Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО «Теплостиль»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип честности и порядочности в работе изначально в торговле, в торговом предпринимательстве был основополагающим. Оформление торговых сделок контрактами (письменными обязательствами) практиковалось издревле. Однако большинство сделок заключалось на основе устной договоренности, поскольку лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, осознавали то, что без честности и порядочности во взаимоотношениях в работе у коммерсанта нет никаких перспектив. С другой стороны, такие моральные качества, как честность и порядочность, если они не сложились, то никакими контрактами сформировать их невозможно. Действительно, по мнению многих зарубежных предпринимателей, одним из факторов, сдерживающих формирование взаимоотношений с отечественными предпринимателями, они называли отсутствие честности и порядочности в делах с нашей стороны.

Принцип материальной ответственности. При нарушении отдельных условий, например, контракта с поставщиками, в процессе коммерческой работы предприятие несет материальную ответственность, которая может быть в форме штрафа, пени, неустойки и др. Материальная ответственность является инструментом предупреждения или ценой невыполнения коммерческим предпринимателем обязательств перед деловыми партнерами, государством и покупателями товаров.

Нарушения правил и условий коммерческой работы неизбежно приводит к моральной ответственности. Моральная ответственность заключается в том, что коммерсант обязан обеспечить соответствие работы предприятия торговой марке, рекламе, пропаганде предприятия, спросу покупателей. В противном случае предприятие теряет своих покупателей. Очевидно, что в пределах моральной и материальной ответственности за нарушения условий и порядка коммерческой работы действует множество методов воздействия. Однако всякое нарушение не в интересах предприятия не столько результатами морального, материального воздействия, сколько неизбежными потерями покупателей, реализации товаров и дохода.

Коммерческая деятельность требует серьезных знаний в области финансов, права, потребительских свойств товаров, ценообразования и других областях, что позволяет обоснованно решать проблемы коммерции. Одновременно коммерсант должен знать рынок, товарные источники, обладать интуицией, уметь рисковать, принимать нестандартные решения. Поэтому, что совершенно очевидно, коммерческой работой должны заниматься профессионалы, обладающие соответствующими знаниями, качествами, навыками и опытом, способные эффективно выполнять операции коммерческого профиля. Есть интересная и познавательная восточная история о купце и его двух помощниках (опытного и молодого). История про закупку шелка, доставленного в город караваном. Молодой помощник многократно бегал между караван-сараем и домом купца, уточняя с хозяином партии шелка и согласовывая с собственным хозяином: ассортимент партии товара, затем его цену, затем объем закупки, затем возможности снижения цены и еще несколько раз. Опытный помощник, тем временем, одним приемом и на выгодных условиях закупил всю партию шелка и начал его продажу в лавке купца. Тем и отличается профессионализм в коммерческой работе. Кстати, именно профессионализма в коммерческой деятельности не хватает нашим предпринимателям в торговле.


1.3 Понятие, функции и задачи коммерческого отдела в торговой организации

Коммерческий отдел - отвечающий за организацию управления экономическими потоковыми системами в сфере товарного обращения.

Коммерческой деятельностью можно признать все покупки товаров, совершаемые в целях их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, кондиций, качества, или даже просто в целях сдачи их в аренду, напрокат [5, с. 72]

Коммерческим можно назвать предприятие, деятельность которого состоит как в добыче (извлечении), производстве, так и просто покупке и последующей продаже (в обмен на деньги или другие товары) с целью получения в конечном итоге дохода (выгоды, прибыли).

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли [24, с. 14].

В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них:

      • коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В.И. Даля);
      • коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

• коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;

• коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

• коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

• коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно- материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.


Термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществления купли- продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции [5, с. 39].

В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

      • соблюдение действующего законодательства;
      • высокая культура обслуживания покупателей;
      • оптимальность коммерческих решений;
      • доходность, прибыльность.

Переход от административно-командной системы к рыночной системе хозяйствования потребовал перестройки коммерческой деятельности. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых агентов, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств [6, с. 44].

Коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности, чему, в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы [7, с. 147].

Коммерческие службы предприятий должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков.


Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и т.д. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации. Реформирование в торговле и переориентацию торговых предприятий на коммерческую деятельность следует осуществлять с учетом ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие экономические перемены, особенности переходного периода обусловливают новые, отличные от прежних менталитет и покупательное поведение россиян. Во-вторых, все элементы макро- и микросистемы должны работать как единый и слаженный механизм, обеспечивающий становление и развитие торговых предприятий, действующих в новых условиях хозяйствования. В-третьих, рыночные преобразования в торговле необходимо проводить в соответствии с экономическими принципами рыночной системы, утвердившимися в мировой практике [9, с. 54].

Вывод по главе 1: Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТЕПЛОСТИЛЬ»

2.1 Характеристика организации

Предприятие ООО «Теплостиль» зарегистрировано в 2007 году, оно является юридическим лицом, имеющим организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, самостоятельный баланс, собственное имущество, расчётный счет в учреждения банка, бланки со своими реквизитами и наименованием, определенное место нахождения.


Реквизиты организации

Юридический адрес: 634009, г. Томск, ул. Большая подгорная, 10 Почтовый адрес: 634009, г. Томск, ул. Октябрьский Взвоз, 1 ИНН/КПП 7017178820/701701001

ОГРН 107 701 70164 05, ОКПО 80065449, ОКВЭД 51.53.21

Р/сч 40702810110030001944 в ПАО БАНК ВТБ в г. Красноярске, г. Красноярск, БИК 040407777

Данная организация создана для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах, роста материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получения прибыли – где прописаны эти цели организации?

ООО «ТЕПЛОСТИЛЬ» представляет собой торгово-розничное предприятие, состоящее из шести розничных магазинов, осуществляющих свою деятельность под торговой маркой «Водяной» на рынке сантехнического, насосного и котельного оборудования.

Организация занимается закупкой и доставкой непродовольственных товаров, а именно, сантехнического, насосного и климатического оборудования, и доставкой их по собственным магазинам «Водяной» и дальнейшей продажей непосредственным потребителям. Компания «Водяной» более 18 лет работает в сфере комплектации, проектирования и монтажа систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

Прибыль поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно. Также, для наиболее полного учета товарооборота используется программа 1С: Торговля и Склад. Организационная структура ООО «ТЕПЛОСТИЛЬ» является довольно простой, несмотря на то, что компания является достаточно крупной если рассматривать ее в рамках региона. В организации работают свыше 310 человек, а именно генеральный директор, коммерческий директор, заместители коммерческого директора, руководители отделов, менеджеры, администраторы, главный бухгалтер, кассиры, продавцы-консультанты и вспомогательный персонал и т.д.

Деятельность Компании началась в 1997 году с открытия специализированного розничного магазина сантехники «Водяной». Немногочисленный персонал Компании занимался одновременно закупкой и продажей товара. Впоследствии менялись условия рынка, а вместе с ними изменялись и расширялись направления деятельности Компании. В 2000 году произошло расширение - были созданы «Отдел продаж» и «Сервисный Центр». Таким образом, Компания «Водяной» не только увеличила свою долю на рынке, но и расширила спектр услуг – помимо продажи качественного сантехнического оборудования, Компания начала оказывать услуги по его проектированию и монтажу. В 2004 году было выделено отдельное направление продаж – продажа промышленного оборудования. На пер. Совпартшкольный, 16 был открыт отдельный офис продаж, где он располагается и по сей день. 2005 год ознаменовался открытием нового подразделения Компании – «Водяной-Инжиниринг», которое было выделено из состава «Сервисного центра». «Водяной-Инжиниринг» был ориентирован на работу с крупными строительными объектами, в то время как «Сервисный Центр» по-прежнему оказывал услуги населению. Также произошло расширение материальной базы организации - были приобретены новые складские и торговые площади, что позволило увеличить объем и ассортимент продукции. В 2007 году было принято решение об освоении нового направления деятельности – обеспечение оборудованием и материалами для монтажа наружных сетей. Был создан «Водяной – Наружные сети», что позволило компании выйти на качественно новый и более высокий уровень и принимать участие в выполнении крупных государственных и муниципальных заказов. В 2009 году было открыто два новых магазина по продаже сантехники «Водяной» в разных районах города