Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе вопросы активизации познавательной деятельности школьников заслуживают всё большего внимания – в этом усматривается актуальность темы курсового исследования.

Не случайно по данной теме проведено множество исследований в педагогике и психологии. И это логично, потому что именно учение является приоритетным видом деятельности школьников, в ходе которого разрешаются основные задачи, определенные перед общеобразовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Бесспорно, что действенное обучение напрямую зависит от уровня активности самих учащихся. Ученые совместно с практиками стремятся отыскать наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения, поэтому большое значение придается применению на уроках дидактических игр.

В курсовом исследовании предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.

Цель курсового исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.

Задачи исследования:

1.     Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе;

2.     Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста;

3.     Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе и современные представления об игре;
4.     Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
5.     Подвергнуть рассмотрению активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр;

Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников;

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников

Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение формирующего экспериментального исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования:
Представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.


Структура работы:

Данная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава посвящена объекту исследования, в которой рассматривается познавательная деятельность.

Во второй главе рассматриваются словесные дидактические игры и методика проведения игр, педагогическое руководство дидактическими играми.

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 «Познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе – ее понятие и сущность

Прежде чем раскрыть понятие познавательной деятельности, необходимо раскрыть определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе и по разному трактуемое исследователями.

Так, к примеру, Немов Р. С. рассматривает деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [1].

В свою очередь, исследователь Зимняя И.А. под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности»[2].

Бесспорно, деятельность- это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.
Именно в деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей»[3].


Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений.

Итак, подводя итоги выше сказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Познание мира, построение образа этого мира необходимы человеку для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.

Человеческое познание разделяется на два уровня - чувственный и рациональный.

К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях.

К рациональной ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Она является ведущей в процессе обучения.

В педагогике постоянно поднимается вопрос о субъектной и объектной позиции участников учебного процесса. Принято считать, что традиционно сложившаяся система обучения ставит учащегося в пассивную, принимающую (или объектную) позицию в учебном процессе. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, как правило, является основным организатором (или субъектом) учебно-познавательного процесса. Пассивная позиция учащегося чревата отсутствием интереса, отказом действовать в нестандартных (как учебных, так и внеучебных) ситуациях.


Как следствие этого в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. В последние десятилетия практика педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвшш, С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильина, В.Ф, Шаталова и др, доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование учащихся.

Рассмотрим термин «активность», а затем обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Отметим, что вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в толкованиях многихученых. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [4].

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения.

Обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения активность при этом соотносится с деятельностью. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Благодаря своему развитию, изобретениям, совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различных текстов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколение при помощи продуманной системы обучения и воспитания детей. Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Активность человека, тем самым, приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями[5]. По мнению А.Н. Леонтьева понятие активность – указывает на способность живых существ, производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей[6].


Описав варианты определения «активность», рассмотрим термин «познавательная активность». Познавательную активность психологи и педагоги изучают также с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. На примере разнообразной деятельности учащихся, сегодня проблема интереса всё шире исследуется, это позволяет учителям, не равнодушным к своей профессии, успешно формировать и развивать интересы учащихся, мотивировать к изучению предмета, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность в педагогике определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»[7].

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность, по ее мнению, становится качеством личности, при устойчивом проявлении стремления к познанию[8]. В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент[9].

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [10].

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности наглядно показывает, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Основательные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников.