуем подробнее разновидности организационных структур управления в рамках этих типов.

Бюрократический тип организационных структур управления. К бюрократическому типу организационных структур управления относятся:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • линейно-штабная;
  • дивизиональная[5].

Линейная организационная структура управления - одна из простейших. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель - единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления (рисунок 1).

Д - директор, Р - руководитель подразделения; И - исполнители.

Рисунок 1. Линейная организационная структура управления

Преимущества и недостатки линейной организационной структуры представлены в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества и недостатки линейной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

  1. Установление четких и простых связей между подразделениями.
  2. Единство.
  3. Согласованность действий исполнителей.
  4. Ответственность руководителя за результаты деятельности подразделения.
  5. Оперативность в принятии решений.
  6. Получение исполнителями заданий, обеспеченных ресурсами.
  7. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
  • Высокие требования к руководителю (глубокие знания, опыт из всех функций управления).
  • Большая перегрузка информацией, большой поток документации, численность контактов с подчиненными, высшими и сопредельными структурами.
  • Отсутствие специалистов по отдельным функциям управления.
  • Несоответствие возрастающим требованиям современного производства.

Линейная структура имеет разновидности: плоская и многоуровневая. Линейная плоская структура имеет мало уровней и большое число работников, подчиняющихся одному руководителю.

Функциональная структура управления предусматривает, что каждый орган управления (или исполнитель) специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в границах его компетенции есть обязательным для производственных подразделений[6].


Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов деятельности, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. (Рисунок 2).

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители видов работ

Рисунок 2. Функциональная организационная структура управления

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждое структурное подразделение имеет своего функционального руководителя.

Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры представлены в таблице 3

Таблица 3

Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

  • Высокая компетентность специалистов, которые отвечают за осуществление конкретных функций.
  • Расширение возможностей линейных руководителей в вопросах стратегического управления путем передачи ряда функций специализированным звеньям.
  • Централизованный контроль стратегических результатов.
  • Тесная привязка структуры к стратегии.
  • Трудность в поддержке постоянных взаимосвязей между разными функциональными службами.
  • Отсутствие взаимопонимания между разными функциональными службами разных производственных отделений.
  • Уменьшение уровня ответственности через наличие двойного подчинения.
  • Нарушение принципа единоначалия.
  • Проблемы функциональной координации, межфункциональное соперничество, конфликт.

Наиболее универсальной формой организации процедуры управления является процесс управления при линейно-функциональной организационной структуре. Данный подход обеспечивает качественно новое разделение труда, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при помощи функциональных руководителей. Эта структура сохраняет принцип единоначалия (рисунок 3).

Д - директор; ФН - функциональные начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - основные производственные подразделения.

Рисунок 3. Линейно-функциональная организационная структура управления

Недостатки как линейной, так и функциональной организационных структур управления в значительной степени устраняются линейно- функциональной организационной структурой управления.