Файл: Менеджмент человеческих ресурсов в АО «Рейдовая компания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применяются различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.

Совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц– это организационная структура системы управления персоналом

Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя.

Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры.

Объекты системы управления персоналом: работники; рабочие группы; трудовой коллектив.

Субъекты системы управления персоналом: функциональный управленческий персонал; линейный управленческий персонал;

Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом, все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривать.

Организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом (например, подсистема найма, подсистема обучения и развития).

В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации.

Первоначальным этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации, объемов производства, стратегических задач и т.д. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом организации как обеспечение организации персоналом, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие[6]. На рисунке 1 показана структура целей системы управления персоналом организации.


Рисунок 1– Цели системы управления персоналом организации

Рассматривая совокупность организационных целей, выделяются следующие категории целей организации: экономические, научно-технические, коммерческо-производственные и социальные.

– Экономические цели направлены на достижение расчетной величины прибыли.

– Научно-технические цели связаны с обеспечением заданного научно-технического уровня продукции, а также с повышением производительности труда за счет совершенствования технологий.

– Производственно-коммерческая цель связана с производством и реализацией продукции в объемах, необходимых для получения планового уровня прибыли.

– Социальные цели — организации заключаются в достижении заданного уровня удовлетворенности работников.

Социальные цели организации можно рассматривать с двух точек зрения, а именно: с позиций персонала и с позиций администрации. С одной стороны, цели системы управления персоналом определяют конкретные потребности работников, которые должны быть удовлетворены администрацией. С другой стороны, эти цели определяют характер и условия трудовой деятельности, которые обеспечивает администрация. Важным условием эффективности системы управления персоналом является отсутствие противоречий между этими двумя ветвями целей.

С точки зрения персонала социальные цели организации обусловлены тем, в какой степени выполнение трудовых функций способствует удовлетворению потребностей человека. Структура таких целей представлена на рисунке 2.

Рисунок 2– Цели системы управления персоналом организации с точки зрения персонала

С точки зрения администрации социальные цели организации связаны с экономическими целями. В этом аспекте система управления персоналом должна служить основной цели – получению прибыли.

Структура социальных целей с точки зрения администрации представлена на рисунке 3.

Рисунок 3– Цели системы управления персоналом организации с точки зрения администрации

Обе ветви социальных целей (персонала и администрации) не противоречат друг другу, что создает эффективную основу для взаимодействия этих двух субъектов для достижения общих целей. Наличие противоречивых целей системы управления персоналом приводит к конфликту интересов персонала и администрации, что негативным образом сказывается на функционировании организации в целом[7].


Отправным моментом в современной теории и практике управления персоналом является осознание необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников.

Функция планирования персонала заключается в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализе кадрового потенциала организации и рынка труда; организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале; поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.

Функция оценки, обучения и развития персонала заключается в осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала; введении в должность и адаптации новых работников; организации и проведении мероприятий по оценке персонала; управлении развитием карьеры.

Функция управления мотивацией персонала заключается в нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды; разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала.

Функция управления социальным развитием заключается в организации питания в течение рабочего дня; обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей; организации развития физической культуры; организации социального страхования.

Функция правового обеспечения управления персоналом связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом.

Функция информационного обеспечения управления персоналом заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией.

Функция обеспечения нормальных условий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д.[8]

Функция линейного руководства заключается в том, что управление персоналом организации осуществляется в том числе и на уровне управления организации в целом. Данную функцию осуществляет не только служба управления персоналом, но и руководители всех уровней. 


Таким образом, управление персоналом – это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей.

Глава 2. Анализ показателей, характеризующих систему управления персоналом АО «Рейдовая компания»

2.1 Общая характеристика АО «Рейдовая компания»

Открытое акционерное общество «Рейдовая компания» создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001.г. № 178-ФЗ «о приватизации государственного и муниципального имущества» и от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Рейдовая компания» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области и является его правопреемником.

Учредителем АО «Рейдовая компания» является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Акции АО «Рейдовая компания» принадлежат Российской Федерации.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Рейдовая компания». Сокращенное наименование Общества на русском языке: АО «Рейдовая компания». Полное наименование Общества на английском языке: Public corporation «Severny Reid».

Место нахождения Общества: Россия, Архангельская область, город Северодвинск, пр. Победы, д. 1. Почтовый адрес и место хранения документов: 164500, Россия, Архангельская область, город Северодвинск, пр. Победы, д. 1.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества. Генеральный директор Общества избирается общим собранием акционеров сроком на 3 года.


Историческая справка

АО «Рейдовая компания» создавалось и начинало вою деятельность как специализированное предприятие по ремонту и комплексной наладке радиоэлектронных систем кораблей ВФМ МО СССР. История предприятия началась в 1988 году с приказа Совета Министров РСФСР от 1987 года об организации в г. Северодвинске «Северного специализированного комплексно-наладочного предприятия «Рейд», входившего в состав научно-производственного объединения «Равенство».

В 1990 году предприятие вошло в состав НПО «Аврора» и с этого периода началось его развитие. Работая в составе НПО «Аврора», трудовой коллектив высококвалифицированных специалистов освоил ремонт сложных систем автоматики боевых кораблей ВМФ МО РФ, обрел необходимый опыт, знания, квалификацию. За время существования предприятие превратилось из сдаточной базы, не имеющих своих площадей и оборудования, в многопрофильное предприятие с широким спектром номенклатуры производимой продукции и оказываемых услуг в области ремонта изделий судового приборостроения и систем управления техническими средствами кораблей ВМФ РФ, а также товаров народного потребления.

Указом Президента РФ в 1992 году предприятие выделено из НПО «Аврора» и переименовано в ГП «Рейдовая компания». И к 1994 году предприятие определяет свою роль, как головное предприятие в отрасли при выполнении ремонта, шефмонтажа, регулировки и сдачи систем автоматики и навигации на заказах всех проектов, проходящих на ФГУП «МП «Звездочка».

В 2001 году распоряжением Российского Агентства по судостроению ГУП «Рейдовая компания» переименовано в ФГУП «Рейдовая компания». А в 2004 году решением Министерства имущественных отношений РФ и приказом Российского агентства по судостроению предприятию переданы производственные мощности и персонал находящегося с состоянии глубокого кризиса ФГУП «Завод «Полярная звезда». Производственные мощности реорганизованного предприятия были спроектированы и построены для изготовления и сдачи МО СССР продукции приборостроения Минсудпрома, в том числе приборов аппаратной части, капсульной группы и антенн (забортных устройств) гидроакустических комплексов.

В 2017 году распоряжением территориального управления Федерального агентства по управления федеральным имуществом по Архангельской области принято решение об условиях приватизации ФГУП «Рейдовая компания» и с марта 2008 года ФГУП «Рейдовая компания» преобразовано в АО «Рейдовая компания».