Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Разработка структуры анкеты

В данном исследовании использовано разовое анкетирование посредством Google Forms, которое проводилось добровольно, при желании анонимно и в комфортной обстановке. Респондентами выступали сотрудники современных IT-компаний.

Структура анкеты включает в себя вводную часть, основную часть и «паспортичку».

В вводной части описана цель опроса (исследование стратегий поведения в стрессовой ситуации в профессиональной деятельности), указано, что опрос анонимный, но у каждого желающего при необходимости есть возможность оставить контакты для получения обратной связи. Респондентам предложено вспомнить свои чувства, мысли и действия в стрессовых ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, за последний месяц.

Основная часть содержит 50 вопросов о предпочитаемых копинг-стратегиях и вопрос о субъективном ощущении эффективности этих стратегий по критерию сохранения физического и психологического здоровья после преодоления стрессовой ситуации в профессиональной деятельности.

Также в конце опросника находится «паспортичка», содержащая вопросы о возрасте, поле и степени ответственности на рабочем месте.

    1. Обработка данных исследования

В исследовании приняли 11 испытуемых, работники IT-сферы, из них 9 мужчин и 2 женщины.

Возраст опрашиваемых сотрудников составляет: от 18 до 24 лет – 1 человек, от 25 до 30 лет – 4 человека, от 31 года до 37 лет – 6 человек.

По степени ответственности принимаемых решений респонденты разделились на две группы: менеджеры (3 человека) и исполнители (8 человек).

Данные результаты «паспортички» наглядно представлены в Приложении 2.

Сырые данные ответов на 50 вопросов представлены в виде таблицы в Приложении 3. Уровни напряженности каждой из стратегий были посчитаны для каждого испытуемого. Данные результаты представлены в Приложении 3.

Ответы на вопрос о субъективной эффективности преодоления учитывались как коэффициент успешности (каждый балл переводился в коэффициент 0,25). С учетом этого коэффициента были высчитаны средние уровни напряженности каждой стратегии: общие, для менеджеров и исполнителей.

Результаты представлены в Таблице 3, где серым столбцом выделена лидирующая копинг-стратегия.

Таблица 3

Конфронтационный копинг

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

Уровень ответственности

42

34

55

52

40

23

61

40

все

52

39

68

67

36

17

91

45

менеджеры

39

31

44

45

32

22

49

31

исполнители


Таким образом, можно наблюдать следующие результаты.

Наиболее часто используемая стратегия, с учетом пересчета через субъективный коэффициент эффективности – стратегия планирование решения проблемы. Средний уровень напряженности по ней – 61%, что в целом является высоким показателем.

    1. Анализ полученных результатов

Анализ полученных результатов показывает, что наиболее часто респонденты используют такие стратегии как: планирование решения проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки. Наименее часто используемые: бегство-избегание и дистанцирование. Это может свидетельствовать об адаптивности первых и недаптивности вторых для исследуемой профессиональной области.

Также преобладание первых над вторыми является позитивным признаком преодоления стрессовых ситуаций, используя копинг-поведение [10].

Интересна большая разница между показателями по использованию лидирующей стратегии среди менеджеров и исполнителей (отклонение от среднего на 33%). Это свидетельствует о значительно возрастающей необходимости применять копинг при росте ответственности в профессиональной деятельности. Также нельзя не учесть в качестве причины такого большого разброса маленькую выборку респондентов.

Показатели напряженности почти всех копинг-стратегий (кроме бегство-избегание) у менеджеров выше, чем у исполнителей, что означает их бОльшую проактивность в совладании с профессиональным стрессом.

При подробном анализе результатов опроса по каждому из респондентов, можно составить обратную связь для каждого из оставивших контактные данные сотрудника.

Эти данные могут быть использованы hr-менеджером для грамотного горизонтального или вертикального перемещения сотрудников, оценки стрессогенности тех или иных должностей, а также при планировании обучения персонала. Стоит положительно отметить исполнителей, которые показывают высокий результат в использовании условно адаптивных стратегий, таких как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка, а также обратить внимание на менеджеров, показывающих высокий результат в таких неадаптивных стратегиях как дистанцирование и бегство-избегание.

    1. Выводы по главе 2

Было проведено исследование эффективности копинг-стратегий, с использованием анкеты на основе опросника Р. Лазаруса «Копинг-стратегии» в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, с фрагментарным использованием перевода и адаптации Е.В. Битюцкой.


Наиболее часто используемая стратегия для субъективно эффективного копинга – планирование решения проблемы, относящаяся к проблемно-ориентированным стратегиям, часто оказывающейся адаптивной. Наименее часто используемая – бегство-избегание, что демонстрирует ее неадаптивность в профессиональной деятельности.

Ответы каждого конкретного респондента могут быть предоставлены ему лично, а также hr-менеджеру для планирования профессионального развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были исследованы теоретические аспекты вопросов стресса, профессионального стресса и соответствующего копинг-поведения. Было проведено исследование эффективности предпочитаемых копинг-стратегий в профессиональной деятельности среди сотрудников IT-сферы.

Анкетирование производилось с использованием Google Forms, при желании каждый респондент мог оставить контактные данные для получения обратной связи.

