Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Исследование профессиональной мотивации служащих организации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты профессиональной мотивации
1.1. Понятие и значение профессиональной мотивации
1.2. Тенденции развития системы мотивации
2. Исследование профессиональной мотивации служащих организации
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь на теории, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
По тому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля. Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившимся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.
Совершенно очевидно, что связь мотивации и стимулирования труда играет исключительную роль в привлечении, мотивировании и сохранении на предприятии рабочей силы. Эффективная система оплаты и стимулирования труда повышает производительность работников, направляет их деятельность в интересах предприятия, что повышает эффективность использования человеческих ресурсов.[13]
Экономическая эффективность деятельности человека во многом определена целями, которые ими преследуются, в их основе - потребности, интересы и стимулы субъектов труда.
Таким образом, наиболее устойчивой и оптимальной является система мотиваций, базирующаяся на личных, коллективных и общественных интересах работников предприятия. Проблема заключается во взаимоувязке этих интересов в рамках мотивационно-поведенческой системы.
Выводы по главе 1.
Теоретический анализ проблемы профессиональной мотивации позволил сделать вывод о том, что мотивация необходима для создания совокупности обстоятельств, которые побуждают личность к реализации действий, нацеленных на достижение цели.
Функция мотивации состоит в том, что воздействует на трудовой коллектив организации в виде побудительных мотивов к результативной деятельности, социального влияния, коллективных и персональных поощрительных мер.
Мотивация профессиональной деятельности - это действие специальных стимулов, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное исполнение функций, сопряженных с данной профессией.
Используемые в современном управлении системы стимулов довольно различны и имеют зависимость от многообразных обстоятельств как объективного характера, так и от наиболее частных факторов.
2. Исследование профессиональной мотивации служащих организации
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проходило в организации «Optimed».
«Optimed» - оптические медицинские приборы, производитель высокотехнологичного медицинского оборудования со значительным опытом и собственной производственной и проектной базой. Это производитель и поставщик современного медицинского эндоскопического, электронного оборудования и инструментария.
При разработке новых продуктов компания тесно сотрудничает с ведущими представителями медицинского сообщества в России, Европе и Северной Америке.
Специализация «Оптимед» - разработка и выпуск видеоэндоскопии, медицинских приборов, эндоскопического оборудования для урологии, оториноларингологии, гинекологии, проктологии, пульманологии, травматологии, лапароскопии, наборов технических средств медицинской службы и других наименований.
Вся продукция компании сертифицирована и зарегистрирована надлежащим образом в соответствии с законодательством РМ.
Клиники «OPTIMED» специализируются на оказании медицинских услуг в области офтальмологии жителям и гостям Республики.
В клиниках «OPTIMED» уделяют большое внимание своевременному обновлению и модификации лазерных установок, микрохирургических систем, диагностическому оборудованию, внедряют новые технологии и методы, ведь такие усовершенствования существенно расширяют возможности офтальмологов, гарантирует успешный результат.
В диагностическом блоке проводится комплексная диагностика зрения, которая является первым важным шагом на пути к здоровью глаз. Именно диагностика позволяет получить полную информацию о состоянии зрения и выявить большинство глазных заболеваний в самом начале их развития.
Операционный блок занимается исправлением аномалий рефракции — близорукости, дальнозоркости, астигматизма, лечением катаракты, глаукомы и других сложных глазных заболеваний при помощи хирургических вмешательств.
Врачи клиники «OPTIMED» стараются применять не только современные технологии диагностики и лечения глазных заболеваний, но и предоставлять высокое качество медицинских услуг.
Сотрудники стараются каждому пациенту предоставить индивидуальный подход и высокий уровень обслуживания.
В эксперименте приняли участие 13 служащих клиники, в возрасте от 25 до 40 лет.
Цель исследования: изучить особенности профессиональной мотивации служащих организации.
Гипотеза исследования: уровень профессиональной мотивации служащих организации зависит от степени их удовлетворенности трудом.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика групповой мотивации на достижение успеха в деятельности» (Автор: Т.П. Галкина).
2. Методика «Диагностика степени удовлетворённости собственной профессиональной деятельностью» (модифицированная А. В. Литвиновым).
Рассмотрим детальнее используемые методики.
1. Методика «Диагностика групповой мотивации на достижение успеха в деятельности» (Автор: Т.П. Галкина), см. Приложение 1.
Цель методики: изучить групповую мотивацию на достижение успеха в деятельности.
