Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. В этих условиях важное значение придается социальной защите менее всего защищенных в условиях экономического спада категории граждан – безработным. Лишенные постоянного дохода, безработные граждане более всего ущемлены с социально-экономической точки зрения.

Согласно ст. 37 п. 3 Конституции Российский Федерации: «каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности, а также на защиту от безработицы»[1].

Пособие по безработице является основным способом финансовой поддержки безработных граждан, однако его размер уже на протяжении более восьми лет остается на прежнем крайне низком уровне, не учитывая ни темпы инфляции в стране, ни рост заработных плат и прожиточного минимума. Тем самым, пособие по безработице оказывает дополнительное стимулирование граждан, оказавшихся без постоянного источника доходов, к тому чтобы регистрироваться в органах службы занятости и приступать к активному поиску подходящей для них работы.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие в сфере выплаты социального пособия по безработице.

Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, которые содержат в себе положения, регулирующие механизм признания гражданина безработным и назначения пособия по безработице.

Цель работы заключается в изучении сущности и особенностей признания гражданина безработным и назначения ему пособия по безработице.

В соответствии с целью определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:

1.Изучение понятия и признаков правового статуса безработного;

2 Рассмотрение механизма признания гражданина безработным;

3. Исследования порядка и условий назначения пособия по безработице;

4. Изучение особенностей ответственности за незаконное получение пособия по безработице.

Теоретической основой работы выступили следующих авторов: Ю.В. Черендановой, Е..Л. Фесиной, И.Г. Выговской, С.В. Колобовой, А.С. Тимохиной, П.А. Коропятник, Н.А. Сергомасовой, С.В. Саая, Е.Н. Пшизовой, Т.М. Пономаревой, А.В. Логачевой, С.В. Колобовой, Ю.С. Сергеенко, А.Ю. Гусова, М.Н. Добындо и др.


В методологическую основу данного исследования легли такие методы научного познания как диалектико-материалистический метод, общенаучные методы анализа и синтеза, логические и частно-научные методы – системно-структурный, моделирования, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Структура данного исследования состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Общая характеристика статуса безработного в РФ

1.1 Понятие и признаки статуса безработного

Самым первоочередным для теоретического исследования нашей проблемы, мы должны рассмотреть понятие «безработный», чтобы в дальнейшем рассмотреть в законодательстве Российской Федерации какие гарантия предоставляет наше государство таким гражданам, какая социальная и правовая защита имеется у безработного. Чтобы государство признало человека безработным для начала нужно понять, к какому статусу принадлежит гражданин. Если гражданин не имеет занятости - это еще не означает, что ему присвоят статус безработный. Практика показывает, что всегда были и есть люди, не желающие трудиться. Безусловно, это их право, никто в нашем государстве не может заставить его работать принудительно.

Да такой гражданин является безработным в общеупотребительном смысле, но в законодательном, гражданин должен получить статус безработный, чтобы получать гарантии от государства и правовой и социальной стороны. И этот статус присваивается по определенным критериям. В этом разделе исследовательской работы мы раскроем суть понятия «безработный», и что необходимо гражданину для получения статуса безработного, озвучить его права и обязанности.

Чтобы понять подходит ли лицо к определенным критериям присущие гражданину, способного осуществлять трудовую деятельность мы обратим внимание на главные критерии: трудоспособность, здоровье, возраст. Вот, к примеру, инвалид, не будет считаться трудоспособным, если у него не имеется заключение медико-социальной экспертизы, индивидуальной программы реабилитации, в которых указано, определенна степень возможностей гражданина и рекомендуемый ему режим труда и отдыха[14, c.37].


А молодежь Российской Федерации, граждане, не достигшие трудоспособного возраста - до шестнадцати лет или лица, пенсионного возраста не будут принадлежать к категории граждан, которые могут работать с поддержкой законодательства Российской Федерации. Граждане, которые имеют работу и заработок, но при этом не имеют доходы либо нетрудоспособны. Заработок может быть не только от трудовой деятельности на предприятии или в организации, но и в различных областях [19, c.111].

По российскому законодательству эти граждане не смогут получить статус безработного, в исключительных случаях, если имеются доказательства, что они будучи владельцами ценных бумаг, не получают дивиденды, либо другой аналогичный доход. Готовность к трудовой деятельности - это условие, носящие субъективный характер, которое определяет отношение гражданина к трудовой деятельности и желание работать [20, c.36].

