Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
В данном исследовании использовано разовое анкетирование посредством Google Forms, которое проводилось добровольно, при желании анонимно и в комфортной обстановке. Респондентами выступали сотрудники современных IT-компаний.
Структура анкеты включает в себя вводную часть, основную часть и «паспортичку».
В вводной части описана цель опроса (исследование стратегий поведения в стрессовой ситуации в профессиональной деятельности), указано, что опрос анонимный, но у каждого желающего при необходимости есть возможность оставить контакты для получения обратной связи. Респондентам предложено вспомнить свои чувства, мысли и действия в стрессовых ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, за последний месяц.
Основная часть содержит 50 вопросов о предпочитаемых копинг-стратегиях и вопрос о субъективном ощущении эффективности этих стратегий по критерию сохранения физического и психологического здоровья после преодоления стрессовой ситуации в профессиональной деятельности.
Также в конце опросника находится «паспортичка», содержащая вопросы о возрасте, поле и степени ответственности на рабочем месте.
В исследовании приняли 11 испытуемых, работники IT-сферы, из них 9 мужчин и 2 женщины.
Возраст опрашиваемых сотрудников составляет: от 18 до 24 лет – 1 человек, от 25 до 30 лет – 4 человека, от 31 года до 37 лет – 6 человек.
По степени ответственности принимаемых решений респонденты разделились на две группы: менеджеры (3 человека) и исполнители (8 человек).
Данные результаты «паспортички» наглядно представлены в Приложении 2.
Сырые данные ответов на 50 вопросов представлены в виде таблицы в Приложении 3. Уровни напряженности каждой из стратегий были посчитаны для каждого испытуемого. Данные результаты представлены в Приложении 3.
Ответы на вопрос о субъективной эффективности преодоления учитывались как коэффициент успешности (каждый балл переводился в коэффициент 0,25). С учетом этого коэффициента были высчитаны средние уровни напряженности каждой стратегии: общие, для менеджеров и исполнителей.
Результаты представлены в Таблице 3, где серым столбцом выделена лидирующая копинг-стратегия.
Таблица 3
Конфронтационный копинг |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск социальной поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
Уровень ответственности |
42 |
34 |
55 |
52 |
40 |
23 |
61 |
40 |
все |
52 |
39 |
68 |
67 |
36 |
17 |
91 |
45 |
менеджеры |
39 |
31 |
44 |
45 |
32 |
22 |
49 |
31 |
исполнители |
Таким образом, можно наблюдать следующие результаты.
Наиболее часто используемая стратегия, с учетом пересчета через субъективный коэффициент эффективности – стратегия планирование решения проблемы. Средний уровень напряженности по ней – 61%, что в целом является высоким показателем.
Анализ полученных результатов показывает, что наиболее часто респонденты используют такие стратегии как: планирование решения проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки. Наименее часто используемые: бегство-избегание и дистанцирование. Это может свидетельствовать об адаптивности первых и недаптивности вторых для исследуемой профессиональной области.
Также преобладание первых над вторыми является позитивным признаком преодоления стрессовых ситуаций, используя копинг-поведение [10].
Интересна большая разница между показателями по использованию лидирующей стратегии среди менеджеров и исполнителей (отклонение от среднего на 33%). Это свидетельствует о значительно возрастающей необходимости применять копинг при росте ответственности в профессиональной деятельности. Также нельзя не учесть в качестве причины такого большого разброса маленькую выборку респондентов.
Показатели напряженности почти всех копинг-стратегий (кроме бегство-избегание) у менеджеров выше, чем у исполнителей, что означает их бОльшую проактивность в совладании с профессиональным стрессом.
При подробном анализе результатов опроса по каждому из респондентов, можно составить обратную связь для каждого из оставивших контактные данные сотрудника.
Эти данные могут быть использованы hr-менеджером для грамотного горизонтального или вертикального перемещения сотрудников, оценки стрессогенности тех или иных должностей, а также при планировании обучения персонала. Стоит положительно отметить исполнителей, которые показывают высокий результат в использовании условно адаптивных стратегий, таких как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка, а также обратить внимание на менеджеров, показывающих высокий результат в таких неадаптивных стратегиях как дистанцирование и бегство-избегание.
Было проведено исследование эффективности копинг-стратегий, с использованием анкеты на основе опросника Р. Лазаруса «Копинг-стратегии» в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, с фрагментарным использованием перевода и адаптации Е.В. Битюцкой.
Наиболее часто используемая стратегия для субъективно эффективного копинга – планирование решения проблемы, относящаяся к проблемно-ориентированным стратегиям, часто оказывающейся адаптивной. Наименее часто используемая – бегство-избегание, что демонстрирует ее неадаптивность в профессиональной деятельности.
