Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к проблеме совладающего поведения стремительно возрастает с каждым годом. Копинг-поведение, позволяющее преодолевать стрессовые состояния, исследуется в разнообразных областях: и при детских и возрастных кризисах, и в ситуации экзаменов, и в трудных жизненных ситуациях, и в профессиональной деятельности.

В наши дни стрессогенность большинства ситуаций повышена в связи со многими факторами, существующими и предполагаемыми: информационной перегрузкой, повышением интенсивности жизни, необходимостью в многозадачности, повышением ответственности за принимаемые решения, распространением ненормированности рабочего дня, тенденцией к преобладанию профессиональной жизни над личной и др. [12, 16].

Современный человек окружен источниками стресса, и любая ситуация может стать для него стрессовой при соответствующем ее восприятии. В профессиональной деятельности учащается возникновение состояние профессионального стресса при сложных рабочих ситуациях, а умение справляться с ним очень ценится работодателем [20].

Многие организации озабочены разработкой схем борьбы с профессиональным стрессом, вырабатываются планы профилактиики, исследуется опыт отечественных и зарубежных крупных компаний [16].

Существует несколько стратегий выхода из стрессовой ситуации, так называемых копинг-стратегий. Некоторые из них приводят к положительному результату преодоления, некоторые являются неадаптивными и не приводят к решению проблем, что не может считаться эффективным в профессиональной деятельности.

Целью данной работы является исследовать эффективность стратегий копинг-поведения, используемых на рабочем месте сотрудниками IT-сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы возникновения стресса, реакции на него и копинг-поведения;
  • рассмотреть теоретические основы классификаций копинг-стратегий;
  • провести исследование эффективности использования выделенных копинг-стратегий;
  • проанализировать результаты исследования.

Объектом исследования в данной работе является поведение сотрудников в стрессовой ситуации в профессиональной деятельности.

Предметом исследования являются применяемые копинг-стратегии.

Теоретической основой исследования являются учебные пособия по управлению персоналом, статьи ведущих отечественных и зарубежных психологов и социологов.


Информационной основой для настоящей работы послужили статистические показатели, а также данные, полученные в процессе исследовательской работы автора над проблемой, поднятой в данной работе.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  2. Эмпирические: анкетирование, эксперимент;
  3. Обработка данных по методике Р. Лазаруса, ее адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, а также Е.В. Битюцкой.

Работа состоит из двух частей, в первой из которых раскрывается теоретическая компонента освещаемой проблемы, а вторая описывает методику и анализ результатов проведенного исследования.

В заключении делаются выводы об итогах проведенного исследования, а также о возможном практическом использовании полученных результатов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

    1. Основные понятия
      1. Понятие копинг-поведения

В настоящее время скорость преобразования окружающей среды постоянно растет, и человеку становится труднее адаптироваться к этим изменениям. Из-за недостатка знаний, времени и других ресурсов возникает состояние стресса. Для его преодоления необходимо владеть навыками преодоления, умения находить решения проблемных ситуаций, стрессоустойчивостью, а также иметь достаточно большой арсенал и адекватно использовать стратегии копинг-поведения [2].

Копинг-поведение (от англ. «coping» – преодоление, совладание) – сравнительно новый термин в психологии, поэтому однозначного определения это понятие не имеет. Несмотря на такую неопределенность, в целом, копингом принято называть действия человека, позволяющие ему наименее травматично преодолевать влияние стрессовых факторов [23].

Самые цитируемые определения, используемые в литературе [10]:

  1. Копинг – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида, направленные на управление специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы (по Лазарусу и Фолкман);
  2. Копинг – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (по Нартовой-Бочавер).

Комплекс способов и приемов преодоления дезадаптивных и стрессовых состояний, разнообразные формы активности человека при взаимодействии с трудностями, которые следует преодолеть, избежать, взять под контроль или смягчить, называют копинг-стратегией [2].

Понятие копинга неразрывно связано с понятием защитных механизмов. В обоих случая рассматриваются усилия личности, направленные на овладение стрессом или разрешение проблемной ситуации. Принято считать, что различие их состоит в том, что копинг-стратегии включают в себя активные и осознанные деятельности, в то время как механизмы защиты могут включаться у человека неосознанно. Однако это вызывает критику, так как существуют осознаваемые защитные механизмы. Таким образом, можно утверждать, что на данном этапе исследований различия между этими понятиями незначительны, и иногда невозможно четко разграничить результат действия защитных механизмов и копинг-поведения [2].

      1. Понятие стресса

Понятие «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление), пришедшее из технических наук, в 1936 году впервые использовал биолог Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [19].

В современной научной литературе термин «стресс» используется во многих значениях, в зависимости от исходных положений научного направления. С одной стороны, стресс рассматривается как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. С другой стороны – как субъективная реакция, выражающаяся как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в человеке. И, наконец, третий аспект стресса – это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [4].

Стресс может иметь мотивирующую силу, улучшающую качество жизни, вызывающая положительные реакции. Такое состояние называют эустрессом. Стрессовое состояние, связанное с неприятными эмоциональными переживаниями и имеющее деструктивную силу, называют дистрессом [7].

