Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для осуществления участия детей в контролирующей игре необходимо провести с ними определённую подготовку;

- суть обобщающих игр состоит в интеграции знаний, в установлении межпредметных связей, которые направлены на развитие умений действовать в разнообразных учебных ситуациях.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает их от другой деятельности. Дидактическая игра содержит в себе следующие основные структурные элементы, такие как игровой замысел, правила, игровые действия, оборудование, познавательное содержание или дидактические задачи, результат игры.

Игровой замысел, являющийся первым структурным компонентом дидактической игры, выражен непосредственно в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.

Правила игры регламентируют игровые действия, способствующие познавательной активности учащихся, дающие им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Игровые действия составляют основу дидактической игры, являются как бы рисунком сюжета игры. Детей необходимо учить игровым действиям. Игра приобретает обучающий характер и становится содержательной в том случае, если детей научить игровым действия.

Познавательное содержание рассматривается как основа дидактической игры. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Игровая задача наряду с познавательной направленностью игры иногда заложены в ее названии, например, «Кто в домике живёт?», «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаружится в финале. Только в этом случае дидактическая игра сможет выполнять функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Основная их цель – организовать действия, поведение ребенка. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка либо коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила игры могут быть обучающие и организующие.


Обучающие правила помогают донести до детей, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливая их роль, раскрывая способ действия.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношение детей. Игра помогает формировать игровые отношения, а также реальные отношения между людьми.

Существует несколько подходов к классификации дидактических игр. Е.И. Удальцова предлагает делить дидактические игры по характеру используемого материала на следующие:

- игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами принято использовать реальные предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью происходит ознакомление детей с различными свойствами предметов, например, с цветом, формой, величиной, качеством: «Найди такой же», «Разноцветные поляны», «Построим башню».

Настольно-печатные игры являются довольно интересным занятием для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, решающиеся при использовании такого вида игр: «Сделай узор», «Найди отличия», «Исключи лишнее».

Сущность словесных игр заключается в словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах: «Построй дорожку», «Выложи из палочек», «Назови предмет».

Дидактические игры можно разделить по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя в игре. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в некоторых из них отчётливо выступают одни признаки, в других - иные [20].

Важным требованием к дидактическим играм, проводимыми с детьми заключается в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребёнка игры, отвечающие следующим требованиям:

- способность пробуждать интерес у детей, возможность для детей проявить свои способности;

- обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в развитии умений и формировании навыков;

- доступность в игре для ребёнка источников новых знаний, умений и навыков;

- получение поощрений за успехи, заслуги, при этом, не только за сам по себе выигрыш в игре, а также за демонстрацию в ходе данной игры новых знаний, умений и навыков [21].


В ходе игры ребёнок может активно манипулировать пальцами, то есть, благодаря этому, мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребёнка бездействуют. Поэтому полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п.

В дидактических играх перед детьми могут быть поставлены те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, умственного усилия, умения осмыслить правила игры, последовательность действий, преодолеть трудности.

Дидактические игры помогают в развитии всех сторон личности. Если они проводятся живо, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

2.2. Методика проведения дидактических игр

По мнению многих исследователей (Л.А. Венгера, Б.П. Никитина, Е.И. Удальцовой), результативность дидактической игры напрямую зависит от методики организации данной игры и ее проведения.

Б.П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа [22]. Каждому этапу игры соответствуют различные педагогические задачи. На первом этапе воспитатель заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе воспитатель выступает не только в роли наблюдатель, но и в качестве равноправного партнёра, умеющего вовремя оказать помощь, беспристрастно оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль воспитателя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Согласно Е.И. Удальцовой, организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх главных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ[23].

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- выбор дидактической игры в соответствии с дидактическими задачами;


- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно - образовательной работы;

- подготовка игрового оборудования;

- определение времени игры в режиме дня детей.

Проведение дидактических игр включает такие этапы, как:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, используемый в игре (например, показ дидактического материала, беседа, в течение которой учитель проверяет наличные знания и представления детей);

- пояснение хода и правил игры, во течение которого учитель обращает внимание детей на необходимость чёткого выполнения ими заданных правил;

- показ игровых действий учителем;

- установление роли учителя в игре, а именно, его участие в качестве играющего, болельщика либо арбитра (степень участия учителя в игре зависит, во-первых, от возраста детей, во-вторых, от уровня их подготовки, в-третьих, от сложности дидактической задачи, и, наконец, от игровых правил);

- обозначение количества участников игры;

- выработка у детей игрового настроения, желания играть;

- управление ходом игры, пробуждение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

- подведение итогов игры.

Анализ игры направлен:

- на выявление приёмов её подготовки и проведения;

- на обнаружение индивидуальных особенностей характера и поведения детей;

- на усложнение хода игры и ее обогащение новым материалом.

При проведении дидактической игры в работе с детьми учителю необходимо соблюдать следующие условия:

- чётко объяснять детям задачу и правила игры;

- занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

- менять задания игры и ее правила, тем самым развивая способность неумышленно перестраивать своё поведение соответственно изменениям игрового содержания;

- реализовывать индивидуально – дифференцированный подход к детям, используя вариативность заданий игры и ее правил;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой для детей.

Обязательным требованием, предъявляемым к дидактическим играм, является активное участие ребенка в них. Учитель ничего не делает в игре за ребёнка, а лишь помогает ему в случае затруднений. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным. Необходимым требованием является создание подходящих условий для игр: подбор соответствующего дидактического материала и дидактических игрушек. Кроме того, важно продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки для того, чтобы дети имели возможность свободно ими пользоваться, а также обеспечить место для игры.


Учитель руководит дидактической игрой по-разному: на уроках он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между школьниками, оценивает их поведение. Игры должны пробуждать у детей интерес, а это становится возможным при использовании элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В работе учитель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Педагогическое руководство дидактическими играми по активизации познавательной деятельности у младших школьников

В общем и целом, вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются огромным количеством исследователей. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях имеются факты, которые характеризуют дидактическую игру как форму организации обучения. Различные подходы педагогического руководства дидактической игрой разрабатывались отечественными учёными (Е.И. Радиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др.).

Роль учителя в дидактической игре, несомненно, очень важна, и состоит в том, что учитель вводит детей в какую-либо игру и знакомит их с методом ее проведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

При отборе игр учитель опирается на то, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как дидактическая игра будет способствовать развитию умственной активности детей, соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на уроках. В самом начале учитель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.