Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. Более поздние работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети проигрывая различные жизненные ситуации, учатся гордится собой, преодолевая трудности, воспитывая в себе целеустремленность чувство уважения к себе и другим как к личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.  
2.     Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.  
3.     Анастази Б.Г. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1.  
4.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.  
5.     Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004.  
6.     Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.  
7.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.  
8.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.  
9.     Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – №.2. – С.116 – 126.  
10. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.  
11. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.  
12. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.  
13. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов – М., 1991.  
14. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2003.  
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.  
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. – М., 1988.  
17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.  
18. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.  
19. Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. – Астрахань 2004.  
20. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.  
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.  


22. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1996.
22. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. – СПб., 2002.  
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.  
24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.  
25. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2008.  
26. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.  
27. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. – 1990. № 7. – С. 59 – 65.  
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.  
29. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. – М., 2002.  
30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2000.  
31. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.  
32. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.  
33. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб., 1998.  
34. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.  
35. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.  
36. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.  
37. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М., 2003.  
38. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.  
39. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. – СПб., 2004.  40. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005.  
41.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1996.  
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.  
43. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду / А.Г. Рузская, Л.Н. Абрамова // Вопросы психологии. – 1983. № 4. – С. 96 – 103.  
44. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.  
45. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.  
46. Уманец Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20 – 21.  
47. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С. 61 – 67.  
48. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.  
49. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб. пособ. - М., 1998.  
50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. – М., 2001.  
51. Фигдор Г. Детский сад с точки зрения психоанализа / Фигдор Г. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.  
52. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. – М., 2001.  
53. Хьелл Лари А., Зиглер Д. Теория личности. – СПб., 2001.  
54. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.  
55. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания до


Приложение 1

Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки

Игра «Связующая нить».

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Игра «Мое имя».

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:…(воспитатель называет возможные варианты имени)

Упражнение «Назови и покажи».

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

астники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.


Игра «Возьми и передай».

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Игра «Комплименты».

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

Игра «Настроение».

Цель: Помогать в преодолении негативных переживаний, учить детей самостоятельно принимать решения, снижать уровень тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

  1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.

  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.  

  3. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.  

  4. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1996.

  5. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. — 1986. — № 6.

  6. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. – СПб., 2004.  

  7. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.

  8. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников.// Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С. 61 – 67.

  9. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.  

  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.  

  11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.  

  12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.  

  13. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.  

  14. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.

  15. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.

  16. Дьяченко О.М. Воображение . – М: Знание, 2014.

  17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование.-1996, № 3.-С 19-31.

  18. Лисина М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со сверстниками.- Хрестоматия по детской психологии/сост. Г.В.Бурменская.-М.: Международная педагогическая академия, 1996.-264с.

  19. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М.,2015

  20. Тендрякова М.. Время в зеркале дидактических игр.//Дошкольное воспитание, природа 2014

  21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. -4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр, 2001.-кн. 1.-688с.

  22. Гришина Н.В. Проблемы игры в дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 14.

  23. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование.-1996, № 3.-С 19-31.

  24. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html

  25. Е.Смирнова. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4-С.70-73.

  26. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец.-М.: Просвещение, 2014