Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 629
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
Детство не всегда. О детства можно лишь тогда, исчезает возможность включения в производственный труд . К человеческому детству, как к этапу подготовки к будущей жизни предъявлялись все и большие требования. Чем развитие общества, тем становится подготовки ребенка к жизни. Игра в ходе исторического общества в изменения места в системе общественных . Она социальна по своему , по своей .
Игра не возникает , а складывается в процессе . Являясь мощным развития , она сама формируется под взрослых. В процессе ребенка с предметным , обязательно при взрослого, не сразу, а на этапе развития взаимодействия и возникает человеческая игра.
«Игра, деятельность, один из деятельности, характерных для и человека» – в Педагогической энциклопедии. «игра» («игрища») в языке встречается еще в летописи.
В говорится о лесных племенах (радимичи, ), которые «браци не в них, но игрища селы, схожахуся на , на плясания и на все бесовьская , и ту умыкаху жены себе».
По свидетельству , еще жрецы Древнего славились конструированием обучающих и воспитывающих игр. таких игр . Платон в своем «» этимологически сближал два : «воспитание» и «игра». Он утверждал, что ремеслам и воинскому немыслимо без игры.
систематического изучения первым в конце XIX века ученый К. Гросс, , что в игре происходит инстинктов к условиям борьбы за («теория предупреждения»). К. называет игры школой . Для него, какими бы или внутренними факторами не мотивировались, смысл их в том, чтобы для детей школой [21].
Позицию К. Гросса польский педагог, и писатель Корчак, который , что игра – это возможность себя в обществе, в человечестве, во Вселенной. В играх генетика прошлого, как и в досуге – песнях, , фольклоре.
в любую историческую привлекала к себе педагогов. В ней заключена возможность, и обучать ребенка в Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци развить способности в соответствии с природы и на основе , стремление которой всем детям. педагогической Ф. Фребеля является игры.
По Фребелю, игра – «зеркало » и «свободное внутреннего мира. – мостик от внутреннего к природе». Природа Фребелю в единой и многообразной .
Д. Ушинский склонялся к необъятных творческих человека. Он учение от игры и его непременной обязанностью . «Учение, основанное на интересе, не окрепнуть самообладанию и ученика, так как не все в учении и придет многое, что будет силой воли». , соглашаясь с необходимостью усилий при обучении, не снижать и игры и интереса.[22]
игры в развитии и личности уникально, так как позволяет ребенку ощутить субъектом, проявить и свою личность. основание о влиянии игры на самоопределение школьников, на коммуникативной неповторимости , эмоциональной , способности включаться в ролевой динамизм общества.
Игра выступает как бы в временных измерениях: в и будущем. С одной , она предоставляет личности радость, удовлетворению актуальных . С другой стороны, направлена в будущее, так как в ней прогнозируются или жизненные ситуации, закрепляются свойства, , умения, способности, личности для социальных, профессиональных, функций. В.Л.Сухомлинский : «Присмотримся внимательно, место игра в жизни … Для него игра – это серьезное дело. В раскрывается детьми мир, раскрываются способности личности. Без них нет, и не быть полноценного развития. – это огромное светлое , через которое в мир ребенка вливается поток , понятий об окружающем мире. Игра – это искра, огонек пытливости и ». сказать, что игра – это познания . Он направляется внутренними и позволяет ребенку в сроки овладеть , но весьма основами человеческой . Возможно, игра ребенка своим многообразием , требующих от него проявления индивидуальности, , находчивости, творчества. писатель Белов в своей “Лад” высказал : “Каждый ребенок играть, то жить творчески».
А.Н. отмечал, что в игре новые, образования и возникает познавательный мотив, основой возникновения к учебе[23].
Л.С. , рассматривая роль в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с в школу не только не исчезает, но , она пропитывает собою всю ученика. “ В школьном , - отмечал он - не умирает, а проникает в действительности. Она имеет внутреннее продолжение в обучении и …”.
Игровая деятельность представляет собой многогранную палитру возможностей проявления в различных сферах жизни и культуры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особенности которых связаны с народным календарем).
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО)[24], посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения[25].
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период[26].
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.