Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

- ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

На тех граждан, которые прошли регистрацию в органах службы занятости для поиска работы, заводится личное дело. В этом деле производятся все записи, если были направления на подходящие предприятия и работу, или направления на переподготовку, переобучение, повышении квалификации, либо иные действия, связанные с трудоустройством, и обязательно все отказы и согласия по поступившим предложениям от работодателя и органов служб занятости [33, c. 167].

Категория граждан, которые даже просто хотят найти работу и просмотреть банк вакансий зарегистрированных предложений работодателей для регистрации их в качестве безработного должны предоставить перечень документов для органов служб занятости, перечислены выше. Если необходимо, по требованию работников органов служб занятости лица, которые ищут работу соответствующую их запросам и интересам, должны предоставить дополнительные документы, в установленном законодательством Российской Федерации порядке [34, c. 45].

При подаче всех перечисленных документов, органы служб занятости должны убедиться в подлинности предоставляемых документов и для соблюдения порядка по законодательству и в установленный срок регистрации граждан в статусе безработного наиболее, чем одиннадцати календарных, а не рабочих дней отсчитывая со дня регистрации гражданина для поиска работы. Проанализировав нормативные документы по занятости и трудоустройству граждан, мы приходим к выводу, что обратившиеся в службу занятости граждане для поиска работы имеют право получить предложения от работодателей через органы служб занятости, получить информацию и помощь в поиске подходящей работы в течение десяти дней со дня их обращения и регистрации в целях поиска вакансий, в соответствии со статьей 3 Закона о занятости населения [22, c.122]. Итак, в соответствии с вышеизложенными документами инвалид должен предоставить индивидуальную программу реабилитации, обязательно с заключения медико-социальной экспертизы.


Бывают случаи в практике, когда гражданин получил отказ в регистрации в качестве безработного, но будет сохраняться у него право на повторное обращение в органы служб занятости для возобновления процедуры регистрации гражданина безработного по истечении месячного срока. Если гражданин получил отказ в регистрации в службах занятости, то органы занятости в свою очередь должны, обосновано проинформировать гражданина о принятом решении либо устно, либо письменно и обязательно отметить в личном деле и причинах и решениях, принятых службами занятости. Гражданин снимается с учета только на основании признания или решения органами служб занятости соответствующего статуса гражданина.

Таким образом, под безработным понимается гражданин, не имеющий ни работы ни постоянного дохода в виде заработной платы, зарегистрированный органами службы занятости населения в соответствующем порядке для поиска подходящей ему работы, находящийся в её постоянном поиске и находящийся в постоянной готовности к ней приступить.

1.2 Механизм признания правового статуса безработного

Правовой статус - это права и обязанности безработного, гарантии социальные и правовые, включающие в себя денежные выплаты в виде пособий, либо компенсация после признания у гражданина статуса безработного.

Категория граждан, которых не могут признать в статусе безработного:

- Лица, которые не достигли шестнадцати летнего возраста, либо лица, которым назначена пенсия, исключением является пенсионеры с третьей группой инвалидности, так как у них сохраняется частичная трудоспособность.

- Лица, которые отказались от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости на протяжении десяти дней. Если гражданин обратился в органы службы занятости, то прописка обязательно должна соответствовать его регистрация по месту жительства, а также принятия положительного решения в статусе безработного в срок одиннадцать рабочих дней, при обязательном наличии всех перечисленных документов, указанных в первой главе нашей исследовательской работы.

Данное положение подтвердилось и судебной практикой. Так, согласно апелляционному определению суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2016 по делу N 33-1257/2016, истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее безработной, назначении ей пособия по безработице, предоставив при этом необходимые документы. Ответчиком был дан истице ответ, что она не может быть признана безработной, так как имеет постоянную регистрацию в другом регионе. Истица полагает, что по приведенным ответчиком основаниям ей не может быть отказано в признании безработной с назначением пособия по безработице. Однако, в удовлетворении требования отказано, поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации [12].


С первого дня обращения начинается отсчет данного срока в органы служб занятости. Гражданин, отказавшийся от вариантов предложенных работ, или по каким-либо своим причинам не явившийся на регистрацию в статусе безработного, может обратиться в службы занятости еще раз, на это у него имеется законодательное право, как гражданина, проживающего на территории российского государства. Но повторное обращение должно быть только после истечения двух календарных недель [26, c.93].

Повторное обращение не лишает гражданина право быть признанным в статусе безработного и соответственно, он может получить все выплаты и помощь в социальных гарантий. Даже если гражданин не захотел устроиться на предложенные подходящие вакансии, он не лишается статуса безработного, но свою очередь органы служб занятости приостанавливают по закону выплаты пособия до трех месяцев, но может и менее на усмотрение специалистов, работающих в службе занятости [17, c. 29]. Чтобы избежать конфликтные и спорные ситуации в законах государственной политике по занятости населения раскрыты и определены понятия, как и подходящей так не неподходящей работы [25, c. 22].

Самый главный критерий определения подходящей работы это когда соблюдены все интересы и возможности гражданина, то есть, профессиональная подготовка, уровень квалификации, стаж работы, физическое состояние человека, комфортное последнее место и условия работы, хорошая транспортная структура к местности, где расположена предлагаемая работа.

Безусловно, критерии отбора подходящей для гражданина работы не может быть единым, потому, что среди трудоспособного населения имеются разные категории граждан. В такие категории могут входить лица, которые впервые приступили к поиску работы, не имеют квалификацию, либо вообще специальности. Сюда же относятся люди, которые не хотят обучаться смежной профессии, либо переподготовке по направлению органов службы занятости, те, которые не повышают свою квалификацию после долгого перерыва в трудовой деятельности более трех лет или уже закончился первый срок признания в статусе безработного. Все эти перечисленные граждане получают вакансии с пониженными требованиями.

Также, им можно сказать, будет работа подходящей: временная; либо общественная, но соответствующая нашему законодательству и не противоречащая охране труда, а также без предварительной на то, профессиональной подготовки.

Что значит соответствующая законодательству, это значит - такая работа учитывает все-таки возраст гражданина, его физическое здоровье, а также психологическое, его особенности, чтобы он не отказался от предложенной подходящей работы. Но на практике, возможно возникновение спора, конфликта, в таком случае спор может быть решен в вышестоящих органах службы занятости населения на территории Российской Федерации, либо в судебном порядке.


Служба занятости должна обязательно учитывать место жительства гражданина, работа будет подходящей, если она в таком случае не подразумевает переезд без данного согласия безработного, если работает, нарушает права по охране труда без соблюдения регламентируемых правил и норм, заработок предлагаемой работы не может быть ниже среднемесячного заработка рабочего за последние месяца два, но встречаются исключения, прописанные в законодательстве [16, c. 78].

При случае, когда работники оформляется, либо обращается на предприятие через органы служб, обе организации и служба занятости и работодатель, должен помочь в приобретении работы. В свою очередь органы служб занятости принимает на себя обязанность найти подходящую работу, и безработный приобретает статус безработного с вытекающими из этого смысла всеми последствиями, то есть социальные и правовые гарантии.

Чтобы гражданин был признан полноценным в статусе безработный, то в первую очередь у него должна быть регистрация по месту жительству, и которая соответствует местонахождению службы занятости, все остальные документы, приведенные в первой главе должен предоставить гражданин из соответствующей категории. К этим же правам безработный имеет возможность и право на консультацию без вложения денежных средств, предоставления для него обучение либо переподготовку по специальности, либо любую информацию консультантами служб занятости, чтобы подобрать себе организацию, условия, режим, место для дальнейшей трудовой деятельности [18, c.276].

И в приоритете при назначении суммы выплат пособия будет, безусловно, исполнение всех обязанностей, предусмотренных законодательством, к тому же компенсация по безработице может вообще приостановиться, при не надлежащем исполнении своих обязанностей, срок может достичь трех календарных месяцев. В случае, когда безработный, находящемся в своем правовом статусе не имеет право отказаться от работы без уважительных на то причин, не пришедший к работодателю по истечении трех дней после выданного направления.

Гарантии и выплата пособий выдаются всем гражданам, которые оказались в трудной без работы ситуации, или оказавшегося под сокращением штата на предприятии, либо те, которые вообще приступают впервые к работе, в силу своих жизненных обстоятельств.

Обязательным должно быть для таких граждан, исполнения им совершеннолетия, то есть возраст, старше шестнадцати лет. Что же касается лиц, достигших возраста пенсионного, либо выслуга лет лишаются права на выплату пособия, так как государство им выплачивает пенсию соответствующую его заработку. Такие граждане не получат правовой статус с вытекающими последствиями на социальные гарантии, так как имеют пенсионное обеспечение от государства.


Глава 2. Практическое регулирование социально-правовой поддержки безработного в форме пособия по безработице

2.1 Порядок и условия назначения пособия по безработице

Основные гарантии социально-правовой поддержки граждан предоставляет Закон РФ «О занятости населения РФ» [5], в котором содержатся нормы гарантий государства право на труд, социальную защиту и компенсацию. Гарантии в первую очередь направлены на защиту прав – права на труд. В новой редакции Закон РФ «О занятости населения в РФ» утвердил конституционное право на защиту от безработицы, независимо от временных рамок проживания на территории РФ.

Ранее в Законе было приписано что права на труд имеют граждане, прожившие на территории РФ более шести и более месяцев. Были исключения гражданам с их семьями, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев. Этот пункт противоречил Конституции РФ ст. 37 [1], где сказано, что право на защиту от безработицы не ограничено необходимостью постоянного проживания на территории страны. Государство дает гарантии своим гражданам на свободу выбора труда, условия, охрану, правовую защиту от увольнения без основания, в том числе отказа при приеме на работу, государство дает гарантии на бесплатную поддержку в поиске работы, трудоустройстве.

Резюмировано и исследовано состояния кадрового потенциала государства показывает серьезные упущения при подготовки высококвалифицированных специалистов, недоразвитость рынка труда и обучающие услуги. Поэтому связь между этими составляющими зависит от уровня профессиональной подготовки. Если уровень подготовки высок, то и гарантий и шансов от безработицы у гражданина больше [26, c.94].

При изложении в новой редакции Закона «О занятости населения в РФ» статьи 23 пункта 3 о круге лиц, пользующиеся таким правом, расширен. Были включены в данную категорию лиц инвалиды, выпускники общеобразовательных учреждений, граждане без опыта работы, не имеющие профессию. Еще одно обстоятельство, граждане имеют возможность пройти профессиональное обучение не по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице, то есть двенадцать месяцев в суммарном исчислении в течение восемнадцати месяцев, а гораздо раньше – по истечении шестимесячного периода безработицы.