Файл: Японская модель менеджмента (Анализ японской модели менеджмента).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Введение
Постановка проблемы. Актуальность темы заключается в том что, персонал выступает главной движущей силой предприятия, которая выступает в качестве трудовых ресурсов и является одновременно связующим звеном между техническими и экономическими факторами производственного процесса; особым составом предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Под управлением персонала понимают совокупность всех управленческих решений и видов деятельности, непосредственно связанных с организацией влияния на людей, работающих на предприятии или учреждении.
Современные концепции систем управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, с другой – на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.
Японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту.
В связи с этим изучение японской модели управления, основных ее принципов, ее корней и истоков, представляет определенный интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских компаний.
В науке управления персоналом исследователи неоднократно обращались к вопросам «японской модели управления персоналом. К числу последних наиболее значительных исследований следует отнести работы таких зарубежных и отечественных специалистов как А. Кибанова, Г. Щекина, В.В. Родченко, С.Е. Пивоварова, А. Егоршина, С. Калининой, П. Журавлева, В. Слинькова, С. Чоудхари, М. Пула, М. Уорнера, Р. Марра и др.
Японская модель управления, которая сформировалась в течение последних десятилетий, имеет выдающихся теоретиков и практиков успешного производства. В трудах Х. Иосихари, К. Мацусити, И. Ка-ору, с. Такамия, И. Маасаки, К. Татеиси, В. Оучи преодолеваются стереотипы мышления присущие западным моделям управления.
Объект исследования: модели менеджмента
Предмет исследования: японская модель менеджмента.
Целью исследования является изучение японской модели менеджмента. Задачи исследования:
1.Изучить понятие и сущность менеджмента
2. Раскрыть особенности современных систем менеджмента
3. Провести анализ японской модели менеджмента.
4.Изучить особенности приятия управленческих решений.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретический анализ модели менеджмента
1.1. Понятие менеджмента
Менеджмент (англ. «management» – управление) – специфический вид деятельности, направленной на достижение определенных предусмотренных целей производственно-хозяйственной организацией (предприятием), которая функционирует в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов[1]. В упрощенном понимании менеджмент – это умение достичь поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В англоязычных странах понятие «менеджмент» трактуют как способ и манеру общения с людьми, власть и искусство руководителя, умение организовать эффективную работу управленческого аппарата, организационное построение системы управления и др.
Отечественные ученые активно приобщаются к исследованию различных аспектов феномена «менеджмент», а также профессиональной подготовки специалистов менеджмента. Анализ научной литературы показывает наличие различных подходов к толкованию понятия «менеджмент». Д. И.Кулинич определяет менеджмент как «управление, руководство, а также как дирекция, администрация "[2].
Н.Коломинский рассматривает менеджмент с психологической точки зрения как деятельность, направленную на создание у других людей (подчиненных, партнеров, других руководителей) таких психологических состояний, качеств, которые способствуют достижению цели управления. С социально–психологической точки зрения – это процесс взаимодействия руководителя с другими людьми, в результате которого обеспечивается их активное и скоординированное участие в достижении цели управления[3].
Все эти определения имеют много общего и акцентируют внимание на тех или иных особенностях менеджмента.
В то же время, как справедливо отмечают ученые, термины «менеджмент», «менеджер» не имеют точного перевода и определения, потому что есть чрезвычайно багатоаспектными и многозначными.
В частности, в словаре английского языка [5, с.368] можно найти много значений термина менеджмент:
1) управление;
2) умение владеть (чем, напр., инструментами, технологиями и др.), умение выполнять определенную работу;
3) отношение к людям;
4) дирекция, штат.
Поэтому толкование понятия «менеджмент» в научной литературе является очень широким. В частности, менеджмент как деятельность по управлению организациями охватывает организацию производства, организацию совместного труда людей, процессы принятия решений, совокупность определенных стадий процесса управления.
В понимании организации управления – это совокупность управленческих подразделений, их функций, иерархии и подчинения органов управления, методов воздействия на объект управления. Менеджментом также считают руководство, которое организует деятельность, представляет организацию во внешней среде и действует от ее имени при контактах с государством, другими субъектами рынка. Менеджмент является и организацией совместного труда сотрудников, трудового коллектива для достижения поставленной цели самым рациональным путем. Процесс принятия решений, то есть разработка и реализация способов выхода из различных производственно-хозяйственных ситуаций, сложившихся внутри организации или за ее пределами, также считается менеджментом. Часто менеджментом называют искусство управления – это деятельность руководителя, которая зависит от его личных качеств организатора, администратора, лидера. Наконец, менеджмент является системой научных знаний, теоретической базой практики управления, которая имеет свой объект, предмет изучения, методы и подходы. На первом этапе становления менеджмента как науки основной задачей был анализ содержания производственной деятельности и ее основных компонентов. Позже было выявлено, что резервы повышения эффективности производства содержатся не только в производственном процессе, но и в процессе управления. В дальнейшем это стало главной предпосылкой возникновения теории менеджмента[4].
