Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
Условия, повлекшие за собой выплаты пособия с одновременным снятием с учета:
- признания гражданина занятым;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем [21, c.280].
Далее рассмотрим варианты случаев, при которых могут приостановить выплаты пособия на срок до трех месяцев будет в случаях указанных в таблице 1.
Критерии приостановление выплат пособия по безработице
Таблица 1.
Случаи |
|
1 отказ |
Безработный, на протяжении периода нахождения в статусе отказался от двух и более подходящих вакансий. |
2 отказ |
Безработный по истечении срока обучения или переподготовки, по направлению службы занятости, впервые ищущий работу, после длительного перерыв трудовой деятельности, отказался от участия в общественных оплачиваемых работах. |
Отрицательный проступок |
Явка на перерегистрацию в пьяном состоянии, под воздействием алкогольных или наркотических, либо других одурманивающих веществ. |
Увольнение |
Работник, уволенный с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Возможно и отчисление гражданина, направленного на обучение службами занятости, с места обучения виновные нарушения. Увольнение по п.п. 6-11п.4 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также увольнение за виновные действия, предусмотренными специальными законами для определенных категорий граждан, к примеру, военнослужащие не надлежащее исполнение службы в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе», для госслужащих в соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». |
Нарушения |
Безработный, без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Но служба занятости имеет право устанавливать различные сроки прохождения процедуры перерегистрации гражданина, а также день час посещения службы. В практике можно встретить случаи, когда безработный не явился на перерегистрацию в установленные сроки, за это нарушение безработному приостановили выплаты. Если случай возобновиться то служба может приостановить выплат до трех месяцев. Например, за неявку безработного на перерегистрацию без уважительных причин служба занятости приостановила выплату пособия с 14 июля по 13 сентября. В связи с тем, что безработный 3 августа вновь нарушил срок перерегистрации, служба занятости вправе начиная с 4 августа вновь приостановить ему выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев. |
Прекращение обучения |
Безработный самовольно прекратил обучение, по направлению органов служб занятости. |
В трудовую книжку не будет делаться запись если, на штрафной период безработный провинился и лишился выплат, либо выплаты были приостановлены.
Рассмотрим, на практике как это будет выглядеть, представим, что гражданин Х обратился в органы службы занятости, был до этого уволен с последнего места работы. Основанием для увольнения явился критерий указанный в пункте 6 статье 81 Закона о занятости населения.
Отсюда вытекает логичное действие органов службы занятости и дает право специалистам приостановить выплаты пособия по безработице, даже возможно и с самого начала его назначения:
- Оплачиваемый период безработицы - 6 месяцев по 75% и 60%.
- Без оплаты - оплачиваемый период безработицы - 6 месяцев по 60% и 45%.
- 3 месяца приостановка - 3 месяца, оплата 6 месяцев, перерыв один месяц и оплата 5 месяцев.
Представим в виде схемы сроки перерегистрации, если их нарушил безработный:
Оплачиваемый период безработицы 6 месяцев 75% и 60% Без оплаты 2 месяца, далее - оплачиваемый период безработицы 6 месяцев 60% и 45%. 3 месяца приостановка.оплата за 6 месяцев, затем перерыв 1 месяц и оплата 5 месяцев. Но следует помнить, что эти три месяца не жесткий срок, и сроки могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Органы службы занятости могут установить и срок в месяц, а то и в две недели. Данное правило учитывается в различных ракурсах. В документе есть указания что: «служба занятости имеет право», «по решению службы занятости». Но это не означает, что нужно прибегать к крайним мерам по решению определенных ситуаций. Сумма выплаты пособия может сократиться на двадцать пять процентов в течении одного месяца, если безработный, не имея уважительных причин, не явился на интервью по трудоустройству с потенциальным работодателем в трехдневный срок со дня направления органами службы занятости либо отказался явиться в органы службы занятости без уважительных причин для получения документа - направления на работу или на учебу.
Однако, судебной практикой установлено, что неявка на перерегистрацию по уважительным причинам не может служить основанием лишения пособия по безработице. Так, согласно решению Муравленковского городского судаот 17 апреля 2017 г. по делу № 2-177/2017 прокурор города Муравленко, действуя в интересах Дягилевой Н.Ю., обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Муравленко (далее – ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Муравленко) о признании причин неявки ДД.ММ.ГГ на перерегистрацию в качестве безработной уважительными, отмене приказа о приостановке выплаты пособия по безработице № № от ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности произвести выплату за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>. В обоснование требований указал, что прокуратурой города по обращению Дягилевой Н.Ю. проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения, в ходе которой установлено, что Дягилева Н.Ю. на основании приказа ГКУ ЯНАО «ЦЗН г. Муравленко» от ДД.ММ.ГГ № № состоит на учете в городской службе занятости населения и является получателем пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ. Несмотря на наличие у Дягилевой Н.Ю. уважительной причины неявки ДД.ММ.ГГ на перерегистрацию в качестве безработной , заблаговременно проинформировавшей сотрудников службы занятости населения г. Муравленко и предоставившей оправдательные документы о необходимости выезда ДД.ММ.ГГ в г. <данные изъяты> для прохождения медицинского обследования у врача-<данные изъяты> приказом ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Муравленко от ДД.ММ.ГГ № № выплата ей пособия по безработице была приостановлена с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. После обращения Дягилевой Н.Ю. ДД.ММ.ГГ в прокуратуру города на незаконные действия сотрудников городской службы занятости, приказом указанного органа от ДД.ММ.ГГ № № решение о приостановлении ей выплаты пособия было отменено. В этот же день приказом № № выплата Дягилевой Н.Ю. пособия по безработице была вновь приостановлена с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по причине ее неявки на перерегистрацию ДД.ММ.ГГ. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города ДД.ММ.ГГ в адрес директора ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Муравленко Сасиной Н.Г. было внесено представление с требованием об их устранении, которое было отклонено, мер к устранению допущенных нарушений и отмене незаконного приказа не принималось.
По результатам рассмотрения дела, судом было установлено, что причина неявки ДД.ММ.ГГ Дягилевой Н.Ю. на перерегистрацию в качестве безработной в Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Муравленко была уважительно, в результате чего было решено отменить приказ Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Муравленко № № от ДД.ММ.ГГ о приостановке выплаты Дягилевой Н.Ю. пособия по безработице, а также обязать Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Муравленко выплатить Дягилевой Н.Ю. пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ [11]
Пособие не назначается лицам, находящимся в отпуске по беременности и родам; лицам, покинувшее место постоянного проживания на обучение в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; лица, призванные на военные сборы, привлекшиеся к мероприятиям подготовки к военной службе, либо исполнения обязанностей государству.
Такие периоды не суммируются в общий период получения пособий по безработице, но продлеваются. Если служба занятости принимает какое-либо решение такие как: прекращение выплат или их приостановка, уменьшение суммы пособия, безработный обязательно должен быть проинформирован.
Таким образом, пособие по безработице начисляется, как правило, ежемесячно с момента признания гражданина безработным, при соблюдении гражданином процедуры перерегистрации в установленные сроки. Решение о признании безработным как правило принимается в течение 11 дней с момента предъявления необходимых документов в органы службы занятости населения.
По общему правилу пособие по безработице начисляется в зависимости от среднемесячного заработка:
- в первые три месяца - в размере 75%;
- в следующие три месяца - в размере 60%.
Пособие не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Максимальный срок выплаты пособия по безработице составляет 12 месяцев. В случае несоблюдения гражданином соответствующих условий для получения пособия по безработице, он лишается начисления данного пособия.
2.2 Незаконное получение пособия по безработице
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется минимальный размер оплаты труда и право на защиту от безработицы [1].
Статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного [5].
Цель пособия по безработице заключается в том, чтобы предоставить безработному временный источник средств к существованию, выдаваемый на определенный законом период, который необходим безработному для поиска подходящего места трудоустройства, для стимулирования к активному поиску работы.
Следует учесть, что осуществление гражданином своего права на защиту от безработицы предполагает получение определенного денежного пособия, а с другой также и предполагается исключение шиканы данным правом, в частности посредством получения данного пособия незаконными способами [31, c.103].
Под понятием «незаконное получение пособия по безработице» в данном случае будем понимать получение пособия лицом, являющимся занятым по критериям, установленным статьей 2 Закона о занятости. В соответствии со статьей 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В развитие Закона о занятости принято постановление Правительства РФ № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» [7].
Проведя анализ сложившейся практики органов службы занятости в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что основной причиной незаконного получения пособия по безработице является предоставление в органы службы занятости документов, являющихся недостоверными по своему содержанию.
Для предотвращения получения пособия по безрабоице незаконными способами, п.6 Правил регистрации предусматривает, что органы службы занятости наделены правом направления запросов для подтверждения предоставляемых гражданином документов, их подлинности в целях признания их безработными и начисления соответствующего пособия по безработице в различные государственные и муниципальные органы власти.
Вместе с тем необходимо отметить, что проверка подлинности представленных документов не позволяет установить факт занятости получателя пособия по безработице, поскольку проверка подлинности документа означает проверку действительности соответствующего документа, включая трудовую книжку, однако это не означает проверку актуальности внесения записи в трудовую книжку, а также не позволяет выявить наличие нескольких трудовых книжек и т.д.
Так, при выходе гражданина, незаконно получавшего пособие по безработице, на пенсию органы ПФР РФ выявляют факт наложения периодов осуществления трудовой деятельности и получения пособия по безработице.
На основании данных органов ПФР РФ в последующем органы службы занятости направляют заявление о незаконном получении пособия по безработице в ОВД МВД РФ. ОВД МВД РФ, проведя проверку по факту незаконногополучения пособия по безработице, усматривая признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного преследования. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является тот факт, что с момента совершения преступления в большинстве случаев прошло более 2 лет, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ[2].
Как правило, незаконно полученные пособия по безработице возвращаются в досудебном порядке при незначительных суммах. В последнее время нередки случаи отказа органам службы занятости населения в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в судебном порядке. В качестве оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученных пособий по безработице суды указывают на истечение срока исковой давности, предусмотренного статьей 199 ГК РФ [3].
В соответствии со ст. 196 ГК РФисковая давность устанавливается сроком в три года, начинающего течь со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Таким образом, чтобы установить момент начала течения срока исковой давности необходимо наличие сразу двух условий: лицо знает или должно было знать о нарушении своего права, и лицо должно знать об ответчике, чтобы иметь возможность предъявить свое требование.
Таким образом, органы службы занятости населения узнают о нарушении своего права от органов ПФР РФ, а о надлежащем ответчике от органов МВД. Очевидна необходимость направления органами службы занятости населения запросов в органы ПФР РФ на предмет наличия отчислений на конкретного гражданина с целью выявления сокрытия данных о своей занятости.
Необходимо отметить, что информация о страховом стаже и страховых взносах, исчисляемых и уплачиваемых организациями в ПФР РФ за граждан, содержит их персональные данные. Согласно ст. 7 ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом[4]. Такая же позиция отражена и в судебной практике.