Файл: Маркетинговые исследования и их использование при анализе деятельности компании.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи маркетинга
1.2 Принципы, методы и концепции управления маркетингом
1.3 Основные этапы в маркетинговом исследовании
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИПЕРМАРКЕТОВ О'КЕЙ
2.1 Товарное предложение фирмы (ассортиментная группа)
2.2 Основные потребители товара и основные рынки сбыта
2.3 Характеристика товара и его жизненный цикл
ВВЕДЕНИЕ
В нынешнее время ни одна компания не имеет возможность ограничиться в собственной деятельности без маркетинговых исследований. При этом независимо от того, сама она увлекается их проведением либо доверяет данную работу агентству, управление фирмы обязано иметь представление о последовательности выполнения исследований. В первоначальном случае это необходимо для правильной организации работы, в другом – с целью контроля.
Любое предприятие функционирует в обстоятельствах сложной, изменчивой маркетинговой среды. Для выживания в данных обстоятельствах предприятию необходимо, чтобы его миссии и товарный ассортимент сохраняли собственную важность для определенных рынков. Следовательно большая часть процветающих компаний время от времени пересматривают собственные целевые, стратегические и тактические установки. Компании применяют концепции маркетинга в качестве единого средства наблюдения за рынком, предоставляющего вероятность вовремя адаптироваться к происходящим в нем изменениям. Всем выше сказанным обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Предметом исследования являются маркетинговые исследования.
Объектом исследования является предприятия ОКЕЙ.
Цель исследования: выявит и дать характеристику основным этапам маркетинговых исследований.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить теоретические аспекты маркетинговых исследований, понятие и сущность маркетинга, цели и задачи маркетинга, принципы и методы, концепции управления маркетингом, рассмотреть маркетинговые исследования предприятия, основные этапы в маркетинговом исследовании, а так же провести маркетинговое исследования гипермаркетов О'КЕЙ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи маркетинга
Мaркeтинг– это оригинaльноe eдинcтво cтрогой нaуки и умeниe эффeктивно рaботaть нa рынкe.
Мaркeтинг – это eдиный комплeкc оргaнизaции производcтвa и cбытa товaрa (уcлуги), нaпрaвлeнный нa выявлeниe и удовлeтворeниe потрeбноcтeй конкрeтной группы потрeбитeлeй c цeлью получeния прибыли.[15,c.252]
Мaркeтинг cрaвнитeльно молодaя нaукa (около cтa лeт), но это нe ознaчaeт, что до признaния дaнной нaуки никто нe иcпользовaл ee мeтоды.
В оcновном это проиcходило нa подcознaтeльном уровнeм: c момeнтa появлeния товaрa и рынкa кaждый торговeц был зaинтeрecовaн в том, чтобы продaть cвой товaр, иcпользуя рaзличныe попытки eго продвижeния (рeклaмa, иccлeдовaниe покупaтeлeй и т.д.). Еcтecтвeнно, это вce было нa примитивном уровнe. И лишь в поcлeдниe дecятилeтия в нaукe упрaвлeния появилоcь новоe, c чeтко обознaчeнными грaницaми, функциями, цeлями, мeтодaми тeчeниe под нaзвaниeм «мaркeтинг». [16,c.203]
Дaнный тeрмин появилcя впeрвыe в нaчaлe ХХ в. в США, a cпуcтя вceго лишь 15 – 20 лeт он проник и нaчaл aктивно иcпользовaтьcя и рaзвивaтьcя во многих cтрaнaх мирa. Своe рaзвитиe мaркeтинг нaчинaeт в 1960–1970 гг., влияниe нa это окaзывaют кaк внeшниe, тaк и внутрeнниe фaкторы:
- возроcший уровeнь жизни;
- увeличeниe чacти рacполaгaeмого доходa;
- повышeниe кaчecтвa прeдоcтaвляeмых уcлуг cоциaльной cфeры;
- рaзвитиe cиcтeм cообщeния (люди aктивно нaчинaют путeшecтвовaть, привозя c cобой нe только новыe товaры, но и новыe потрeбноcти);
- жeлaниe c пользой для ceбя проводить cвоe cвободноe врeмя.[17,c.368]
Маркетинг представляется своеобразной философией производства, которая беспрерывно подчинена рынку, общественно-политическим, финансовым и социальным влияниям. При верном «понимании окружающей среды», умении стремительно откликаться на рыночные изменения, способность принимать гибкость в решении стратегических и тактических вопросов маркетинг имеет возможность становиться фундаментом для долговременной и прибыльной работы любой компании.
В самой сущности маркетинга заложены некоторые определения: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека представляется нужда: нужда в еде, одеже, тепле, защищенности и многое другое, т.е. нужда – это ощущение человеком недостатка чего-либо. А вот нужда, принявшая своеобразную форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, именуется потребностью.
Потребности безграничны, и следовательно человек подбирает только лишь те, которые дают возможность ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.
