Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
Стратегии, улучшающие отношение эмоций человека и справедливостью воздействия:
- самоконтроль (усилия по саморегулированию эмоций и действий);
- положительная переоценка (усилия по поиску достоинств сложившейся ситуации);
Стратегия взаимодействия с социумом:
- поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
Стратегии, снижающие связь между эмоциями человека и справедливостью воздействия:
- дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
- бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Одна из самых подробных классфификаций представлена американским исследователем К. Гарвером.
Адаптивные копинг-стратегии, направленные непосредстенно на решение проблемы:
- Активный копинг (активные действия по устранению стрессора);
- Планирование (составление плана действий с учетом данной проблемной ситуации);
- Поиск активной социальной поддержки (поиск совета и помощи у общества);
- Положительное истолкование и рост (отношение к стрессовой ситуации как к эпизоду своей жизни, поиск положительных сторон);
- Принятие (признание ситуации реальной).
Адаптивные копинг-стратегии, не предполагающие активных действий:
- Поиск эмоциональной социальной поддержки (поиск сочувствия и понимания со стороны близких и общества);
- Подавление конкурирующей деятельности (сосредоточение на стрессоре в ущерб другим делам);
- Сдерживание (ожидание более благоприятных условий для разрешения проблемы).
Объективно неадаптивные стратегии, помогающие лишь в некоторых ситуациях:
- Выражение эмоций (эмоциональная реакция на проблему);
- Ментальное отстранение (фантазирование, отвлечение через развлечение, сон и др.)
- Поведенческое отстранение (отказ от разрешение проблемной ситуации).
Дополнительные стратегии:
- Использование алкоголя и наркотиков;
- Обращение к религии и вере;
- Использование юмора.
П. Тойс выделает когнитивные и поведенческие группы стратегий.
Когнитивные копинг-стратегии:
- С направленностью на ситуацию (продумывание, анализ альтернатив, создание плана, формирование нового взгляда, принятие, отвлечение, надежда на мистическое разрешение проблемы);
- С направленностью на экспрессию (разнообразные реальные и воображаемые способы выражение чувств, обращение к молитве);
- С направленностью на изменения в эмоциональной сфере (переинтерпретация чувств).
Поведенческие стратегии
- С ориентацией на ситуацию (прямые активные действия, психологическое уклонение от ситуации, поиск поддержки окружающих);
- С ориентацией на физиологические изменения (трудоголизм, использование алкоголя, наркотиков, медикаментов, сна, еды и др.);
- С ориентацией на эмоционально-экспрессивное выражение (катарсис, контроль чувств).
Э. Хайм выделял классифицировал стратегии копинг-поведения по степени их адаптивности и направленности. Эта классификация представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Когнитивные |
Эмоциональные |
Поведенческие |
|
Адаптивные |
«проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» |
«протест», «оптимизм» |
«обращение», «сотрудничество», «альтруизм» |
Относительно адаптивные |
«относительность», «придача смысла», «религиозность» |
«эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» |
«компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» |
Неадаптивные |
«смирение», «диссимуляция», «растерянность», «игнорирование» |
«подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» |
«активное избегание», «отступление» |
Н. Агазаде сформулировал признаки адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий.
Признаки адаптивности копинг-стратегии:
- Поведение адекватно сложившейся ситуации и личности индивидуума;
- Наблюдается кратко- и долговременный позитивный эффект;
- Ориентированность стратегии на поиск решения, направленность на внутренний ответ и на внешнюю проблему;
- Общая направленность поведения на сотрудничество с другими;
- Своевременность действий;
- Позитивное влияние стратегии на психическое и физическое здоровье, а также на благополучие в целом.
Признаки дезадаптивных копинг-стратугий:
- Поведение НЕ адекватно сложившейся ситуации и личности индивидуума;
- Возможно наступление быстрого успокаивающего эффекта, при отдаленных отрицательных последствиях;
- Ориентированность стратегии на саму реакцию, направленность на коррекцию эмоционального состояния индивидуума в большей степени, чем на внешние стрессоры.
- Манипулятивный и деструктивный характер поведения;
- Негативное влияние стратегии на психическое и физическое здоровье, а также на благополучие в целом;
- Снижение устойчивости к стрессу [25]
Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных совладающему поведению, вопрос критериев успешности и неуспешности процесса преодоления остается дискуссионным. Однозначно, конструктивное преодоление не должно приводить к дистрессу, дезадаптации, ухудшению социального функционирования.
Согласно К. Муздываеву, главная задача копинга – это преодоление трудностей, уменьшение отрицательных последствий, их избегание, или терпение их присутствия [10].
В рамках психоаналитического подхода рассматриваются механизмы психологической защиты. Их целью так же является сохранение целостности и адаптации личности, снижение напряжения и тревоги в трудной ситуации [14].
Следует отметить, что оценка эффективности совладающего поведения должна происходить в контексте специфичности возникшей стрессовой ситуации, личностных особенностей преодолевающего, репертуара использованных стилей и стратегий копинга, набора имеющихся ресурсов, целей, временных перспектив и многих других взаимосвязанных переменных. Оценка копинг-поведения строго субъективна и может совпадать, совпадать частично или полностью отличаться от субъективной оценки эффективности преодоления сторонними наблюдателями [1].