Одним из основных понятий в концепции стресса является понятие стрессора – основной причиной его возникновения и развития. Природа данного стрессора и реакция человека на него напрямую влияют на результат взаимодействия со средой: либо будет оказано сопротивление, либо человек уступит и приспособится.

Также следует учитывать, что в окружающей среде любой стрессор будет потенциальным до тех пор, пока индивид не оценит его как опасный. После этого признания происходит прогноз и оценка собственных возможностей справиться с этой ситуацией [10].


Причины возникновения стресса могут быть разнообразны. Важно учитывать когнитивную интерпретацию раздражителя, так как он может стать причиной психоэмоционального стресса только в результате того значения, которое ему приписывает человек. Физическим стрессором является воздействие раздражителя через сенсорные или метаболические процессы. Некоторые раздражители становятся стрессорами при достаточно длительном воздействии на человека [11].

Реакция на стресс

С точки зрения физиологии общий адаптационный синдром состоит из:

  1. Реакции тревоги (мобилизация поверхностных резервов, нарушение некоторых физиологических и вегетативных функций);
  2. Стадии сопротивления (после продолжительного воздействия стрессора происходит сбалансированное расходование резервов);
  3. Стадии истощения (механизмы регуляции защитно-приспособительных механизмов человека нарушаются, адаптационные резервы уменьшаются, появляется болезненность).

Если рассматривать психологические процессы, возникающие при стрессе, наблюдаются схожие этапы, практически точно соответствующие физиологическим: а) состояние возбуждения, б) автономная активность, в) упадок сил.

Физиологические и психологические процессы неразрывно связаны, но есть люди, продолжающие сопротивление, когда физиологически наступило истощение, контролируя себя силой воли и духа [7]

      1. Профессиональный стресс. Понятие, причины, последствия и профилактика

Под профессиональным стрессом понимается состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов с целью преодоления препятствий и решения профессиональных проблем. Ситуация становится для человека стрессовой, если реакция на нее достигает пороговых уровней его физиологических и психологических способностей. [7].

Напряженные ситуации в профессиональной деятельности могут вызывать у человека разнообразные психические и физические реакции. При оперативной мобилизации способностей и отсутствии перегрузок состояние стресса может стать причиной положительного роста характеристик труда. Но продолжительное воздействие повышенной трудовой нагрузки, оказывает негативное влияние. В состоянии профессионального стресса ухудшаются трудовые показатели, человек становится дезорганизован, чаще действует ошибочно и стереотипно, утрачивает привычные реакции и становится более возбудим [7]. Негативные последствия профессиональных стрессов выделены в отдельную рубрику в Международной классификации болезней МКБ-10 [15].


Помимо конкретных трудных и проблемных ситуаций в трудовой деятельности, существует несколько специфических категорий объективных причин профессионального стресса:

  1. факторы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью: неблагоприятные условия труда, неадекватное выделение времени и других ресурсов, большое количество заданий, трудоемкость задач, повышенная ответственность;
  2. факторы, возникающие при работе в крупной организации: ролевая неопределенность, недостаточная информированность, ролевой конфликт, ответственность за людей;
  3. факторы, связанные с рабочими межличностными взаимоотношениями: с начальством, подчиненными или коллегами, сложность в делегировании полномочий, конкуренция;
  4. факторы деловой карьеры: профессиональная «неуспешность», медленный или слишком быстрый карьерный рост, несоответствие статуса, страх ранней отставки, отсутствие гарантированной стабильной работы, неадекватный уровень зарплаты;
  5. факторы организационной культуры и психологического климата: ограничение свободы поведения, отсутствие возможности получить квалифицированную помощь;
  6. внеорганизационные внешние факторы [8].

При профессиональном стрессе на каждом из его стадий проявляются следующие особенности. На стадии тревоги у большинства проявляются активные эмоции и повышение работоспособности за счет мобилизации резервов. Стадия резистентности характеризуется адекватным расходованием ресурсов. Длительность которого сильно зависит от выносливости сотрудника, однако пренебрежение конечностью этого ресурса приводит к истощению. И, наконец, на стадии истощения при высокой мотивации может поддерживаться высокая работоспособность, что на фоне клинической симптоматики может привести к дистрессу, обострению имеющихся заболеваний или появлению нового [7].

Профессиональные стрессы негативно влияют на эффективность труда: повышается текучесть кадров, увеличивается количество прогулов, несчастных случаев, брака на производстве, снижается общая производительность труда. Также профессиональные стрессы оказывают влияние на всю жизнь человека, изменяя его психическое и физическое состояние, часто приводя к утрате здоровья. Поэтому внимание руководителей организации и менеджеров по персоналу к проблеме профессионального стресса постоянно возрастает. [22].

Продолжительное воздействие профессионального стресса может привести к такому состоянию как профессиональное выгорание (механизм психологической защиты, выражающийся в полном или частичном исключении эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы). В таком состоянии у сотрудника понижается мотивация, качество, производительность труда, появляется безразличие к трудовой деятельности. [17]