Отечественный ученый Ф.Хмель подчеркивает, что существенной особенностью термина «менеджмент» является то, что его преимущественно используют применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Применение понятия «управление» правомерно относительно общей характеристики этого вида человеческой деятельности, а «менеджмент» − относительно содержания, форм и методов конкретного управленческого воздействия на деятельность субъекта рыночных отношений[5].
Менеджмент как управление в условиях рыночной экономики предполагает:
-ориентацию организации на спрос и потребности рынка, конкретных потребителей;
- производство видов продукции(услуг), которые пользуются спросом и могут принести ожидаемую прибыль;
-постоянное стремление к повышению эффективности производства;
-хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений теми, кто отвечает за конечные результаты организации;
-постоянный пересмотр целей и программ в зависимости от ситуации, которая складывается на рынке;
-необходимость использования современной информационной базы с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия оптимальных решений.
Функциональная многогранность менеджмента непосредственно связана с особенностями его экономических, социально-психологических, правовых, организационно-технических аспектов.[6]
− Экономические аспекты менеджмента реализуются в управлении производством, во время которого координируется использование необходимых для эффективного достижения целей материальных и трудовых ресурсов.
− Социально-психологические аспекты проявляются в деятельности определенных лиц относительно направления усилий всего персонала организации на достижение поставленных целей и путей создания руководящей структуры, с помощью которой реализуются отношения между руководством и подчиненными. Особенности такой деятельности зависят от культуры общества, традиций, ценностей и привычек людей.
− Правовые аспекты отражают структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику, законодательство, регулирующее бизнес, трудовые отношения, налоговую политику и тому подобное.
− Организационно-технические аспекты предусматривают рациональную оценку ситуации и отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организация, руководство и контроль за действиями по реализации целей.
Рассмотрим подходы зарубежных ученых относительно толкования понятия «менеджмент».
Анализ зарубежной научной литературы показывает, что значительные наработки в этом плане есть в США. Причем, среди ученых тоже отсутствует единая позиция относительно понимания менеджмента. Понятие «менеджмент» используется в таких значениях : как синоним термина «управление» организацией, видами деятельности; как эквивалент «руководства национальной экономикой» в высших эшелонах администрации; как аналог термина «аппарат управления»[7].
В известной работе Н.Х.Мескон, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект других людей, как область знаний, помогающих осуществить эту функцию, а также в смысле искусства управления, которое проявляется в нестандартности, оригинальности решений, быстрой реакции, импровизации[8].
Позиция американских исследователей Г.Кунца и С. Доннела, которые рассматривают менеджмент как создание эффективной среды для труда людей, действующих в формальных организованных группах. Это – очень простое, но вполне адекватное, по нашему мнению, определение.
Термин «управление» используется в отношении трех основных сфер: управление системами машин, технологическими процессами; управление деятельностью группы, коллектива, который решает определенную задачу; управления процессами, которые происходят в живых организмах[9].
Часто "менеджмент" используется в очень узком значении. Например, существуют существенные различия в магистерских программах в процессе профессиональной подготовки специалистов менеджмента для различных отраслей : «Государственное управление», «Государственная политика и управление», «Бизнес-управление» и др[10].
Сегодня менеджмент в американских научных источниках все чаще рассматривается как сложное социально-экономическое, информационное, организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и наукой с собственными закономерностями и принципами.
Таким образом, можно выделить основные варианты формального определения понятия «менеджмент» в научной литературе США[11]:
-практика выполнения управленческих работ;
-наука(отрасль знаний);
-функция (вид деятельности);
-технология управления; орган (аппарат) управления;
-люди, которые осуществляют управление.
На протяжении последних десятилетий в США значительное распространение получает термин " самоменеджмент "(»самоуправление").
На основе основных задач, функций менеджмента в американской литературе выделяют его виды: производственный. инновационный, кадровый, информационный, финансовый, налоговый, международный и др..
Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностикой ситуаций, определению основных задач, тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее адекватных требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который был бы наиболее эффективным[12].