Рассмотрим, такое случай: гражданин, потерявший работу, обращается в органы служб занятости и пытается получить лишь пособие по безработице, а не найти себе рабочую занятость. Этот гражданин пытается многократно отказываться от работы по направлению службами на предприятия, в таком случае безработный может получить ряд наказаний в виде применения определенных санкций к нему, либо отказать в регистрации его для получения выплат. Органы службы занятости населения Российской Федерации осуществляют регистрацию обратившихся граждан, не имеющих заработка и работы, по этапам.

Регистрация первичная реализуется для учета количества безработных граждан среди трудоспособного населения, которые обратились в органы служб занятости по месту жительства, чтобы получить информацию для содействия занятости, без каких-либо документов. Как проходит регистрация граждан, претендующих на получение статуса безработного? Обязательный критерий для регистрации обращение гражданина в органы службы занятости по месту прописки и со дня обращения при наличии личного заявления, в соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации [5]. Место жительство должно соответствовать отметке регистрации в паспорте, либо справкой, которая соответствует требованиям органов внутренних дел [30, c.45].

В практике имеются очень много жалоб на органы служб занятости населения на отказ граждан в регистрации, но данные граждане не имеют регистрацию по месту жительству. Если гражданин длительно зарегистрирован по месту жительству шесть или двенадцать месяцев, это не значит, что гражданин имеет постоянное место проживание, то есть место жительство. Для этого случая есть законодательное подтверждение и основание Определение Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 года, где говорится о правомерности таких ограничений, чтобы исключить злоупотребление правом, выражающее в получении пособия одновременно в нескольких местах [14, c.40].


Документы, которые необходимо предоставить в органы служб занятости, на получение пособия безработного:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

- по необходимости справку 2-НДФЛ. Гражданин, который ищет работу впервые, то есть ранее не работал, не имеет профессии, либо специальности, предоставляет паспорт, или иной документ, подтверждающий личность и регистрацию по месту жительства, второй документ об образовании [23, c. 212].

Категория граждан признанных инвалидами, к данному списку документов предоставляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях трудовой деятельности, либо индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая соответствует установленном у порядку в законодательстве государства.

Органы служб занятости по истечении десяти дневного срока регистрации гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы обязаны предоставить подходящие вакансии, которые включают в себя временную работу или план поиска работы самостоятельно, а те, которые обращаются впервые или не работали вовсе предоставляют варианты занятости: профессиональную подготовку либо временную работу с оплатой [25, c.22].

В соответствии статьей 4 Закона о занятости населения, подходящей работой считается деятельность, хоть и временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника, учитывая уровень профессиональной подготовки, условия по последнему месту работы, обязательно учитываться должно и здоровье работника, доступная транспортная траектория до рабочего места. Исходя из сказанного, можно выделить четыре условия подходящей работы, подробнее рассмотрим их.

Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, определенные квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предъявляются работодателями к работникам [28, c.43].


Второе условие - учет условий последнего места работы. В первую очередь - это вопросы оплаты и охраны труда. Если условия предлагаемого места работы не отвечают нормам по охране труда, то работа не является подходящей. Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации.

Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости ведет поиск вакансий, принимая во внимание, как возраст гражданина, так и его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания.

Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общего транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д. Органы служб занятости населения могут вносить предложения при рассмотрении местных органов самоуправления, чтобы установить максимальную удаленность подходящей работы по отношению к месту жительства лиц предпенсионного возраста, для инвалидов, женщин, которые воспитывают детей дошкольного возраста, родители многодетные и одинокие, которые имеют несовершеннолетних детей [32, c. 23].

Не подходящая работа может считаться та, которая связана с переездом или сменой места жительства будучи, если гражданин не согласен. Возможно, некоторым категориям граждан будет являться работа подходящей, если она хорошо оплачиваемая, даже если она и временная. Также если она не требует определенной подготовки или каких-либо финансовых затрат и соответствие физическим возможностям гражданина и отвечает требованию законов действующих на территории Российской Федерации о трудовой деятельности и статье 4 «О занятости населения в РФ».

Такое правило и распространяется на граждан, нижеперечисленных:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);