Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Согласно Л.Р. Мерфи, существует три методических шага в управлении стрессом на рабочем месте:
- первичная профилактика (удаление или уменьшение стрессоров);
- вторичная профилактика (ослабление влияния проявлений симптомов стресса, снижение или устранение напряжения);
- третичная профилактика (реабилитация сотрудников, здоровье которых пострадало в результате хронических профессиональных стрессов) [22].
Важную роль также играют навыки психической саморегуляции, которые при грамотном комплексном применении повышают общий уровень работоспособности, эффективно восстанавливают затраченные ресурсы.
Также важно обучить сотрудников методам анализа и интерпретации жизненных и профессионально стрессовых ситуаций, адекватной оценки своих сил.
В связи с многофакторностью оптимального выбора стратегии профилактики и преодоления стрессовых состояний универсальные профилактические и адаптационные средства отсутствуют. Поэтому первый шаг в любой программе по психологической профилактике и коррекции – комплексная психодиагностика напряженности, степени уязвимости к стрессу работников, изучение профессиональных и организационных потенциальных стрессоров, используемых и доступных к использованию стратегий преодолевающего поведения.
Консультативная поддержка психолога заключается в индивидуальной психодиагностике и разработке индивидуальных рекомендаций по повышению стрессоустойчивости с учетом специфики профессиональной деятельности и личностных особенностей сотрудника.
Образовательная составляющая работы организационного психолога заключается в расширении репертуара конструктивных копинг-стратегий
Психологическая коррекционная работа заключается в помощи преодоления неравновесных стресс-состояний, в оптимизации баланса между стрессорами и личностными ресурсами. Как правило, она осуществляется с помощью психологических тренингов и других специализированных программ [18].
Проблема личности в стрессовой, экстремальной и трудной жизненной ситуациях в последнее время все чаще исследуется психологами по запросу с практической стороны.
В первую очередь стоит определить понятие и виды ситуаций.
Термин «ситуация» переводится с французского как «обстановка, положение». На современном этапе исследований в этой области существует несколько подходов, где ситуация рассматривается как:
- фрагмент или совокупность элементов среды на определенном жизненном этапе индивида (отождествление среда и ситуации);
- результат активного личностного взаимодействия со средой;
- деятельность субъекта, состоящая из системы субъективных и объективных элементов;
- когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности.
Одни и те же объективные события могут привести к актуализации различных ситуаций в зависимости от активности субъекта. Поэтому психологи считают, что ситуация не может рассматриваться только как совокупность элементов среды, и исследуют это понятие как сложную форму субъект-объектных отношений, где субъект играет решающую роль [5].
В исследованиях взаимодействия человека с условиями среды и их преодоления наибольшее значение имеет такой класс ситуаций как стрессовые ситуации, характеризующиеся требованием от человека действий и реакций, находящихся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходить имеющиеся у него резервы. В литературе встречается множество сходных понятий: «трудная жизненная ситуация», «эмоционально-трудная ситуация», «стрессогенные жизненные события», «проблемная ситуация», «кризисная ситуация», «стрессогенная ситуация», «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «ситуация риска», «критическая ситуация» и др. [5, 10].
Существует множество классификаций таких ситуаций: по длительности, интенсивности, новизне, субъективной опасности, обратимости.
Стрессовые ситуации оказывают негативный эффект на физическое и психическое здоровье человека, являются стрессорами и создают необходимость их преодоления [10].
Принципы взаимодействия человека с трудными жизненными и профессиональными ситуациями, совладающего поведения, включают два аспекта: механизмы психологической защиты и конструктивная активность личности, направленная на совладание с ситуацией [13].
Изначально в рамках психоаналитического подхода рассматривалась проблема защитных механизмов как бессознательные и непроизвольные реакции. Понятие «психологическая защита» (defensive behavior) было впервые упомянуто 1894 году в психоаналитической работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Затем, в 1936 году Анна Фрейд в работе «Психология «Я» и защитные механизмы» (переведена на русский язык в1993г.) рассмотрела это понятие более подробно. [14]
В 1962 году Л. Мэрфи, изучавший способы преодоления кризисов развития у детей, ввел понятие «копинг-поведение», 14].
Одни из первых фундаментальных исследований копинга были проведены Р. Лазарусом в 1966 году. В его книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» представлены описания осознанных стратегий совладания со стрессом, с ситуациями напряжения и тревоги.
