Файл: Страхование и его государственное регулирование (Теоретические основы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования страхового рынка России
1.1 Правовые аспекты регулирования страховой деятельности в России и этапы ее развития
1.2 Классификация, сущность и функции страхования
Глава 2. Анализ страхового рынка Российской Федерации
2.1 Анализ современного состояния страхового рынка России
2.2 Анализ регулирования рынка страхования в России
Введение
Предметом данного исследования является развитие страхового рынка. Сегодня совершенствование страхового бизнеса находится в стадии турбулентности, а данном исследовании будет проведен разбор существующего на сегодняшний день развития страхового рынка в России. Развитый рынок страхования является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики. Значимость существования и развития страхования сложно оспорить. В условиях современной жизни, при ухудшении экологических условий, при росте числа стихийных бедствий и техногенных катастроф и увеличении их масштабов, при обострении политической напряженности в мире - страхование выходит в лидеры среди важнейших инструментов в управлении рисками.
За последние несколько лет увеличился спрос на страховые услуги, в исследовании будут приведены примеры темпа роста на этом рынке. В настоящее время страхование является одним из стратегических факторов эффективного функционирования и успешного развития финансово-хозяйственных отношений в ряде развитых стран.
Объектом исследования является страховой рынок Российской Федерации. Страховой рынок является не только особой социально-экономической средой, но одной из важной составляющей сферы денежных отношений.
Предметом исследования является отношения на рынке страховых услуг.
Целью курсовой работы является анализ правового регулирования и современного состояние страхового рынка.
Задачами исследования являются:
- определение понятия страхования, структуры и функции страхового рынка,
-поэтапное изучение развития страхового рынка,
-проанализируем выявленные проблемы и рассмотрим перспективы развития страхования России.
В настоящий момент тема страхования широко обсуждаема. Пишется много научных работ, статей, в которых рассматриваются проблемы, существующие на страховом рынке, и предлагаются пути решения данных проблем. Но в силу экономической нестабильности России, в данный период времени предлагаемые пути решения не совсем актуальны, проблемы меняются или в основном порождают новые проблемы.
Изначально в исследовании будут рассмотрены правовые аспекты регулирования страховой деятельности в России с этапами развития самой деятельности, затем будут описаны классификация, сущность и функции страхования. В завершении вводной части данной работы будут раскрыты особенности взаимодействия страхового рынка России и мирового рынка страховых услуг на современном этапе. Далее изучим и проанализируем проблемы рынка страхования в Российской Федерации и в итоге рассмотрим перспективы развития страховой отрасли в современной экономической ситуации.
Глава 1. Теоретические основы формирования страхового рынка России
1.1 Правовые аспекты регулирования страховой деятельности в России и этапы ее развития
Страховка заходилась еще в древности, и в настоящее время постоянно сопровождается с частью экономических, правовых и, конечно же, социальных сфер общественной жизни, затрагивающих интересы отдельных лиц, организаций и общества в целом. В.И. Серебровский был одним из первых, кто занялся разработкой теории страхования в России. О происхождении страхования он писал: «первые зачатки страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хамураби (датируется 2000 лет до нашей эры), устанавливавших нечто вроде взаимного страхования караванов вавилонских путешественников от вреда, причиняемого им нападениями разбойников»[1]. Взаимное страхование, как функция религиозного объединения, в древнем Египте помогало родным членам товарищества, которые умерли. Похожие формы регулирования существовали и в древнем Риме. Регулирование осуществлялось по принципу взимания членских взносов и выплат семейного пособия за захоронение умершего члена товарищества.
На сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать, что страхование находится на «стыке» экономики и права (не случайно, что курсы по страхованию читаются как на юридических, так и на экономических факультетах). Связи с общественностью в сфере страхового бизнеса чрезвычайно велики, разнообразны и, как следствие, регулируются законодательством различных отраслей права: конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, административным и даже уголовным кодеком.
Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «О страховании», в ст. 2 закреплено определение страхования как отношения «для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, когда определенные события (страховые события) происходят за счет денежных средств, образованных из страховых премий (страховых премий), выплачиваемых ими»[2]. Это определение имело ряд недостатков, в частности, не включало публичных юридических лиц в участников страховых отношений, а также ограничивало методы формирования страхового фонда только страховыми взносами, не принимая во внимание возможность получения дохода от размещения временно свободных денежных средств. Позднее Федеральный закон № 157-ФЗ от 31 декабря 1997 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О страховании» внес изменения в вышеуказанный закон, и указанное определение было изменено, и закон получил новое название - «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании). Кроме того, Федеральный закон от 31 декабря 1997 года № 157-ФЗ в первоначальной редакции регламентирует порядок заключения и прекращения договоров страхования, прав и обязанностей сторон[3].
