Файл: Мобилизация финансовых ресурсов акционерными обществами (ПАО «АЭРОФЛОТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Оценка формирования и использования финансовых ресурсов акционерного общества на примере ПАО «АЭРОФЛОТ»

2.1. Характеристика деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ»

Публичное акционерное общество «АЭРОФЛОТ» (сокращенно – ПАО «АЭРОФЛОТ») образовано в августе 2002 г. ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»; MCX: AFLT) - крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик России, выполняющий внутренние и международные рейсы из московского аэропорта Шереметьево. Является одной из старейших авиакомпаний в мире, начиная свою историю с 1923 года, являясь полностью государственным предприятием.

После распада СССР компания стала полуприватизированной, так как контрольный пакет акций (51%) находится под контролем государства. С апреля 2006 года Аэрофлот является полноправным членом авиационного альянса SkyTeam. Также Аэрофлот вместе со своими дочерними авиакомпаниями Россия, Донавиа, Аврора, Оренбургские авиалинии и Победа образует один из крупнейших в России авиационных холдингов - Группа «Аэрофлот».

Генеральным директором компании является Савельев В.Г.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- выполнение авиационных перевозок по международным и внутренним авиалиниям на регулярной и чартерной основе в соответствии с действующими международными договорами и лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемых в установленном порядке;

- обслуживание пассажиров, предоставление им различного рода услуг;

- обслуживание грузов отправителей и получателей;

- техническое обслуживание и ремонт воздушных судов;

- продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов;

- издание, оформление и продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов.

В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП). Весь процесс управления полетами воздушных судов автоматизирован в масштабе реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95%) и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира.


Концепция развития Аэрофлота, принятая Советом директоров в 2000 г., определила в качестве стратегической цели построение компании международного класса.

Для достижения этой цели Аэрофлот стремится: укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России; обеспечивать доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров, экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами; предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов; достичь уровня производственных и экономических показателей авиакомпаний, входящих в Ассоциацию европейских авиакомпаний (АЕА); создать эффективную систему отношений внутри компании.

В качестве приоритетных задач компании выступают такие: обеспечение безопасности полетов; повышение качества обслуживания клиентов Аэрофлота на земле и борту воздушных судов; развитие бизнес структуры и организации труда в компании; укрепление финансовых позиций на рынке международных и внутренних авиаперевозок

Парк Аэрофлота состоит из 87 самолетов. Базируется в Москве, аэропорт Шереметьево.

Полеты по зимнему расписанию будут обеспечивать 89 воздушных судов Аэрофлота, в расписании грузовых перевозок на регулярной основе задействованы четыре грузовых самолета DC-10-40F.

Флот авиакомпании постоянно обновляется и пополняется новой отечественной и зарубежной техникой, которая соответствует уровню международных стандартов.

Основные финансовые результаты деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ», согласно данным бухгалтерской отчетности, за 2015-2017 гг., (Приложения 1-3), представлены в таблице 1.

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ»
за 2015-2017 гг.

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение за 2015 / 2017, (+, -)

в млн. руб.

в %

1.Выручка, млн. руб.

366307

427900

446649

80342

21,9

2. Себестоимость, млн. руб.

316357

371563

400269

83912

26,5

3. Валовая прибыль, млн. руб.

49950

56337

46380

-3570

-7,1

4. Коммерческие расходы, млн. руб.

29153

32332

35172

6019

20,6

5. Управленческие расходы, млн. руб.

8840

11136

12742

3902

44,1

6. Прибыль от продаж, млн. руб.

11957

12869

1533

-10424

-87,2

7. Прочие доходы и расходы (сальдо), млн. руб.

5500

29212

33691

28191

512,6

8. Прибыль до налогообложения, млн. руб.

17457

42081

35224

17767

101,8

4. Чистая прибыль отчетного года, млн. руб.

18928

30617

28443

9515

50,3


Сведения таблицы 1 продемонстрировали, что и в 2015-2017 годах ПАО «АЭРОФЛОТ» является коммерчески успешным проектом, получает от своей деятельности значительные суммы прибыли, однако они уменьшаются, что можно оценить отрицательно. Как можно увидеть, за три рассматриваемых года наблюдается:

- повышение суммы выручки от продажи на 80342 млн. руб., или на 21,9%, она стала равной 446649 млн. руб.;

- себестоимость продажи увеличилась на 83912 млн. руб., или на 26,5%, составив 400269 млн. руб. Ее увеличение было в большей степени, чем рост суммы выручки;

- большее повышение суммы себестоимости в сравнении с увеличением суммы выручки привело к тому, что валовая прибыль снизилась на 7,1%, или на 3570 млн. руб., став равной 46380 млн. руб.;

- коммерческие и управленческие расходы возросли соответственно на 20,6% и на 44,1%;

- прибыль от продаж в результате всех изменений снизилась на 87,2%, или на 10424 млн. руб., составив 1533 млн. руб., это отрицательно характеризует результаты основной деятельности предприятия;

- прибыль до налогообложения стала выше в рассматриваемом периоде на 101,8%, или на 17767 млн. руб., составив в 2017 году 35224 млн. руб. Большая сумма прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от продаж вызвана ростом положительного сальдо прочих доходов и расходов по причине больших сумм прочих доходов;

- все изменения финансовых результатов привели к увеличению суммы чистой прибыли ПАО «АЭРОФЛОТ» на 50,3%, или на 9515 млн. руб., она стала равной 28443 млн. руб.

