Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.[5]
В первую очередь, положительная самооценка основывается на самоуважении, понимании собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что включено в представления о самом себе для ребенка. Негативная же самооценка выражает неприятие себя, отрицание своих личных достоинств, отрицательное отношение к самому себе.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В неизвестной ситуации и необычных видах деятельности их самооценка является завышенной.
Заниженная самооценка у дошкольников может быть рассмотрена как отклонение в развитии личности.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Особенности ее онтогенеза, строения, функций, возможностей целенаправленного формирования отражены в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и многих других психологов. Самооценка рассматривается как личностное образование, содействующее регуляции поведения и деятельности, как самостоятельная характеристика личности, ее главный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий особенности ее внутреннего мира.[6]
Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связаны оценочные функции самопознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к самой себе, специфика осознания ею себя.
В качестве главных условий развития самооценки психологи выделяют следующие факторы: 1) общение с окружающими и 2) собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Исходя из оценок себя окружающими людьми ребенок постепенно выделяет критерии и способы оценивания других людей и затем переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и обуславливает деятельность самооценивания. Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе, эмоциональный - его отношение к себе как степень удовлетворенности собой.
В деятельности самооценивания оба этих компонента функционируют в прочном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни эмоциональный, ни когнитивный компонент (И.И. Чеснокова). Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания. [7]Базу когнитивного компонента самооценки составляют действия сравнения себя с другими личностями, сопоставление своих качеств с имеющимися эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин (Л.И.Корнеева). В раннем возрасте у детей можно заметить слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя перевешивает эмоциональная составляющая, которая показывает глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых (М.И.Лисина, 1986).
Дошкольный возраст – это начальный период понимания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в дошкольном возрасте человек учится социализироваться. Следовательно, является важным в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.
В дошкольном возрасте ребенок понимает только лишь тот факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь стать похожим на взрослых людей, ребенок трех-четырех лет не принимает во внимание своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.
Развитие реальной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и имеющихся знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники могут переоценивать себя, чему способствуют, в первую очередь, положительные оценки взрослых.[8]
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Само собой разумеется, это происходит не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. Примерно то же самое происходит и при оценивании себя. ("Я хороший, потому что мама так говорит").
Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка. Развитие у ребенка способности оценивать себя возможно соотнести с такими понятиями, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И.Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х.Хекхаузен). С течением интеллектуального развития дошкольника преодолевается прямое принятие оценок взрослых, берет свое начало процесс опосредствования их собственным знанием себя. Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Этот факт имеет большое значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения ей норм поведения, подражание позитивным образцам.[9]
Под конец дошкольного возраста взаимосвязь эмоционального и когнитивного компонентов гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
С течением времени дошкольник осваивает более совершенные способы оценивания, его знания о себе совершенствуются, объединяются, становятся более сознательными, их побудительно-мотивационная ценность увеличивается; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится более избирательным и стабильным.
По мере развития ребенка дошкольного возраста, он развивает умения понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, чертам характера, действиям, суждениям; можно сказать, что происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. Кроме того, взрослый, осуществляя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознания и самооценивания себя.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого.
Именно поэтому на ранних этапах развития самооценки, дошкольнику родители должны рассказать о его основных гендерных качествах. Девочке (преимущественно, девочке об этом должен сказать папа) необходимо напоминать, что она самая добрая и самая красивая. Мальчику (это чаще всего должна говорить мать) необходимо как можно чаще напоминать, что он самый сильный и самый умный. А для того, чтобы ребенку было легче этого всего достичь, и необходима помощь самого близкого общества – семьи. Задачей семьи является обучить всему, воспитать с различных сторон. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Очень важно помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, его действия и результаты можно сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже имеется определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций.
Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные самооценки, в свою очередь, искажают представления детей о собственных возможностях (речь идет о преувеличении результатов). Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
М.И. Лисина делит самооценку на: высокую, низкую, завышенную, заниженную. М.И. Лисина подчёркивает, что человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как следствие, - верит в свою успешность. Его цели глобальны, планки высоки, планы огромны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям - одно из следствий оптимизма и инициативности. Для ребенка с высокой самооценкой намного проще находиться в коллективе. Он не боится повести себя глупо, поэтому для него легко придумать, как решить какую-либо задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их - много и разных. Учеба дается ему легче: он уверен в своих силах, поэтому многие задачи пробуждают азарт и любопытство в том случае, если они сложные, и скуку - если они довольно простые либо глупые. Разумеется, даже самые трудные задачи не должны пробудить в нем страх или тревогу. Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствием данного факта является активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему[10].
Согалсно Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, адекватная самооценка, заключающаяся в том, что человек адекватно принимает себя и свой образ, при этом не идеализируя себя и не отказываясь от своих отрицательных черт, невероятно важна для полноценного и благоприятного развития ребенка. Для детей с завышенной самооценкой характерна ситуация, когда свой образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлениями о нем других людей. Это несовпадение препятствует контактам и часто является причиной агрессивного поведения, тревожности, конфликтности, нарушений общения[11].
По словам М.И. Лисиной, ребенка с низкой самооценкой можно определить по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть - и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся - невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности.[12]
Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) придерживаются мнения, что завышенная самооценка является результатом огромного количества «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и иногда являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все блага существования ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. Однако он не знает, за что его можно похвалить, потому как с трудом различает чужие и свои достижения.
Как отмечает В.В. Столин, неадекватная самооценка, не осознаваемая, поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации. Заниженная самооценка трактуется полным отсутствием веры в собственный успех вплоть до отказа что-либо делать, это доведенная до автоматизма беспомощность[13].
Л.А. Венгер, В.С. Мухина считают, что для детей с неадекватно заниженной самооценкой характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, понравиться ему.