Инструкция следующая: «Перед Вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных). Эти факторы позволяют оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим Вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий бал. Обведите кружочком соответствующую вашим представлениям цифру».
Ключ: Для получения индивидуальных результатов суммируйте все отмеченные баллы. Минимально возможное количество баллов при заполнении теста равняется 25, максимальное - 175.
Критерии оценки:
25 - 48 баллов группа отрицательно мотивирована.
49 - 74 баллов группа слабо мотивирована.
75 - 125 баллов группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности.
126 - 151 баллов группа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности.
152 - 175 баллов группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
2. Методика «Диагностика степени удовлетворённости собственной профессиональной деятельностью» (модифицированная А. В. Литвиновым), см. Приложение 2.
Цель: изучить степень удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью.
Инструкция: «предлагается опросник, который фиксирует степень удовлетворённости собственной профессиональной деятельностью».
Ключ: По каждому пункту определяется показатель степени удовлетворённости по 5-балльной шкале (от 0 до 4 баллов). Затем определяется индекс удовлетворённости. Для этого необходимо сложить показатели по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (10).
Критерии оценки:
Чем ниже общий балл, тем выше степень удовлетворённости своей профессиональной деятельностью.
3,5 - 4,0 – очень низкая степень удовлетворённости;
3,0 –3,4 – пониженная степень удовлетворённости;
2,5 –2,9 – неопределенная степень удовлетворённости;
2,0 – 2,4 – средняя степень удовлетворенности;
1,6 – 1,9 – повышенная степень удовлетворённости;
0 – 1,5 – очень высокая степень удовлетворённости.
Под удовлетворенностью персонала трудом понимается факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда, а также и других факторов, потребностям и запросам сотрудников, т.е. того, что они считают важным.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
В рамках изучения групповой мотивации на достижение успеха в деятельности служащих клиники по методике Т. П. Галкина, были получены данные, которые отражены в Приложении 1.
Анализ полученных результатов, позволил составить следующую таблицу 1.
Таблица 1
Показатели групповой мотивации служащих организации
Групповая мотивация на достижение успеха в деятельности |
Кол-во служащих |
Показатели в % |
Группа положительно мотивирована |
0 |
0 |
Группа в достаточной степени мотивирована |
3 |
23,1 |
Группа недостаточно мотивирована |
7 |
53,8 |
Группа слабо мотивирована |
3 |
23,1 |
Группа отрицательно мотивирована |
0 |
0 |
Как видно из данной таблицы, у 53,8% служащих клиники наблюдается недостаточная мотивация на достижение успеха в деятельности, которая проявляется в низкой сплоченности коллектива, недостаточной активности служащих клиники, отсутствием доверительных отношений с руководителем. Кроме того, зафиксировано наличие стрессов внутри коллектива, отсутствие желания самореализации у сотрудников.
У 23,1% служащих клиники отмечается достаточная степень мотивации на достижение результата в процессе труда, что выражается в отсутствии конфликтных отношений в коллективе, нормальном уровне совместимости служащих, признанием авторитета руководителя.
Также у 23,1% служащих клиники наблюдается слабая мотивация на достижение успеха в деятельности. Об этом свидетельствует очень низкая сплоченность и совместимость коллектива, плохой психологический климат, негативные межличностные отношения.
Служащих клиники с положительной и отрицательной мотивацией на достижение успеха в труде не зафиксировано.
Полученные результаты, для наглядного представления отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели групповой мотивации служащих организации
На рисунке 1 видно, что у большинства служащих клиники наблюдается недостаточная мотивация на достижение успеха в деятельности, которая проявляется в низкой сплоченности коллектива, недостаточной активности служащих клиники, отсутствием доверительных отношений с руководителем. Кроме того, зафиксировано наличие стрессов внутри коллектива, отсутствие желания самореализации у сотрудников.
В процессе изучения степени удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью сотрудников, были получены результаты, которые представлены в Приложении 2.
Качественный анализ показателей позволил составить обобщающую таблицу 2.
Таблица 2
Показатели степени удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью служащих организации
Степень удовлетворенности |
Кол-во служащих |
Показатели в % |
Очень низкая |
0 |
0 |
Пониженная |
1 |
7,7 |
Неопределенная |
2 |
15,4 |
Средняя |
8 |
61,5 |
Повышенная |
2 |
15,4 |
Очень высокая |
0 |
0 |