Основой для данного иследования выбран опросник Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», его адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, а также Е.В. Битюцкой. Кроме стандартных вопросов из опросника респонденты должны были субъективно оценить эффективность преодоления стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.

Результаты исследования показали самой эффективной и часто используемой стратегию «Планирование решения проблемы», на втором месте – «Самоконтроль», на третьем – «Поиск социальной поддержки». Эти стратегии рассматриваются психологами как адаптивными, и их применение является позитивным признаком успешного копинг-поведения. Наименее популярная стратегия – «Бегство-избегание», при которой проблема остается не решенной, что в профессиональной деятельности недопустимо. Поэтому низкие показатели по этой стратегии также являются позитивным признаком.

Показатели уровня напряженности в различных копинг-стратегиях были рассмотрены по группам сотрудников с разной степенью ответственности на рабочем месте: группа менеджеров и исполнителей. Менеджеры в целом показали более высокие результаты по всем стратегиям, кроме «Бегство-избегание». Это доказывает необходимость применения навыков успешного копинга с возрастанием ответственности.

В проведенном исследовании разброс результатов достаточно высок, что обусловлено малым количеством респондентов. Опрос проводился добровольно, и при столкновении с большим объемом анкеты многие потенциальные респонденты отказывались от заполнения.


В связи с этим можно сделать вывод, что для массового исследования следует разработать более сжатый вариант анкеты, и использовать полную методику для точечной диагностики копинг-стратегий сотрудников, чьи показатели отличаются в ту или иную сторону от средних по своей группе ответственности. Анализ данных по каждому респонденту индивидуально дает возможность оценить его потенциал при столкновении с профессиональным стрессом. Это позволит грамотно распределить нагрузку на исполнителей и менеджеров, грамотно спланировать вертикальный и горизонтальный рост сотрудника. Особое внимание заслуживают исполнители с высокими показателями в эффективных адаптивных стратегиях и менеджеры с высокими показателями в дезадаптивных и неэффективных стратегиях.

Данные опроса можно использовать для планирования таких видов корпоративной работы по борьбе с профессиональным стрессом, как расширение репертуара копинг-стратегий и повышение навыка применения наиболее эффективных стратегий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белашева, И.В. Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях : учебное пособие / И.В. Белашева, И.Н. Польшакова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 104 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494681 (дата обращения: 14.02.2020)
  2. Белашева, И.В. Технологии формирования модели безопасного поведения : учебное пособие / И.В. Белашева, Д.А. Ершова, М.Л. Есаян ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 165 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466801 (дата обращения: 14.02.2020)
  3. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга : методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 c.
  4. Бодров, В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление : монография / В.А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233346 (дата обращения: 14.02.2020)
  5. Зинченко, Е.В. Психологические аспекты стресса : учебное пособие / Е.В. Зинченко ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. – 91 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493335 (дата обращения: 14.02.2020)
  6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112 URL: https://nsportal.ru/user/197868/page/oprosnik-koping-strategii-r-lazarusa (дата обращения: 14.02.2020)
  7. Прытков, Р.М. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие / Р.М. Прытков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург : ОГУ, 2015. – 196 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439237 (дата обращения: 14.02.2020)
  8. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 546 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131 (дата обращения: 14.02.2020)
  9. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии) и перспективы
  10. Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности : учебное пособие : [16+] / сост. Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова ; Министерство образования и науки РФ, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. – 104 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563145 (дата обращения: 14.02.2020)
  11. Хасанова, Г.Б. Психофизиология профессиональной деятельности : учебное пособие : [16+] / Г.Б. Хасанова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет, 2017. – 168 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500950 (дата обращения: 14.02.2020)
  12. Албакова З.А-М. Психологические причины возникновения профессионального стресса [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. Журнал. 2018. №5. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36590468_61629922.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
  13. Водопьянова Н.Е., Капустина А.Н. Копинг-Стратегии как фактор профессиональной адаптации [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Журнал. 2015. 1 том 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-kak-faktor-professionalnoy-adaptatsii (дата обращения: 14.02.2020)
  14. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – vi, 114 с.
  15. Деева О.С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики [Электронный ресурс] // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. Журнал. 2019. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-professionalnogo-stressa-i-metody-ego-profilaktiki (дата обращения: 14.02.2020)
  16. Имяреков С.М. Стресс в профессиональной деятельности менеджера: сущность, причины, профилактика [Электронный ресурс] // STUDIUM. Журнал. 2018 №3(48). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36412401_68847939.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
  17. Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука без границ. Журнал. 2017. №6 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.02.2020)
  18. Кулжабаева Л.С. Психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. Журнал. 2018. №5(28) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sredstva-profilaktiki-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.02.2020)
  19. Найденова С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия [Электронный ресурс] // Современные инновации. Журнал. 2015. №2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-spetsifika-vozniknoveniya-i-ego-psihologo-ekonomicheskie-posledstviya (дата обращения: 14.02.2020)
  20. Серафимович И.В., Медведева Е.А. Стратегии копинг-поведения в стрессовых ситуациях и ценностные ориентаций в карьере у продавцов [Электронный ресурс] // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. 2019 (Кострома, 26-28 сентября 2019 г.) URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41211583_91724221.pdf (дата обращения: 14.02.2020)
  21. Станибула С.А. Копинг-Стратегии: развитие в онтогенезе [Электронный ресурс] // Развитие личности. Журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-razvitie-v-ontogeneze (дата обращения: 14.02.2020)
  22. Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. Журнал. 2016. 8 том 11 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-professionalnymi-stressami-sovremennye-metody-i-podhody (дата обращения: 14.02.2020)
  23. Фомина Н.В. Особенности совладающего поведения у специалистов социномической сферы: ресурс преодоления или источник хронического стресса [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. Журнал. 2015. № 7 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya-u-spetsialistov-sotsinomicheskoy-sfery-resurs-preodoleniya-ili-istochnik-hronicheskogo (дата обращения: 14.02.2020)
  24. Ялтонский В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 1. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_1_2/nomer/nomer03.php (дата обращения: 14.02.2020)
  25. Агазаде Н. Копинг-Cтратегии в ситуации кризисов [Электронный ресурс] // Информационный портал "медицинская психология". Сайт. URL: http://www.medpsy.ru/society/society091.php (дата обращения: 14.02.2020)

ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

Сосредотачиваюсь на том, что мне нужно делать дальше, на следующем шаге.

0

1

2

3

Делаю хоть что-нибудь для разрешения ситуации, даже если не верю, что это поможет

0

1

2

3

Пытаюсь изменить мнение человека, от которого зависит развитие ситуации.

0

1

2

3

Разговариваю с другими людьми, чтобы больше узнать о ситуации.

0

1

2

3

Критикую и укоряю себя.

0

1

2

3

Стараюсь не сжигать мосты, действуя осмотрительно.

0

1

2

3

Надеюсь на то, что произойдет чудо.

0

1

2

3

Полагаюсь на судьбу, иногда мне просто не везет.

0

1

2

3

Продолжаю жить как ни в чем не бывало.

0

1

2

3

Стараюсь сдерживать свои чувства.

0

1

2

3

Пытаюсь увидеть положительные стороны этой ситуации.

0

1

2

3

Сплю больше обычного.

0

1

2

3

Выражаю свой гнев виновнику возникновения этой проблемы.

0

1

2

3

Ищу сочувствия и поддержки у других людей.

0

1

2

3

Вдохновляюсь на творческую деятельность.

0

1

2

3

Пытаюсь забыть все это.

0

1

2

3

Обращаюсь за помощью к профессионалу.

0

1

2

3

Совершенствуюсь, развиваюсь как личность.

0

1

2

3

Извиняюсь или стараюсь как-то сгладить ситуацию.

0

1

2

3

Составляю план действий и следую ему.

0

1

2

3

Делюсь с кем-то своими чувствами.

0

1

2

3

Осознаю, что я сам(-а) вызвал(-а) эту проблему.

0

1

2

3

Благодаря полученному опыту я становлюсь лучше.

0

1

2

3

Обращаюсь к человеку, который может оказать конкретную помощь в решении проблемы.

0

1

2

3

Пытаюсь улучшить своё состояние с помощью еды, алкоголя, курения, наркотиков или лекарственных средств.

0

1

2

3

Иду на риск.

0

1

2

3

Стараюсь не совершать поспешных импульсивных действий.

0

1

2

3

Обретаю новые ценности и убеждения.

0

1

2

3

Открываю для себя заново, что действительно важно в жизни.

0

1

2

3

Что-то меняю для того, чтобы уладить дела.

0

1

2

3

Начинаю избегать общения с людьми.

0

1

2

3

Не принимаю проблему близко к сердцу, стараясь о ней особенно не задумываться.

0

1

2

3

Спрашиваю совета у родственника или у друга.

0

1

2

3

Скрываю от окружающих, насколько плохо обстоят дела.

0

1

2

3

Отказываюсь воспринимать ситуацию всерьез.

0

1

2

3

Делюсь с кем-то своими чувствами.

0

1

2

3

Отстаиваю свои позиции, борюсь за то, чего хочу.

0

1

2

3

Вымещаю негативные эмоции на других людях.

0

1

2

3

Пользуюсь прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации.

0

1

2

3

Знаю, что надо делать, поэтому прикладываю больше усилий для решения проблемы.

0

1

2

3

Отказываюсь верить, что это случилось.

0

1

2

3

Обещаю себе, что в следующий раз все будет иначе.

0

1

2

3

Нахожу несколько разных вариантов решения этой проблемы.

0

1

2

3

Стараюсь, чтобы мои чувства не мешали другим делам.

0

1

2

3

Стараюсь что-то изменить в себе.

0

1

2

3

Хочу, чтобы ситуация разрешилась сама собой.

0

1

2

3

Фантазирую о том, как все могло бы удачно сложиться.

0

1

2

3

Обращаюсь к Богу.

0

1

2

3

Продумываю, что мне сказать или сделать.

0

1

2

3

Думаю о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и стараюсь подражать ему.

0

1

2

3