Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В процессе усвоения ребенком в ходе игры определенных норм и ценностей у него происходит изменение отношения к себе как к личности под воздействием оценочных суждений других людей. С возрастом он с большей уверенностью различает свои реальные достижения и то, чего он мог бы добиться, обладая определенными личностными характеристиками. Так, у ребенка в процессе игры формируется установка на оценку своих возможностей-один из основных компонентов самооценки.
Актуальность данной курсовой работы заключается в недостаточной изученности влияния игры на развитие самооценки дошкольников.
Отдельные аспекты развития детей дошкольного возраста в игре изучены достаточно поверхностно. Так, например, очевидно, что игра содействует развитию не только воображения, восприятия, памяти, речи, мышления, но и самооценки.
Самооценка рассматривается как один из компонентов самопознания человека. Она складывается в дошкольном возрасте на основании взаимодействия и коммуникации с другими людьми. Самооценка- это умение понимать и оценивать самого себя. В самооценке могут быть отражены познания ребенка о себе от других людей, а также его прогрессирующая собственная активность, которая направлена на понимание им своих действий и личностных качеств.
Осознание самооценки человека имеет важное значение для установления отношений с ним, для осуществления нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом так и о том, к чему он стремится, проект его будущего-пусть еще незавершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом, и в игровой деятельности в частности.
Все сказанное свидетельствует о том, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастная собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Это представление человека о себе, о своих возможностях, умениях, талантах, достоинствах и недостатках. Представление это может быть точным и верным, а может быть и ошибочным. Так появляется завышенная или заниженная самооценка. На самооценку ребенка дошкольного возраста могут влиять только его родители. Поэтому именно от них зависит, что будет думать о себе маленький человек, отправляясь в первый класс.
Но ошибочно полагать, что на этом работа по формированию у ребенка представления о себе завершена. Да, дошкольнику для понимания своих способностей, своих умений вполне достаточно родительского «молодец» или «попробуй еще разок». Основной для ребенка должна быть мысль: «ты все можешь, надо просто приложить чуть больше усердия». Тогда у малыша сохранится мотивация к дальнейшему развитию.
Если у ребенка есть какое-то «слабое место», о котором он знает, надо помочь ему найти свои сильные стороны. Важную роль в этом деле могут сыграть всевозможные кружки и секции. Взрослые должны быть готовы к тому, что ребенку может захотеться попробовать все и сразу. Если малыш заявляет, что хочет быть великим музыкантом или спортсменом, не надо пытаться объяснить ему, что это очень тяжелый, многолетний труд. Со временем ребенок сам определится, что ему по-настоящему нравится, а что только показалось интересным. И тогда у него точно появится хороший повод гордиться собой и уважать себя.
Объектом нашего исследования является самооценка дошкольника. Предметом исследования является развитие самооценки на различных возрастных этапах дошкольного детства под влиянием игровой деятельности.
Цель: изучение особенностей развития самооценки дошкольника под влиянием игры.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению самооценки в научной литературе;
2. Определить понятие самооценка, ее структуру и виды;
3. Раскрыть роль игры в процессе развития самооценки на различных возрастных этапах дошкольного детства.
В многочисленных исследованиях психологов игре предается огромное значение в психическом значении дошкольников (Л.С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Игру можно рассматривать как ведущую деятельность дошкольного возраста (согласно А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину), как средство развития мотивации личности ребенка, а также волевой сферы ребенка.
В игре развиваются новообразования дошкольного возраста, а именно, воображение (Л.С. Выготский, В. С. Мухина, Н. Н. Палагина, М. В. Ермолаева и др.); кроме того, игра оказывает содействие в развитии познавательной активности ребенка.
Общепризнанная роль игры в развитии психических функций-восприятия, памяти, внимания, речи и других.
Методы и методики исследования следующие:
1. Метод наблюдения за сюжетно-ролевой игрой.
2. Методика А. И. Липкпной «Три оценки».
3. Методика «Лесенка» в интерпретации В. Г. Щур.
Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 8 приложений.
Первый раздел раскрывает сущность, состав, особенности игры. Рассмотрена игра как ведущий тип деятельности детей в отечественной и зарубежной психологии. Проведено сравнение мнений и подходов различных авторов к рассматриваемому вопросу. Дана характеристика основных видов игр и их классификация. Раскрыта роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Описаны особенности детей-дошкольников.
Во втором разделе рассмотрены возрастные особенности детей дошкольного возраста и раскрыто понятие самооценки исследование особенностей игры как ведущего типа деятельности ребенка-дошкольника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
При анализе работ, посвященных самооценке, можно заметить, что существует терминологическая путаница, а также отсутствие единого определения понятия «самооценка» в зарубежной и отечественной литературе. Неоднозначность понятия «самооценка» пробуждает различные негативные результаты и противоречия. Особенно неустойчиво соотношение между категориями «самосознание» и «самооценка»:
— самооценка – «отношение к себе», которое вместе с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);
— самооценка – это продукт самопознания (К.К. Платонов);
— самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По результатам проводимой самооценки должно развиваться отношение к себе, которое может быть как позитивным, так и негативным, включать в себя черты отрицания либо неприятия»;
— самооценка – это функция самосознания, имеющая определенную цель, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их;
— самооценка служит источником пополнения личностью знаний о себе.
Сущность самооценки состоит в том, что она не отвечает на вопрос «что Я имею?», а на вопрос «чего это стоит?». Самоотношение, в свою очередь, является прочным чувством человека к себе, приятием либо неприятием себя. Знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. К тому же, самооценка выступает как источник пополнения знаний человека о себе, но знаний, прошедших оценку, а поэтому, имеющих более высокий порядок.
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть.[1]
Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром.
Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него. В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка.[2]
При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: 'Какой хороший мальчик, он моет руки'. Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие 'границы', поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях.
Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности. Стоит упомянуть, что главную роль в формировании самооценки ребенка дошкольного возраста играют взрослые, которые окружают ребенка (например, родители), так как для ребенка важна оценка его качеств взрослыми.[3]
Самооценка является генеральным звеном произвольной саморегуляции, указывает направленность и уровень активности индивида, его расположение к миру, людям и самому себе. Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Кроме того, она является участником множества связей и отношений с различными психическими образованиями индивида, а также выступает в роли важной детерминанты всех видов и форм ее деятельности и общения. Первоисточники умения оценивать себя заложены в период раннего детства, а его развитие и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Также проявляется ярко выраженное стремление занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, являющуюся важной не только для самого ребенка, но и для других людей, деятельность. Можно сказать, что ребенок "выпадает" из знакомой жизни, к которой он привык, и применяемой к нему педагогической системы, утрачивает интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.[4]
Рождение такого стремления обеспечивается всем ходом психического развития дошкольника и возникает на том эатпе, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).