Также вопросами исследования совладающего поведения занимались такие зарубежные ученые как Н. Хаан, Р. Моос, Дж. Шефер, А. Биллингс, Е. Хэйм, Дж. Амирхам, С. Мадди, Э. Фрайденберг, Э. Скиннер, Дж. Вэйлант [14]. Среди отечественных специалистов, исследующих проблему копинга, следует отметить Л.А. Китаева-Смыка, К. Муздыбаева, В.А. Бодрова, С.К. Нартову-Бочавер, И.М. Никольскую, Л.И. Дементия, С.А. Хазову, Н.И. Сироту, В.М. Ялтонского, Л.И. Анцыферову, Т.Л. Крюкову и др. [10]
- Классический подход Р. Лазаруса и С. Фолкман к вопросу изучения копинга акцентирует внимание на преодолении жизненных трудностей, в противовес автоматической реакции в обычной жизни. Копинг требует от человека особых усилий, экстремальных решений. Исследования посвящены, в основном, самим когнитивным и поведенческим усилиям, а не вопросу успешности преодоления.
- Процессуальный подход предполагает копинга как процесс, имеющий свою структуру.
Т.А. Уиллс, С. Шиффман выделяли три стадии копинг-процесса:
- Предупреждающая стадия: деятельностная подготовка к преодолению надвигающейся трудной ситуации;
- Стадия собственно совладания: осуществление усилий по решению конкретных проблем;
- Восстанавливающая стадия: анализ последствий стрессовой ситуации, сокращение ущерба, возвращение к прежнему состоянию.
В.А. Бодров выделяет следующие стадии:
- Мотивационно-целевая: направленность на совладание с трудностями с учетом внешних обстоятельств;
- Предварительная оценка: анализ информации, подготовка и выбор стратегии;
- Эмоционально-волевая стадия: проявление выбранных стратегий под регуляцией эмоционально-волевой сферы;
- Мобилизация ресурсов для активной реализации выбранных стратегий;
- Реализация: конкретные действия согласно выбранным стратегиям;
- Оценка результата и переоценка стрессогенности (при необходимости).
- Реактивный подход Б.Н. Карпентера, в котором совладание рассматривалось только как реакция индивида на стресс, не выдержал критики К. Муздыбаева, С.К. Нартова-Бочавер и некоторых других психологов. Это связано с тем, что данный подход не учитывает такие обстоятельства как возможность избегания стресса, предварительный анализ потенциальной проблемы на начальном этапе совладания, современную тенденцию переноса понятия копинга с поведением в исключительно экстремальных ситуациях на более широкий круг обстоятельств, хронические стрессоры и даже повседневную действительность.
- Сочетание и разграничение процессуального и результативного подходов можно выделить в самостоятельный подход в исследованиях проблемы копинга. В трудах Р. Лазаруса и С. Фолкман указано, что процесс преодоления и его результат должны исследоваться строго независимо. К. Муздыбаев полагает, что необходимость разграничения усилий и результатов позволит судить о степени ценности любой попытки преодоления. Следует отметить, что, согласно этому подходу, нет необходимости поиска лучшей универсальной стратегии, поскольку ее выбор зависит от множества внутренних, внешних и временных обстоятельств.
- Личностный подход рассматривает влияние личностных характеристик субъекта на процесс выбора и использования копинг-стратегий, а также на их результативность. В работах Е.В. Куфтяк и С.А. Хазовой употребляется понятие «интериндивидуальный подход», который позволяет создать типологию стилей копинг-поведения как относительно устойчивых характеристик личности. Также существует трактовка копинга как психологической защиты, то есть смешение этих понятий, что берет свои начала в психоаналитическом подходе. Но современные психологи настаивают на неотъемлемости осознанности в выборе копинг-стратегий и их динамичности, то есть на разделении этих понятий, что делает эту трактовку неконструктивной. Также классический психоанализ рассматривает только механизмы, направленные на минимизацию разрушения и дезорганизации Эго, что исключает примитивные избегающие стратегии, которые, согласно более поздним исследованиям, соответствуют преодолевающему поведению.