Принятие части II Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ Гражданского кодекса Российской Федерации, именуемый Гражданским кодексом), эти вопросы регулируются нормами Гражданского кодекса РФ.
В декабре 1993 года Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием, ст. 7, в которой подтверждается, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и заложила основу для системы обязательного государственного и социального страхования. Нормы Конституции Российской Федерации гарантируют социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей[4].
Нормы административного права устанавливают организационные отношения между государством и государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за страховой деятельностью (с 1 сентября 2013 года эти функции возлагаются на Банк России), между Банком России и федеральными органами исполнительной власти, страховщики. Нормы трудового права регулируют некоторые вопросы, связанные с обязательным социальным страхованием.
Что касается включения в институт страхования норм уголовного права, то необходимо отметить следующее. Согласно позиции Гребенщиков Э., такое объединение невозможно, поскольку нормы уголовного права являются защитными и не могут регулировать общественные отношения. Эта позиция не оправдана, поскольку в общей теории права безопасность признана одним из средств регулирования[5]. В работах Мамедова Н.С. соответствующие нормы уголовного права были включены в Институт страхования[6]. Говоря о регулировании уголовно-правового регулирования страховых отношений, мы не можем не упомянуть недавние изменения. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N° 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен ст. 159.5 «Мошенничество в области страхования».
Ввиду отказа от принципа государственной монополии в сфере страхования, которая доминировала в СССР, была тенденция уменьшить финансовые и правовые аспекты этого учреждения и соответствующего расширения сфер гражданского права и административного регулирования. Согласно пункту 1 ст. 6 Закона о страховании страховщики представляют собой юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке. В правовом регулировании страхования существуют финансовые и юридические аспекты, выявленные в ходе исследования.
В теории финансовое право (как отрасль права) понимается как «совокупность однородного имущества и связанных с ним неимущественных общественных отношений, которые формируются между государством (муниципальным образованием) и другими субъектами в отношении накопления, распределения и использования государственные средства фондов, финансовый контроль и привлечение к ответственности за совершение финансового преступления»[7]. Правовое определение понятия «страхование» закреплено в Законе о страховании. Таким образом, по страхованию необходимо понимать «отношения» по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет сформированных денежных средств страховщиками от уплаченных страховых премий (страховых выплат), а также за счет других средств страховщиков»[8].
В соответствии с Законом о страховании и Гражданским кодексом Российской Федерации страхование может быть разделено на обязательное и добровольное государство, которое устанавливает обязательную форму страхования в случаях, затрагивающих интересы общества в целом, а не только отдельных страховщиков. В этом страховые отношения возникают именно в силу закона.
Чтобы определить секторальный характер правовых отношений, необходимо руководствоваться критериями субъекта и метода правового регулирования, применение которого поможет выявить финансово-правовые аспекты страхования. Применяя такой подход, мы можем выделить следующие финансовые и юридические аспекты страхования.
Во-первых, правовое регулирование отношений в образовании, распределении и использовании средств в системе обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[9], законы об особом страховании: Федеральный закон от 24 июля 1997 г. № 125-ФЗ, 1998 г. «Об обязательном социальном страховании» страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний », Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации на развитие »[10] (далее - Закон о обязательном пенсионном страховании i), Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[11], Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, обязательное медицинское страхование Федерального фонда» (далее - Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды) и другие нормативные правовые акты.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» Администрация системы обязательного социального страхования Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства фондов обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики являются государственными внебюджетными фондами - Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Несомненно, государственные внебюджетные фонды, являющиеся некоммерческими организациями, осуществляют общественную функцию государства. Установление системы обязательного социального страхования в соответствии с возрастом, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях сетей (статья 39 Конституции Российской Федерации). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ бюджеты государственных внебюджетных фондов, включенных в бюджетную систему, утверждаются на следующий финансовый год в форме федеральных законов, которые не являются частью федерального бюджета, Федерации и местных бюджетов; их средства не подлежат изъятию.
Правовые отношения в области обязательного социального страхования регулируются главным образом теоретическим методом с некоторыми элементами одноразового использования. Таким образом, застрахованный лишается возможности уклониться от поведения застрахованного лица. страховая медицинская организация, медицинская организация. Обязательное социальное страхование аналогично обязательному гражданскому страхованию, но последнее предполагает наличие конкурентного рынка услуг, связанных с соответствующими видами страхования, а также может влиять на определенные условия договора страхования. Вклад в обязательное социальное страхование поступает только во внебюджетные фонды.
Таким образом, в экономической литературе нет единого мнения об этимологии слова «страховка». Таким образом, большинство западных филологов согласны с тем, что «страхование» относится к латинскому происхождению и основано на словах «securus» и «sine cura», что означает «беззаботный». Таким образом, страхование отражает защиту и безопасность. На большинстве славянских языков слово «страховка» лежит в основе «страха».