Увеличение суммы чистой прибыли оценивается положительно, так как это приводит к расширенному воспроизводству в экономическом субъекте, влияет на повышение уровня его финансовой устойчивости.

2.2. Анализ финансовых ресурсов АО

Проведем горизонтальный и вертикальный анализ пассива баланса, результаты которого показывают, за счет каких источников финансового обеспечения сформированы активы ПАО «АЭРОФЛОТ», а также отражает состав и структуру капитала (таблица 2). Сведения, представленные в таблице 2, позволяют отметить следующее. В пассиве баланса ПАО «АЭРОФЛОТ», то есть в составе капитала организации, происходили следующие изменения. Сумма собственного капитала ПАО «АЭРОФЛОТ» повысилась за три рассматриваемых года на 70%, или на 32410 млн. руб., и стала равной 78722 млн. руб.

Таблица 2

Анализ пассива баланса ПАО «АЭРОФЛОТ»
за 2015-2017 гг. (на конец периода)


Разделы, группы статей баланса

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение за 2015-2017 годы (±)

млн. руб.

в % к общему итогу баланса

млн. руб.

в % к общему итогу баланса

млн. руб.

в % к общему итогу баланса

млн. руб.

в % к 2015 году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Капитал и резервы:

46312

24,73

69684

39,07

78722

42,67

32410

70,0

- уставный капитал

1111

0,59

1111

0,62

1111

0,60

0

0,0

- переоценка внеоборотных активов

104

0,06

73

0,04

62

0,00

-42

-40,4

- резервный капитал

278

0,15

278

0,16

278

0,15

0

0,0

- нераспределенная прибыль

44820

23,93

68223

38,25

77271

41,88

32451

72,4

Долгосрочные обяза-тельства:

21201

11,32

18544

10,40

11054

5,99

-10147

-47,9

- заемные средства

12581

6,72

7863

4,41

0

0,00

-12581

-100,0

- отложенные налоговые обязательства

640

0,34

589

0,33

551

0,30

-89

-13,9

- оценочные обязательства

391

0,21

1191

0,67

2604

1,41

2213

566,0

- прочие обязательства

7588

4,05

8901

4,99

7899

4,28

311

4,1

Краткосрочные обязате-льства:

119772

63,95

90131

50,53

94730

51,34

-25042

-20,9

- заемные средства

50529

26,98

9309

5,22

0

0,00

-50529

-100,0

- кредитор-ская задол-женность

63445

33,88

68138

38,20

82553

44,74

19108

30,1


Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- доходы будущих периодов

411

0,22

428

0,24

409

0,22

-2

-0,5

- прочие обязательства

5387

2,88

12256

6,87

11768

6,38

6381

118,5

Валюта баланса

187285

100,00

178358

100,0

184506

100,0

-2779

-1,5

Повышение произошло по причине роста нераспределенной прибыли на 72,4%, или на 32451 млн. руб., она стала равной 77271 млн. руб.

При всем этом сумма долгосрочных обязательств также значительна (более 11 млрд. руб.) и представлена отложенными налоговыми обязательствами (они снизились на 89 млн. руб., или на 13,9%), оценочными обязательствами (они возросли на 2213 млн. руб., или на 566%), а также прочими обязательствами (они увеличились на 311 млн. руб., или на 4,1%). Нужно заметить, что долгосрочных займов нет у компании.

Сумма краткосрочных обязательств, представленных в основе своей кредиторской задолженностью, уменьшилась на 25042 млн. руб., или на 20,9%, при этом кредиторская задолженность возросла на 19108 млн. руб., или на 30,1%, и стала равной 82553 млн. руб.

Присутствует значительная сумма прочих обязательств – они возрастают на 6381 млн. руб., или на 118,5%, при этом есть и доходы будущих периодов в размере 409 млн. руб., что меньше на 0,5% показателя за 2015 год, но она не влияет в значимой степени на формирование капитала организации.

Следовательно, можно отметить, что сумма собственного капитала достаточно высока, но не превышает величину заемных средств, что говорит о недостаточной финансовой устойчивости ПАО «АЭРОФЛОТ».

На рисунке 1 представлена структура пассива баланса.

Как видно по данным рисунка 1, в структуре пассивов баланса ПАО «АЭРОФЛОТ» произошли следующие изменения.

Рисунок 1 - Структура пассива баланса ПАО «АЭРОФЛОТ» за 2015-2017 гг. (на конец периода)

Удельный вес собственного капитала составил на конец 2017 года 42,67%, увеличившись в структуре пассива баланса за три года на 17,94%.