Маркетинг – это общественная наука, поэтому затрагивает великое множество людей. В силу ряда причин (образование, социальное положение, религиозные убеждения и многое другое) отношение к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. [13,c.424]
С одной стороны, маркетинг – неотъемлемая часть жизни товара, с иной стороны – несет отрицательное восприятие: формирование лишних потребностей, формирует в человеке жадность, «атакует» рекламой с абсолютно всех сторон.
П. Друккер (ученый по вопросам управления) сообщает так: «Цель маркетинга – совершить усилия по сбыту ненужными. Его цель – так отлично познать и осознать покупателя, что товар либо услуга станут четко подходить последнему и реализовать себя сами».[4,c.232]
Из этого совершенно не следует, что действия по сбыту и стимулированию утрачивают собственное значение. Скорее всего, они делаются частью рекламной работы компании по достижению основной миссии – максимизации продаж и прибыли. Из вышесказанного допускается совершить вывод, что маркетинг – это такого рода тип человеческой работы, который ориентирован на удовлетворение человеческих потребностей и необходимостей с помощью обмена.
Итак, главными целями маркетинга представлены следующие:
1. Максимизация может быть высочайшего уровня потребления – компании стараются повысить собственные продажи, максимизировать доход с поддержкой разных методов и способов (вводят моду на собственную продукцию, обозначают стратегию увеличения продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т.е. цель маркетинга – обнаружить имеющиеся потребности и представить предельно допустимый перечень однородного товара. Однако так как степень потребительской удовлетворенности весьма тяжело определить, то и оценить маркетинговую деятельность по данному направленности трудно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы представляется продолжением предыдущей. Проблема в осуществлении предоставленной цели состоит в том, чтобы не сформировать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Несомненно и определенные покупатели при избытке определенных товарных категориях ощущают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны полагать, что присутствие перечня продуктов положительно воздействует на его качество, число, общедоступность, цену, т.е. товар «совершенствуется», а таким образом, потребитель имеет возможность предельно удовлетворить собственные потребности, увеличить качество жизни. Приверженцы данного взгляда подтверждают, что увеличение качества жизни – задача благородная, однако в то же время это качество тяжело определить, благодаря тому что иногда рождаются противоречия.[3,c.139]
Задачи маркетинга:
- исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
- помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
- обеспечение сервисного обслуживания;
- маркетинговые коммуникации;
- исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
- исследование деятельности конкурентов;
- сбыт товара (услуги);
- формирование ассортиментной политики;
- формирование и реализация ценовой политики фирмы;
- формирование стратегии поведения фирмы.[5,c.267]
Общими функциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль.
Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и т.д.
Функции маркетинга – это взаимосвязь видов деятельности.
Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих вдов:
- аналитическая – это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;
- производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;
- сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;
- управленческая: поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в долгосрочном периоде, т.е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;
- контрольная.[1,c.159]
1.2 Принципы, методы и концепции управления маркетингом
Главной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей, что является сущностью данной науки. Отсюда вытекают основные принципы, которые включают:
- достижение конечного оправданного результата деятельности фирмы;
- завладение в долговременном периоде определенной долей рынка;
- эффективная реализация товара;
- выбор эффективной маркетинговой стратегии и политики ценообразования;
- создание товаров рыночной новизны, позволяющих фирме быть рентабельной;
- постоянно проводить исследования рынка с целью изучения спроса для дальнейшего активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей;
- использовать комплексный подход к увязке поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями фирмы;
- поиск новых путей фирмы для повышения эффективности производственной линии, творческой инициативности персонала по внедрению нововведений;
- повышение качества продукции;
- сокращение издержек;
- организовать поставку продукции фирмы в таком объеме, в такое место и время, которое более всего устраивало бы конечного потребителя;
- отслеживать научно-технический прогресс общества;
- добиваться преимуществ в борьбе с конкурентами.[2,c.496]
При осуществлении своей деятельности и достижении поставленных целей фирма может оперировать несколькими методами маркетинга.
- Метод ориентации на продукт, услугу.
Производство хорошего товара (услуги, изделия) – это лишь половина того, что фирма может сделать.
Вторая половина – это доведение продукта до конечного потребителя. И не просто донести информацию, а приложить максимум усилий, чтобы покупатель оценил и захотел его приобрести. Все это намного сложнее сделать, если изделие принципиально новое, не имеющее аналогов. Следовательно, и подходы к маркетинговой деятельности должны быть принципиально новыми. Ведь для совершенно нового товара оказываются непригодными те методы и способы, которыми раньше исследовали рынок.
- Метод ориентации на потребителя.
Данный метод маркетинга предпочтителен для небольших компаний. Смысл метода ориентации на потребителя заключается в том, чтобы найти покупателя, определить, какой товар ему нужен, и удовлетворить эту потребность. Но найти покупателя мало. Главное – выделить из всей массы товаров только тот товар, который данный круг потребителей готов и желает покупать. Находясь в поиске того «единственного товара» лучше всего рассчитывать на свои силы и встречаться лично с потенциальными покупателями, узнавать их вкусы и предпочтения, пожелания и нужды.
- Интегрированный маркетинг.[9,c.284]