Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы построения организационной структуры управления)..pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
При этом следует отметить, что текущая организационная структура не соответствует реализуемой стратегии, так как:
В стратегии присутствует проектное направление, при этом отсутствует структурная единица, которая бы отвечала за выполнение данного направления. Кроме того, так как в стратегическом плане развитии компании на ближайшее будущее имеется достаточное количество проектов, то руководству компании следует организовать переход на матричную (проектную) структуру управления, которая бы позволила достичь больших результатов в текущих условиях высокой конкуренции на рынке предоставления лизинговых услуг.
В организационной структуре имеются экономический отдел и бухгалтерия, но при этом формирование финансового портфеля не является спецификой работы данных подразделений. Следовательно, в структуре не достает финансового отдела и отдела инвестиций, которые в полной мере могли бы создать условия для эффективного выполнения стратегии по следующему направлению: освоение новых направлений в развитии лизинговых услуг.
Выход компании в будущем на новые рынки будет требовать тщательного анализа конкурентной среды на новом рынке, что является одной из специализаций отдела маркетинга, который также отсутствует в текущей организационной структуре. Следовательно, данный аспект также будет препятствовать выполнению стратегических задач.
Кроме того, следует рассмотреть организационную структуру компании с точки зрения распределения ответственных за выполнение бизнес-процессов компании (рис. 7)
Рисунок 7.Карта бизнес-процессов
верхнего уровня ООО «ЭМРУС»
Анализ распределения бизнес-процессов и ответственных за их функционирование показал, что за некоторыми бизнес-процессами (маркетинг лизинговых проектов, улучшение качества обслуживания, управление портфелем лизинговых проектов, расширение спектра оказываемых услуг и управление трудовыми ресурсами) не закреплены ответственные структурные подразделения, а, следовательно, компания не может обеспечить высокую эффективность функционирования данных бизнес-процессов, очередь приведет в дальнейшем к отсутствию возможности достижения целевых показателей.
Рассмотрим распределение ответственных за выполнение бизнес - процессов компании (таблица 14).
Таблица 14
Распределение бизнес-процессов и ответственных за их выполнение
Бизнес-процесс |
Ответственный за выполнение бизнес-процесса |
Определение стратегической направленности |
Директор |
Маркетинг лизинговых проектов |
Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию |
Улучшение качества обслуживания |
Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию |
Управление портфелем лизинговых проектов |
Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел управления проектами, общие функции выполняет зам. директора по финансам |
Расширение спектра оказываемых услуг |
Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию |
Управление отношениями с клиентами |
Начальник отдела продаж |
Анализ бизнес-плана и проверка документов |
Главный юрист |
Заключение лизингового договора |
Начальник отдела заключения сделок |
Подготовка и оформление сделки |
Начальник отдела сопровождения сделок |
Выдача объекта лизинга клиенту |
Начальник отдела заключения сделок |
ИТ обеспечение и связь |
Зам. директора по общим вопросам |
Юридическое обеспечение |
Юридический отдел |
Управление финансами |
Зам. директора по финансам |
Таким образом, анализ текущей организационной структуры компании позволил выявить следующие проблемы:
-оргструктура не соответствует текущей стратегии компании, т.к. в ней отсутствуют следующие структурные подразделения, которые должны обеспечить реализацию стратегических направлений в полной мере: проектное управление, финансовый отдел, отдел инвестиций, отдел маркетинга.
-в оргструктуре компании отсутствуют структурные подразделения, которые должны отвечать за выполнение следующих бизнес-процессов: маркетинг лизинговых проектов, улучшение качества обслуживания, управление портфелем лизинговых проектов, расширение спектра оказываемых услуг и управление трудовыми ресурсами.
Также было составлено дерево проблем компании, которое подтверждает необходимость совершенствования организационной структуры компании. Главными проблемами текущей оргструктуры стали: отсутствие необходимого персонала и отсутствие гибкости линейно - функциональной организационной структуры. В результате компания не может реализовывать свои стратегию в полной мере, что может в дальнейшем привести к потере конкурентоспособности и снижению прибыли.
Глава 3. Разработка проекта совершенствования организационной структуры управления ООО ЭМРУС
3.1 Резюме проекта организационных изменений
По результатам анализа существующей организационной структуры ООО «ЭМРУС» было выявлено, что она не соответствует в полной мере текущей стратегии организации, что приведет к затруднению достижения стратегических целей.
Подводя итоги анализа текущей организационной структуры, можно выделить следующие проблемы:
-
- Организационная структура не соответствует текущей стратегии компании.
- Отсутствуют ключевые подразделения (отдел маркетинга, отдел управления проектами), которые должны отвечать за функционирование важных бизнес-процессов компании.
Именно поэтому необходимо провести ряд мероприятий, которые позволят привести организационную структуру компании в соответствии с её текущей стратегией.