Ответы каждого конкретного респондента могут быть предоставлены ему лично, а также hr-менеджеру для планирования профессионального развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были исследованы теоретические аспекты вопросов стресса, профессионального стресса и соответствующего копинг-поведения. Было проведено исследование эффективности предпочитаемых копинг-стратегий в профессиональной деятельности среди сотрудников IT-сферы.
Анкетирование производилось с использованием Google Forms, при желании каждый респондент мог оставить контактные данные для получения обратной связи.
Основой для данного иследования выбран опросник Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», его адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, а также Е.В. Битюцкой. Кроме стандартных вопросов из опросника респонденты должны были субъективно оценить эффективность преодоления стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.
Результаты исследования показали самой эффективной и часто используемой стратегию «Планирование решения проблемы», на втором месте – «Самоконтроль», на третьем – «Поиск социальной поддержки». Эти стратегии рассматриваются психологами как адаптивными, и их применение является позитивным признаком успешного копинг-поведения. Наименее популярная стратегия – «Бегство-избегание», при которой проблема остается не решенной, что в профессиональной деятельности недопустимо. Поэтому низкие показатели по этой стратегии также являются позитивным признаком.
Показатели уровня напряженности в различных копинг-стратегиях были рассмотрены по группам сотрудников с разной степенью ответственности на рабочем месте: группа менеджеров и исполнителей. Менеджеры в целом показали более высокие результаты по всем стратегиям, кроме «Бегство-избегание». Это доказывает необходимость применения навыков успешного копинга с возрастанием ответственности.
В проведенном исследовании разброс результатов достаточно высок, что обусловлено малым количеством респондентов. Опрос проводился добровольно, и при столкновении с большим объемом анкеты многие потенциальные респонденты отказывались от заполнения.
В связи с этим можно сделать вывод, что для массового исследования следует разработать более сжатый вариант анкеты, и использовать полную методику для точечной диагностики копинг-стратегий сотрудников, чьи показатели отличаются в ту или иную сторону от средних по своей группе ответственности. Анализ данных по каждому респонденту индивидуально дает возможность оценить его потенциал при столкновении с профессиональным стрессом. Это позволит грамотно распределить нагрузку на исполнителей и менеджеров, грамотно спланировать вертикальный и горизонтальный рост сотрудника. Особое внимание заслуживают исполнители с высокими показателями в эффективных адаптивных стратегиях и менеджеры с высокими показателями в дезадаптивных и неэффективных стратегиях.
Данные опроса можно использовать для планирования таких видов корпоративной работы по борьбе с профессиональным стрессом, как расширение репертуара копинг-стратегий и повышение навыка применения наиболее эффективных стратегий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Белашева, И.В. Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях : учебное пособие / И.В. Белашева, И.Н. Польшакова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 104 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494681 (дата обращения: 14.02.2020)
- Белашева, И.В. Технологии формирования модели безопасного поведения : учебное пособие / И.В. Белашева, Д.А. Ершова, М.Л. Есаян ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 165 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466801 (дата обращения: 14.02.2020)
- Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга : методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 c.
- Бодров, В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление : монография / В.А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233346 (дата обращения: 14.02.2020)
- Зинченко, Е.В. Психологические аспекты стресса : учебное пособие / Е.В. Зинченко ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. – 91 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493335 (дата обращения: 14.02.2020)
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112 URL: https://nsportal.ru/user/197868/page/oprosnik-koping-strategii-r-lazarusa (дата обращения: 14.02.2020)
- Прытков, Р.М. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие / Р.М. Прытков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург : ОГУ, 2015. – 196 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439237 (дата обращения: 14.02.2020)
- Психофизиология профессиональной деятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 546 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131 (дата обращения: 14.02.2020)
- Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии) и перспективы
- Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности : учебное пособие : [16+] / сост. Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова ; Министерство образования и науки РФ, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. – 104 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563145 (дата обращения: 14.02.2020)
- Хасанова, Г.Б. Психофизиология профессиональной деятельности : учебное пособие : [16+] / Г.Б. Хасанова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет, 2017. – 168 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500950 (дата обращения: 14.02.2020)
- Албакова З.А-М. Психологические причины возникновения профессионального стресса [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. Журнал. 2018. №5. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36590468_61629922.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
- Водопьянова Н.Е., Капустина А.Н. Копинг-Стратегии как фактор профессиональной адаптации [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Журнал. 2015. 1 том 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-kak-faktor-professionalnoy-adaptatsii (дата обращения: 14.02.2020)
- Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – vi, 114 с.