При рассмотрении копинг-поведения в профессиональной среде можно обратиться к такому понятию как профессиональное здоровье. Профессиональное здоровье – качество жизнедеятельности специалиста, которое характеризуется совершенной адаптацией к воздействию факторов профессиональной среды, формируемое достаточным физическим и духовным благополучием, достаточным для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Профессионально здоровый человек сохраняет защитные и компесаторные механизмы, а также способность к восстановлению рабочего состояния [7].
Таким образом, в качестве критерия выхода из стрессовой ситуации в трудовой деятельности можно рассматривать возвращение к профессиональному здоровью или полная адаптация на рабочем месте.
Несмотря на относительно недавнее начало исследований, вопросам преодоления стресса в жизни и профессиональной деятельности посвящено достаточно много научных работ. Эта проблема исследуется и в России, и за рубежом достаточно интенсивно и имеет большое практическое применение.
Исследования копинг-поведения уже имеют большую теоретическую базу и наращивают экспериментальный опыт в различных областях возрастной, личностной, социальной, профессиональной психологии. Существует большое количество классификаций копинг-стратегий, моделей копинг-поведения, используются разнообразные методики их оценки.
Одной из главной проблем в вопросах исследования копинга является вынужденная субъективность оценки эффективности преодоления той или иной стрессовой ситуации с использованием конкретной стратегии. Также с этим моментом сопряжена проблема отсутствия универсально эффективной стратегии как для отдельного индивида, так и для отдельного типа стрессовых ситуаций.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT-СФЕРЫ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Целью исследования является сравнительный анализ предпочитаемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций и субъективной оценки их эффективности.
В данном исследовании используется опросник Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», поскольку эта методика считается первой стандартной методикой для измерения копинга.
За основу анкеты была взята адаптация Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк [6]. Но с целью актуализации формулировок некоторых вопросов частично был использован перевод Е.В. Битюцкой [3]. Также все вопросы переформулированы в настоящем времени, что, во-первых, позволяет более точно оценить именно актуальные стратегии поведения, а во-вторых, снижает информационную нагрузку в связи с отсутствием необходимости уточнять окончание глаголов по роду (формулировки типа «делал(-а)» были заменены на «делаю»).
В адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк опросник состоит из 50 вопросов и разделен на 8 шкал (согласно последней редакции оригинального опросника). В адаптации Е.В. Битюцкой опросник состоит из 67 вопросов, как и первоначальный опросник Р. Лазаруса, и выделяется 9 шкал.
В данном опросе используется структура опросника по Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, но с измененными вышеописанным способом формулировками. Выбор в пользу структуры версии опросника Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк обусловлен также тем, что была велика вероятность отказа прохождения при большем количестве вопросов. Перечень вопросов представлен в Приложении 1.
На каждый вопрос о выборе копинг-стратегии испытуемым были предложены варианты: никогда (0 баллов), редко (1 балл), иногда (2 балла), часто (3 балла). Каждой стратегии соответствует субшкала, внутри которой баллы суммируются, а затем для вычисления уровня напряженности соответствующей стратегии n:
Где – количество набранных баллов по субшкале n, – максимально возможное количество баллов по данной субшкале n.
Подробное описание субшкал с номерами соответствующих вопросов указаны в таблице 2.
Таблица 2
Название |
Описание |
Формы поведения |
|
1 |
Конфронтация (вопросы 2, 3, 13, 21, 26, 37) |
Активные усилия, направленные на решения проблемы, вызванные реакцией на сопротивление ситуации и борьбу |
Действия попреки обстоятельствам, связанные с упорством, настойчивостью, участие в конфликтах, готовность к риску. |
2 |
Дистанцирование (вопросы 8, 9, 11, 16, 32, 35) |
Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоционального вовлечения в нее |
Интеллектуальные приемы рационализации, переключения внимания, юмора, обесценивания |
3 |
Самоконтроль (вопросы 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50) |
Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет контроля поведения и эмоций |
Целенаправленное подавление и сдерживание эмоций, минимизация их влияния на на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, стремление к самообладанию |
4 |
Поиск социальной поддержки (вопросы 4, 14, 17, 24, 33, 36) |
Способы решения проблемы с помощью других людей, использование социальных связей |
Стремление поделиться своими переживаниями, получить сочувствие, поиск необходимой для преодоления информации, просьба о конкретной помощи |
5 |
Принятие ответственности (вопросы 5, 19, 22, 42) |
Признание свой роли в возникновении проблем и ответственности за ее решение |
Иногда наблюдается отчетливый компонент самокритики и самообвинения, в крайних случаях приводящий к чувству вины и хронической неудовлетворенности собой |
6 |
Бегство-избегание (вопросы 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47) |
Реагирование по типу уклонения |
Отрицание проблемы, фантазирование, неоправданные ожидания, отвлечение |
7 |
Планомерное решение проблемы (вопросы 1, 20, 30, 39, 40, 43) |
Рациональные действия, направленные на решение проблемы |
Когнитивные усилия: анализ ситуации, сосредоточение на поиске выхода, планирование способов решения задачи. Поведенческие усилия: действия на реализации плана, изменения существующего положения |
8 |
Положительная переоценка (вопросы 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48) |
Сосредоточение на положительный сторонах ситуации и позитивных изменений собственной личности |
Надличностное, философское осмысление проблемы, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием |