Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО «Теплостиль»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Коммерческая деятельность в любом государстве является наиболее распространенной, многочисленной и повсеместно действующей формой предпринимательства. Трудно представить, что может произойти в государстве, в городе или каждой семье при прекращении работы торговой сферы экономики.

Торговая сфера представляет собой комплекс предприятий, организаций, физических лиц, занимающихся торговым предпринимательством, объединяющей основой которого является коммерческая деятельность.

Термин «коммерция» со старонемецкого «коmmerz» означает торговля. Действительно, коммерческая деятельность имеет место в том случае, когда происходит реализация товаров, обеспечивающая удовлетворение покупательского спроса и получение прибыли. При этом следует учесть чрезвычайно важную особенность коммерческой деятельности – ее двойное содержание:

  1. Коммерческая деятельность потребительскими товарами в экономике представлена в форме коммерческого предпринимательства (розничное торговое предприятие или индивидуальные коммерческие предприниматели);
  2. Коммерческая деятельность потребительскими товарами на рынке может быть в форме функционального инструмента предпринимательского образования, например, коммерческая работа промышленного производственного предприятия.

Нередко коммерческую деятельность подменяют маркетинговой деятельностью, которая, как известно, также способствует реализации товаров на рынке. Разница заключается в содержании самих терминов. Под коммерческой деятельностью подразумевается в целом торговая деятельность, начиная с процесса оптовой закупки товаров, доведения их до места реализации и заканчивая процессом реализации товаров, способствующих удовлетворению спроса и получению прибыли. Тогда как маркетинговая деятельность, от самого слова «маркетинг» означает, в дословном переводе, рынковедение, т.е. решение только тех проблем, которые обеспечивают успешное предложение товаров на рынке, как правило, производственными предприятиями.

Достаточно обратиться к слоганам коммерции и маркетинга, чтобы понять разницу между этими видами профессиональной деятельности.

Слоган маркетинга: «Производим то, что реализуется на рынке». Слоган коммерции: «Продадим любой товар».

Коммерческая деятельность, по существу, является профильной или базовой функциональной деятельностью в коммерческом предпринимательстве.

В конечном итоге результаты работы любого розничного или оптового торгового предприятия определяются последствиями организации коммерческой работы. Развитие индивидуального коммерческого предпринимательства в период постсоветского государственного строительства в России, к сожалению, способствовало примитивизации коммерческой деятельности, возврату ее организации к временам до рыночной экономики. Понятно, что в течение транзитной экономики в стране должны произойти столь существенные преобразования, результаты которых будут основой современной профессиональной организации коммерческой деятельности, признаки которой мы наблюдаем в России в работе сети магазинов предприятия ООО «Теплостиль».


Цель работы: выполнить анализ и разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности конкретного предприятия.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть теоретические и методологические основы анализа коммерческой деятельности предприятия;

• выполнить анализ коммерческой деятельности ООО «Теплостиль»;

• определить основные направления совершенствования коммерческой деятельности ООО «Теплостиль».

В процессе работы применялись следующие методы:

• теоретические – анализ литературы по теме работы, обобщение и классификация данных;

• эмпирические – вертикальный и горизонтальный анализ,

• коэффициентные методы анализа, графические методы анализа, математическая обработка данных.

Объект работы – ООО «Теплостиль».

Предмет работы – коммерческая деятельность ООО «Теплостиль».

В результате исследования были определены основные направления совершенствования коммерческой деятельности ООО «Теплостиль».

Теоретической основой работы являются работы ученых экономистов в сфере экономики и анализа деятельности торгового предприятия, коммерческой деятельности, а именно Аникина Б.А., Брагина Л.А., Виноградовой С.Н., Иванова Г.Г., Уварова С.А., Памбухчиянц О.В., Панкратова Ф.Г., Пигуновой О.В., Половцевой Ф.П., Синяквой И.М., Щетининой Е.Д. Информационную базу работы составили законодательные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы, а также показатели торгово-финансовой деятельности предприятия ООО «Теплостиль».

Данным источникам можно доверять, поскольку литературы изданы серьезными издательствами.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий


Предприятия розничной торговли можно разделить на два основных типа – это специализированные магазины и магазины смешанного типа. 

В первом случае магазин торгует одной группой товаров или дополняющими группами (например, магазины могут специализироваться на деликатесах, шляпках, винах, табаке, чае и других подобных группах товаров). Во втором случае в магазине представлены различные группы товаров, которые охватывают все потребности покупателя: бытовая техника и электроника соседствует с продуктами питания, книгопечатной продукцией и бытовой химией. 

Магазины смешанного типа, как правило, более сложны с точки зрения управления ассортиментом, организации хранения товаров, они нуждаются в больших площадях, чем специализированные магазины.

В действительности, создать четкую классификацию предприятий торговли очень сложно, так как для этого требуется соотнести огромное количество параметров. Конечно, можно классифицировать магазины только по основным параметрам, таким как размер и расположение. Но тогда многие магазины будут попадать одновременно в несколько категорий.

Магазины можно классифицировать следующим образом.

  1. По размеру: исходя из количества квадратных метров, магазин можно отнести к категории гипермаркетов, бутиков, супермаркетов, киосков (классификация от большего к меньшему).
  2. По расположению: в пригороде, в центре города, в спальном районе и т.п.
  3. По торговой стратегии: то есть, каким образом продавец отбирает свой товар и обозначает ценовую политику – «дискаунтер», «аутлет» или премиальный магазин. Также можно посмотреть на набор товаров в магазине: ограниченный (узкий ассортимент) по сниженным ценам, широкий ассортимент, сбалансированный.
  4. По потребителю: на кого ориентирован магазин – на средний класс, бомонд или малообеспеченных граждан. Для данного варианта классификации очень важно понимать демографию района, в котором магазин расположен – пол, возраст, достаток живущих в зоне охвата магазина людей.