- Деева О.С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики [Электронный ресурс] // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. Журнал. 2019. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-professionalnogo-stressa-i-metody-ego-profilaktiki (дата обращения: 14.02.2020)
- Имяреков С.М. Стресс в профессиональной деятельности менеджера: сущность, причины, профилактика [Электронный ресурс] // STUDIUM. Журнал. 2018 №3(48). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36412401_68847939.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
- Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука без границ. Журнал. 2017. №6 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.02.2020)
- Кулжабаева Л.С. Психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. Журнал. 2018. №5(28) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sredstva-profilaktiki-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.02.2020)
- Найденова С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия [Электронный ресурс] // Современные инновации. Журнал. 2015. №2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-spetsifika-vozniknoveniya-i-ego-psihologo-ekonomicheskie-posledstviya (дата обращения: 14.02.2020)
- Серафимович И.В., Медведева Е.А. Стратегии копинг-поведения в стрессовых ситуациях и ценностные ориентаций в карьере у продавцов [Электронный ресурс] // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. 2019 (Кострома, 26-28 сентября 2019 г.) URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41211583_91724221.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
- Станибула С.А. Копинг-Стратегии: развитие в онтогенезе [Электронный ресурс] // Развитие личности. Журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-razvitie-v-ontogeneze (дата обращения: 14.02.2020)
- Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. Журнал. 2016. 8 том 11 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-professionalnymi-stressami-sovremennye-metody-i-podhody (дата обращения: 14.02.2020)
- Фомина Н.В. Особенности совладающего поведения у специалистов социномической сферы: ресурс преодоления или источник хронического стресса [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. Журнал. 2015. № 7 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya-u-spetsialistov-sotsinomicheskoy-sfery-resurs-preodoleniya-ili-istochnik-hronicheskogo (дата обращения: 14.02.2020)
- Ялтонский В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 1. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_1_2/nomer/nomer03.php (дата обращения: 14.02.2020)
- Агазаде Н. Копинг-Cтратегии в ситуации кризисов [Электронный ресурс] // Информационный портал "медицинская психология". Сайт. URL: http://www.medpsy.ru/society/society091.php (дата обращения: 14.02.2020)
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я… |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
|
Сосредотачиваюсь на том, что мне нужно делать дальше, на следующем шаге. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Делаю хоть что-нибудь для разрешения ситуации, даже если не верю, что это поможет |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Пытаюсь изменить мнение человека, от которого зависит развитие ситуации. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Разговариваю с другими людьми, чтобы больше узнать о ситуации. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Критикую и укоряю себя. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Стараюсь не сжигать мосты, действуя осмотрительно. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Надеюсь на то, что произойдет чудо. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Полагаюсь на судьбу, иногда мне просто не везет. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Продолжаю жить как ни в чем не бывало. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Стараюсь сдерживать свои чувства. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Пытаюсь увидеть положительные стороны этой ситуации. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Сплю больше обычного. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Выражаю свой гнев виновнику возникновения этой проблемы. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Ищу сочувствия и поддержки у других людей. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Вдохновляюсь на творческую деятельность. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Пытаюсь забыть все это. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обращаюсь за помощью к профессионалу. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Совершенствуюсь, развиваюсь как личность. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Извиняюсь или стараюсь как-то сгладить ситуацию. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Составляю план действий и следую ему. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Делюсь с кем-то своими чувствами. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Осознаю, что я сам(-а) вызвал(-а) эту проблему. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Благодаря полученному опыту я становлюсь лучше. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обращаюсь к человеку, который может оказать конкретную помощь в решении проблемы. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Пытаюсь улучшить своё состояние с помощью еды, алкоголя, курения, наркотиков или лекарственных средств. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Иду на риск. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Стараюсь не совершать поспешных импульсивных действий. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обретаю новые ценности и убеждения. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Открываю для себя заново, что действительно важно в жизни. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Что-то меняю для того, чтобы уладить дела. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Начинаю избегать общения с людьми. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Не принимаю проблему близко к сердцу, стараясь о ней особенно не задумываться. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Спрашиваю совета у родственника или у друга. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Скрываю от окружающих, насколько плохо обстоят дела. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Отказываюсь воспринимать ситуацию всерьез. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Делюсь с кем-то своими чувствами. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Отстаиваю свои позиции, борюсь за то, чего хочу. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Вымещаю негативные эмоции на других людях. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Пользуюсь прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Знаю, что надо делать, поэтому прикладываю больше усилий для решения проблемы. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Отказываюсь верить, что это случилось. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обещаю себе, что в следующий раз все будет иначе. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Нахожу несколько разных вариантов решения этой проблемы. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Стараюсь, чтобы мои чувства не мешали другим делам. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Стараюсь что-то изменить в себе. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Хочу, чтобы ситуация разрешилась сама собой. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Фантазирую о том, как все могло бы удачно сложиться. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Обращаюсь к Богу. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Продумываю, что мне сказать или сделать. |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Думаю о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и стараюсь подражать ему. |
0 |
1 |
2 |
3 |