1. Необходимо провести реорганизацию линейно-функциональной организационной структуры к матричному виду, которая будет соответствовать компании, реализующей проектное направление. Для этого в первую очередь необходимо ввести в штатное расписание должность заместителя директора по управлению проектами, в обязанности которого будут входить следующие задачи:
- определение состава работ, необходимых для проработки и внедрения проекта;
- определение и документирование зависимости между работами;
- оценка продолжительности работ, составлять критический путь;
- определение устава, целей, задач и результатов проекта;
- продумывание и составление плана по подготовке и внедрению нового проекта, определять контрольные точки;
- определение количества времени необходимого для осуществления проекта;
- определение количества и оценка стоимости ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта;
- прописывание цепочки взаимосвязей между участниками команды проекта;
- продумывание системы мотивации команды проекта;
- организация собрания команды проекта;
- анализ возможного влияние отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом;
- участие в разработке детального бизнес-плана;
- оценка стоимости и определение бюджета проекта;
- выбор команды проекта;
- определение профессиональных навыков, необходимых участникам команды проекта;
- определение ответственных управлений и ответственных лиц, которые будут участвовать в процессах проработки и внедрения проекта;
- контроль за подготовкой необходимой документации для внедрения нового проекта;
- обеспечение своевременного сбора, накопления, распространения, хранения и последующего использования информации проекта;
- контроль за соблюдением сроков процессов проработки и внедрения;
- контроль изменения бюджета проекта;
- отслеживание отклонения от плана, вносит корректировки в план и согласует его со всеми участниками проекта;
- координация предоставления нужной информации в обусловленные сроки всем участникам проекта;
- контроль и отслеживание мероприятия по проработке и внедрению и при необходимости корректирует данные процессы.
При этом в команду проекта будут входить уже существующие сотрудники компании, но лишь на время реализации конкретного проекта.
2. Необходимо ввести в организационную структуру финансовый отдел и отдел инвестиций, деятельность которых будет направленно на непосредственное выполнение следующих направлений текущей стратегии:
-
- освоение новых направлений в развитии лизинговых услуг - системы кредитования, системы оплаты лизинговых платежей, системы гарантий оплаты лизинговых платежей;
- повышение уровня отношений с инвесторами, банками в целях привлечения заемных средств.
К задачам функционирования финансового отдела будут относится:
- реализация финансовой стратегии и финансовой политики компании;
- организация финансовой деятельности компании с целью эффективного использования финансовых ресурсов;
- разработка прогнозов экономического развития Компании и участие в формировании ключевых показателей деятельности;
- участие в разработке бизнес-планов, составление перспективных и текущих финансовых планов, а также бюджетов компании, и оперативный контроль их выполнения;
- предоставление необходимой финансовой оперативной, регулярной и аналитической информации внутренним и внешним пользователям;
- комплексный экономический и финансовый анализ деятельности компании, разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности компании;
- контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов;
- взаимодействие с контрагентами и финансовыми организациями в рамках компетенции.
При этом задачами инвестиционного отдела будут являться:
- формирование обоснованной инвестиционной политики;
- оценка перспективных направлений развития и сопровождение разработки и выполнения бизнес-планов инвестиционных проектов;
- обеспечение направления средств инновационного и инвестиционного фондов на мероприятия, направленные на перспективное развитие отраслей.
3. Ко всему прочему, в условиях высокой конкуренции на рынке, а также постоянно изменчивой ситуации во внешней среде компании, возникает острая необходимость в введении отдела маркетинга в организационную структуру. Непосредственными задачами данного отдела будут являться:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
- разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
- выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
- выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
- создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
При этом новая организационная структура компании примет вид, представленный на рисунке 8.
Рисунок 8. Усовершенствованная организационная структура
ООО «ЭМРУС»
Таким образом, произойдут следующие ключевые изменения в организационной структуре (таблица 15).
Таблица 15
Ключевые изменения в организационной структуре ООО «ЭМРУС» после внедрения рекомендаций
Параметры сравнения |
Текущая организационная структура |
После внедрения разработанных рекомендаций |
Тип организационной структуры |
Линейно-функциональная |
Матричная |
Количество отделов |
8 |
11 (добавление отдела маркетинга, финансового отдела, отдела инвестиций) |
Количество функциональных руководителей |
23 |
27 |
По данным таблицы 18 можно увидеть, что изменится тип организационной структуры с линейно-функциональной на матричную, что обеспечит ей большую гибкость при адаптации к постоянным изменениям внешней среды компании. Также увеличится количество отделов на 3 единицы, а численность функциональных руководителей вырастет до 27 человек, что обеспечит бесперебойное функционирование всех бизнес-процессов компании.
Далее в третьей главе будут описаны основные этапы разработки и реализации проекта по совершенствованию организационной структуры ООО «ЭМРУС», а также будет проведена оценка его эффективности.
Для внедрения предложений и рекомендаций, разрабатываем проект по совершенствованию организационной структуры ООО «ЭМРУС».
Таблица 16
Сведения о проекте
Основные характеристики |
Содержание характеристики |
Полное наименование проекта |
Совершенствование организационной структуры Общества с ограниченной ответственностью «ЭМРУС» |
Тип проекта |
Организационный |
Сокращенное название проекта |
Совершенствование организационной структуры ООО «ЭМРУС» |
Заказчик |
Директор ООО «ЭМРУС» |
Цель проекта - провести совершенствование организационной структуры ООО «ЭМРУС» до 01.11.2020.
Сроки реализации проекта
Дата начала проекта: 01.08.2020
Планируемая дата завершения проекта: 01.11.2020
Для совершенствования организационной структуры компании ООО «ЭМРУС» необходимо перейти на матричное (проектное) управление. В первую очередь необходимо внести изменения в организационную структуру, подготовить персонал к предстоящим изменениям. Следующим шагом будет проведение обучения текущего персонала и найм новых сотрудников.