Исходя из классификации магазина, можно определить стратегию его развития или, наоборот, исходя из стратегии, расположения, размера, товарной политики и покупателей, можно классифицировать магазин. То есть, думая о своем будущем магазине и рассматривая схему, можно решить, что это будет, например, бутик. Далее следует задуматься о том, кто в него придет за покупками, и где он будет расположен.

Следует обратить внимание и на предоставление дополнительных услуг покупателям. Торговля услугами – тоже торговля, пусть и не розничная в прямом смысле этого слова. Именно поэтому многие супермаркеты (и все гипермаркеты) отдают часть своей площади (уже после кассовой зоны) под размещение пунктов продажи услуг – оплата мобильной связи, туристические агентства, химчистки. Разумеется, что услуги можно продавать не только в супермаркете, и схема получения прибыли и создание дополнительной выгоды для покупателя может быть иной. Если в супермаркете подобное - это субаренда, то в бутиках (премиум-сегмент) готовой одежды часто можно встретить предложение услуг портного, который с удовольствием, бесплатно (стоимость услуги уже включена в стоимость товара) подошьёт брюки в собственном ателье, которое владелец бутика организовал именно для этого.


Осуществляя свои функции, торговые структуры обеспечивают:

      • развитие производства путем оптимизации коммерческой работы по заключению долгосрочных договоров, единовременных заказов на производство, фьючерсных контрактов и поставку товаров и т. д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции; в совершенствование складского и транспортного обеспечения торгово-производственных процессов на основе развития логистических принципов взаимодействия;
      • денежное распределение через развитие финансово-кредитной системы, установление соотношения и уровня цен на товары на основе балансировки спроса и предложения;
      • удовлетворение комплекса потребностей покупателей за счет применения постоянно развивающихся методов и форм торгового обслуживания, реализации эффективных логистических и маркетинговых (рекламных) мероприятий.

Масштабы той или иной торговой организации оказывают определяющее влияние на ее деятельность. Необходимо знать экономические недостатки и преимущества различных по размеру структур, а также учитывать взаимосвязь развития бизнеса, его логистизации и выработки эффективной рыночной стратегии, исходя из масштабов функционирования.

Крупные торговые компании с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный имущественный и финансово- экономический потенциал, относительно низкие издержки обращения, высокий уровень конкурентоспособности. Они могут проводить углубленные маркетинговые исследования, рекламные кампании, иметь широкую торговую сеть для логистической реализации товаров, осуществлять собственную ценовую политику и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в хозяйственной среде. Более того, они достаточно инертны в развитии экономической стратегии, отличаются громоздким управленческим аппаратом, а материальные стимулы работников не всегда связаны с конечными результатами.

Средние торговые организации действуют, как правило, в рамках сравнительно узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Товары средних организаций обладают уникальными характеристиками, ориентированными на круг постоянных потребителей. Это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Коммерческая активность здесь как правило выше, чем в крупных компаниях, так как требуется совершенствование торгово-технологического процесса и постоянный поиск новых идей. Но вместе с тем отсутствует возможность быстро перестраивать деятельность на другие товары, поскольку незначителен выбор ассортимента. Существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау.


Мелкие торговые звенья приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить средние и крупные организации. Для таких структур характерны: работа на местный рынок; простота в организации товародвижения и учета; высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, ассортимента товаров, профиля; незначительные управленческие расходы; более экономное использование ресурсов; высокая скорость оборота капитала; заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности.

Однако стоит отметить, что небольшие организации в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов: им труднее наладить рекламу, получить кредит; требуется больше средств на изучение рынка, получение необходимой научно-технической и коммерческой информации; сложнее проводить независимую ценовую политику. Без помощи государства или мощного делового партнера малым предприятиям трудно конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, ассортиментом и качеством продукции. По мере укрепления рыночных отношений и расширения сферы частного бизнеса в России постепенно формируется законодательная база по поддержке и развитию малого бизнеса, по предоставлению им налоговых льгот.

По характеру местонахождения различают структуры: расположенные на транспортных магистралях; в местах общегородского значения; вокзалах; жилой зоне; в центральном деловом районе; центре микрорайона; районном торговом центре; местах отдыха и т. д.

В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют предприятия для женщин, детей, молодежи, а также тематические предприятия, отражающие интересы покупателей («Садовод», «Автолюбитель», и т.п.).

В последние годы в качестве комплексной характеристики розничных торговых структур используется такое понятие, как «формат торговли». Формат включает совокупность параметров, определяющих принадлежность торгового предприятия (как независимого, так и сетевого) к одному из распространенных в мировой практике видов. В состав форматообразующих характеристик можно включить: площадь торгового зала; площадь складских, офисных помещений, вспомогательных; количество расчетно- кассовых узлов; присутствующие в ассортименте категории товара, ширину ассортимента; долю товара, производимого специально для данной организации («марки продавца»); форму обслуживания (самообслуживание и традиционно «через прилавок»); количество позиций в категориях, глубину ассортимента, наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора); часы работы; предоставляемый сервис; списочное количество персонала; оборот за год, месяц, день; среднее количество покупок в день; оборот с единицы площади; уровень цен на базовые позиции ассортимента. [3, ст. 37]