Файл: Роль «Электронного Правительства » в системе государственного управления.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
1.1 Понятие, цели и задачи электронного правительства
1.2 Три стадии электронного и правительства
1.3 Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства
ГЛАВА 2. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.2. Социально-экономические проблемы
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОРПОРАЦИИ MICROSOFT
3.1 Важные составляющие электронного правительства
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ВВЕДЕНИЕ
электронное правительство бюрократия законодательный
Ученые и политики давно надеются на модернизацию взаимодействия государства и общества. Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором жизни мирового сообщества. Их широкое распространение преобразует современную действительность и приводит к серьезным сдвигам в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Среди глобальных тенденций, обусловливающих актуальность тематики информационных технологий в целом и электронного правительства необходимо отметить следующие. Во-первых, информационно-коммуникативные технологии стали основой для глобализации, и все больше влияют на общественное развитие. Во-вторых, по данным фонда «Общественное мнение» количество интернет пользователей в России каждый год увеличивается в 1,5 раза. В-третьих, в современных условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии с должной скоростью реагировать на стремительные изменения во внешней среде, а отсюда, возрастает потребность в большей гибкости и мобильности государственных служб.
Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство является частью электронной экономики.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на ocнoвe активного использoвания инфoрмационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует eдиной концепции электронного правительства. Имeется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правитeльства информационного общества. Различныe категории потребитeлей объединяeт единое стремление получить более эффeктивные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным".
Электронное правительство имеет следующие основные цели:
- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
1.1 Понятие, цели и задачи электронного правительства
Под электронным правительством понимается способ организации деятельности органов власти, а также организаций, задействованных в исполнении государственных полномочий, при котором во всех случаях, где отсутствует доказанная необходимость административного усмотрения, а также бумажного документооборота, применяются формальные процедуры сбора сведений, подготовки и принятия решений, основанные на удаленном электронном взаимодействии, обеспечивающие достижение качественно нового уровня эффективности, экономичности, открытости и прозрачности деятельности правительства.
Необходимо отметить, что сам термин «электронное правительство» не является законодательно определенным, что приводит в ряде случаев к различным толкованиям. В частности, в российской практике получил распространение перевод общепринятого понятия electronic government (e-government), как «электронное правительство», под которым понимается деятельность исключительно органов исполнительной власти. В то же время, в английском языке термином government обозначается не только правительство как орган исполнительной власти, но и государство (государственное управление) в целом. Таким образом, понятие e-government означает «электронное государственное управление» и охватывает применение ИКТ не только в исполнительной, но также в законодательной и судебной ветвях власти.
Для создания новой формы организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечит за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов, была разработана «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010» (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р.// Развитие электронного правительства и государственного управления. Информационный бюллетень НП ПРИОР Северо-Запад). В соответствии с Концепцией целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг,
- упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания,
- снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг,
- внедрение единых стандартов обслуживания граждан,
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления,
- повышение качества административно-управленческих процессов,
- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления,
- обеспечение оперативности деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
- развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанных на использовании современных ИКТ;
- предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;
- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных информационных систем.
1.2 Три стадии электронного и правительства
Обычно в процессе внедрения электронного правительства к выделяют о три на стадии:
Стадия о 1 и (публичность). он На за данной к стадии за средства ну ИКТ он расширяют он и ну делают он более он быстрым ну и к адресным ну доступ о граждан, к организаций к и во предприятий о к он информации во органов во власти. во Для на реализации о данной и стадии к органы ну власти ну создают к свои ну веб-сайты, на на и которых во размещаются он законодательные о и во другие и нормативно-правовые во акты, к формы он необходимых о документов, он статистические на и о экономические за данные. и Основной за элемент о данной он стадии и оперативность на обновления к информации он и он наличие на правительственного за веб-портала, он который и интегрирует за все ну государственные во информационные о ресурсы ну и о предоставляет о доступ на к он ним на "через и одно он окно". к Данную и стадию к в к Беларуси к фактически за реализует на веб-сайт за президента, он дополненный и сайтами ну правительства, во министерств, он исполкомов к и и других ну органов к власти.
Стадия за 2 к (онлайн-транзакции). на На ну второй к стадии он государственные за услуги за (регистрация к недвижимости во и за земельных к участков, на заполнение о налоговых на деклараций, о подача к заявлений он на на разрешение) к предоставляются он в на онлайн-режиме. о Переход он на во данную к стадию ну позволяет к оптимизировать и бюрократические во и за трудоемкие во процедуры, ну сокращает на масштабы во коррупции на (виртуальный во контакт о с к чиновником к понижает ну его ну возможности к вымогать о взятки). во Реализация во этой к стадии на позволяет он органам о власти он оказывать во услуги о в ну электронной о форме на (e-services) и населению и и о фирмам и 24 во часа за в ну сутки на и он 7 к дней за в и неделю и через к "одно и окно" он (упомянутый он выше ну правительственный за портал).
Стадия во 3 на (участие). и На за третьей и стадии к обеспечивается он участие во общества он в ну госуправлении, о путем к обеспечения к интерактивного за взаимодействия ну граждан он и во фирм и с к политиками он и о чиновниками к на во протяжении во всего о цикла и выработки к государственной он политики на на во всех и уровнях за власти. ну Реализуется к с и помощью к веб-форумов, и на ну которых о обсуждаются и проекты за нормативных к и на законодательных о актов, на аккумулируются и предложения. во Типичный ну пример во веб-форума во организован ну совсем он недавно на в он Беларуси во по во вопросам во белорусской на государственной о идеологии.
1.3 Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства
Развитие ну систем к обеспечения ну удаленного ну доступа он граждан он к он информации о о во деятельности к государственных во органов о на на основе во ИКТ.
В ну целях ну расширения за возможности за удаленного на доступа к граждан он к на информации на о на деятельности на государственных во органов во на о основе и использования за современных за ИКТ о необходимо на обеспечить:
-развитие и ведомственных за Интернет-сайтов, во полноту и и на своевременность за размещения на на к них ну соответствующей ну информации, о удобство и использования, о а и также и доступ ну через во них на к о данным, он содержащимся за в и ведомственных он информационных во системах;