Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель заботится о том, чтобы в избранной игре школьники закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения. Учитель тщательно продумывает, как, выполняя программную задачу, является возможным сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому школьнику активно действовать в игровой ситуации. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия; определить дидактические задачи игры, а также, на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание, кого привлечь к активной роли, либо, наоборот, одних несколько сдержать, с целью того, чтобы они не подавляли инициативу своих партнеров, в то время как другим необходимо помочь обрести веру в свои силы.

Учителю необходимо помнить о том, что на развитие умственных способностей детей в игре большое влияние оказывает ее организация, и подбирать игры, опираясь на данный факт. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Учитель, пользуясь заинтересованностью детей в игровом действии, заставляет их присматриваться, сравнивать различные предметы, находить нужное в процессе игры. Усилия, проявляемые детьми в игровом процессе, развивают мышление, наблюдательность, самостоятельность детей.

При проведении дидактических игр учитель основывается на общих дидактических принципах:

– принцип системности, предполагающий под собой последовательно формирующуюся и становящуюся более трудной систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);

– принцип повторности, обусловленный индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (так как не все дети могут с одинаковым успехом усваивать обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза, однако, только при условии овладения каждым элементом дидактической игры, она переходит в фонд самостоятельных игр ребёнка);

– принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах, составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними. Использование различных значков, жетонов, фишек в качестве поощрения составляет наглядный фонд средств, используемых воспитателем, руководящим игрой;

– принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);

– принцип таинства игры (игра должна оставаться для ребенка тайной, неким секретом, следовательно, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);


– принцип региональной направленности (по возможности следует учитывать региональный компонент);

– принцип обновляемости игры (учитель должен вносить изменения в игровой процесс при каждом повторении игры).

Принципы организации игры должны обязательно соблюдаться.

Дидактическая игра будет наиболее эффективным средством в развитии мышления, развивающим эмоционально-волевую сферу детей, их способности и умения, и в общем способствует активизации познавательной активности у школьников. В ней школьник учится подчинять своё поведение правилам, действовать в соответствии с инструкцией. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал более увлекательным, интересным, создать позитивное рабочее настроение.

В целом, анализируя результаты курсового исследования, можно сделать следующие выводы: игра, являясь ведущей деятельностью детей школьного возраста, обеспечивает существенные новообразования в психической и личностной сферах ученика, даёт эффект общего психического развития. В них ребенок учится подчинять своё поведение правилам; в них также формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, а именно, развиваются способности, которые являются особенно важными для успешного обучения в школе.

Дидактическая игра имеет две цели:

- обучающая, которая является целью взрослого;

- игровая, ради которой действует ребёнок.

Необходимо, чтобы обе цели дополняли друг друга, обеспечивали усвоение программного материала и достижение цели. При проведении дидактической игры в работе с детьми учителю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о данной проблеме различных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: такие психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г.И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сейчас. Ей посвящены труды многих современных ученых, таких как В.В.Щетининой, Е.А. Меньшиковой, А.Н. Нефедовой, М.Н. Поляковой и др.


Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что среди исследователей не существует единого понимания категории «познавательная активность». Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, нам наиболее близко для нашего исследования определение познавательной активности С.А. Козловой, которая считает, что «…познавательная активность – это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на некоторые вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале».

При анализе психолого-педагогической литературы выявлены уровни проявления познавательной активности дошкольников. Первый уровень – воспроизводящая активность: характеризуется в стремлении понять, запомнить, воспроизвести, но в нем нет проявления волевых усилий, отсутствует интерес к углубленным знаниям. Второй уровень – интерпретирующая активность: характеризуется в проявлении волевых усилий, в стремлении довести начатое дело до конца, найти пути решения поставленной задачи. Третий уровень – творческая активность: характерной особенностью этого уровня является проявление волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, присутствии познавательного интереса.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с одной стороны, и анализ общих подходов к определению понятия «познавательная активность» с другой, позволяют уточнить содержание данного определения относительно учеников младшего школьного возраста.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе; проявляется у ученика в любознательности, выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске на интересующие ответы на вопросы, в проявлении инициативности и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его в другом материале.

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю преподать учащимся трудный материал в наиболее доступной форме. Следовательно, мы можем сделать вывод, что использовать игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.


В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна решать образовательные задачи урока наряду с задачами активизации познавательной деятельности; кроме того, она должна быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Использование дидактических игр необходимо в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. В самом начале детей привлекают исключительно игровые действия, а в дальнейшем то, чему учит та или иная игра. Со временем у детей возрастает заинтересованность и в самом предмете обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках русского языка.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.


В ходе теоретического и экспериментального исследования в работе были решены следующие задачи.

Основываясь на анализе психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования.

Сравнительно – сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка». Под « универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию»

В основу курсовой работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания;

3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; 4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как « умение учиться». Основы формирования « умение учиться» закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.