- В рамках ресурсного подхода копинг обязательно предполагает мобилизацию, оптимальное использование и управление потенциальными ресурсами. И тогда копинг-поведение становится результатом взаимодействия копинг-ресурсов и копинг-стратегий.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют копинг-ресурсы личности и среды:
Средовые копинг- ресурсы:
- Социальная поддержка от семьи, окружения, общества;
- Умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку.
Личностные копинг-ресурсы:
- Ресурсы когнитивной сферы (возможность оценки окружающей среды);
- Ресурсы самосознания (представление человека о самом себе);
- Ценностная мотивационная позиция личности;
- Отношение к таким явлениям как смерть, любовь, одиночество, вера;
- Духовность человека;
- Конкретные личностные качества и свойства (например, умение брать на себя ответственность, эмпатия, стремление быть с людьми).
В.А. Бодров выделяет следующие ресурсы:
- психологические (когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые ресурсы);
- профессиональные (опыт, знания, умения, навыки);
- физические (психологическое и физическое здоровье);
- материальные (разнообразные виды обеспечения человека).
Существует классификация по К. Муздыбаеву, где выделены личностные (психологические) и средовые (социальные, включая политические и институциональные) ресурсы. К. Мыздыбаев отвечает, что успешность преодоления зависит от наличия и доступности ресурсов, связанных с разнообразием выбора адекватных стратегий копинг-поведения. Однако использование этих ресурсов могут ограничить такие препятствия как культурные ценности, боязнь общественного мнения, застенчивость, гордость и др. [10].
Концепция соответствия когнитивной оценки и совладания рассматривает степень адаптивности направленности выбранной стратегии в зависимости от возможности контролировать ситуацию. Чем больше контроля над проблемой ощущает индивид, тем более адаптивными будут проблемно-ориентированные стратегии. И, напротив, при недостатке ощущения контроля более эффективны будут эмоционально-направленные стратегии [24].
Интерактивная модель подразумевает изменение смыслового восприятия стрессовой ситуации и обогащение личного аспекта через приобретение нового опыта [21].
Посредническая модель в качестве основных ресурсов копинга рассматривает личностные характеристики [21].
Модель опережающего совладания ориентирована на будущее и носит профилактический характер. Опережающее совладание включает следующие компоненты: накопление ресурсов, понимание потенциальных стрессоров, их оценка, заблаговременные попытки совладания, вывод об эффективности совершенных попыток [24].
Целевая модель предусматривает влияние целей на выбор стратегий преодоления, а также влияние стрессовых ситуаций на смыслопорождение и на необходимость достижения изначально поставленных целей [9].
Модель двойного процесса рассматривает взаимодействие непосредственных реакций на стрессовую ситуацию и процессов ее регулирования. Оно может быть последовательным, параллельным, одновременным, непрерывным и прерывистым [9].
Модель посттравматического роста подразумевает, что человек может не только восстанавливаться в процессе преодоления стресса и возвращаться к исходному состоянию (гомеостатический характер), но и использовать обстоятельства для индивидуального развития, достижения более высокого уровня функционирования (эволюционный характер). Тема посттравматического роста достаточно дискуссионна, так как многие психологи считают роль этого феномена преувеличенной самим субъектом за счет компенсации негативных переживаний [9].
Существует большое количество разнообразных классификаций копинг-стратегий, опирающихся на разные критерии и подходы исследований. Большинство ученых сходятся во мнении, что универсально конструктивных стратегий не существует, и что в зависимости от многих параметров одна и та же стратегия может быть реализована как успешно, так и неуспешно. Также следует отметить, что одновременное использование нескольких стратегий, как правило, более эффективно, чем применение только одной стратегии.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа копинг-поведения:
- Эмоционально-ориентированный копинг – направлен на снижение психологического и физического влияния стресса, а не на устранение критической ситуации;
- Проблемно-ориентированный копинг – направлен на изменение когнитивной оценки ситуации с целью улучшить отношения «человек-среда».
Авторы выделяют восемь копинг-стратегий, и предполагают возможность использования нескольких стратегий одновременно.
Стратегии, при которых человек пытается самостоятельно изменить ситуацию
- планирование решения проблемы усилия по изменению ситуации, аналитический подход к решению проблемы;
- конфронтационный копинг (агрессивные тенденции для изменения ситуации, враждебность и готовность к риску);
- принятие ответственности (признание своей роли в возникновении ситуации и попытки ее решения);