Файл: Эффективность менеджмента организации (ООО СК «СОФИС-М»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность управления организацией
1.2. Функции управления и их характеристика
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО СК «СОФИС-М»
2.1. Общая характеристика ООО СК «СОФИС-М»
2.2. Исследование организационной структуры управления ООО СК «СОФИС-М»
2.3. Оценка управленческой деятельности компании
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО СК «СОФИС-М»
3.1. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях рыночной конкуренции и меняющихся внешних условий функционирования предприятий возрастает роль эффективной организации управления. При этом одной из острых проблем современных российских компаний является, с одной стороны, оптимизация системы управления и сокращение издержек на функционирование аппарата управления, а с другой стороны, необходимость наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов за счет совершенствования механизма управления.
Сегодня фактор эффективного функционирования системы управления предприятия становится определяющим в конкурентной борьбе. В современных условиях успешное развитие компании напрямую зависит от успешности использования имеющихся ресурсов, сокращения издержек на управленческую деятельность, в том числе и на основе автоматизации и применения современных информационных технологий. Поэтому для эффективной деятельности предприятия важно грамотно сформировать модель управления организации и осуществлять ее совершенствование по мере развития предприятия и постановки новых стратегических задач.
Степень проработанности изучаемой темы в профессиональной литературе. Данная тема активно обсуждается и широко представлена во многих научных работах, учебных пособиях для студентов, что позволяет почерпнуть всю необходимую справочную информацию, на которую можно ссылаться в процессе написания работы. Существует большое количество периодических журналов, содержащих актуальные сведения о состоянии рыночной среды и особенностей ведения управленческой деятельности в компаниях. Многие авторы, такие как О.С. Виханский А.И. Наумов, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина и др. использовали данную тему в качестве предмета исследования в своих трудах.
Целью работы является анализ организации управленческой деятельности в компании и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом исследования является строительная компания ООО СК «СОФИС-М».
Предмет исследования – существующая организация управленческой деятельности компании.
Для достижения цели работы обозначены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации эффективной управленческой деятельности;
- дать общую характеристику деятельности компании;
- провести исследование организационной структуры управления ООО СК «СОФИС-М»;
- дать оценку управленческой деятельности компании;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления;
- разработать рекомендации по переходу на систему грейдов в оплате труда;
- провести оценку социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций.
В качестве методов исследования использованы: структурный, сравнительный и системный анализ, наблюдение и изучение внутренних документов организации, методы проектного управления и стратегического анализа.
Вопросы организации эффективного управления неизменно привлекают внимание зарубежных и отечественных исследователей. К числу наиболее известных работ в данной области можно отнести труды таких исследователей, как: М. Альберт, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.В. Волынский, П.Ф. Друкер, Р. Каплан, Д.П. Коттер, А.Я. Кибанов, Д. Коллинз, А.И. Наумов, Д. Нортон, В.П. Пугачев, О.Л. Чуланова и др.
Вместе с тем, учитывая своеобразие каждой компании, ее организационной структуры, методов управления, задача совершенствования функций управления остается по-прежнему актуальной и востребованной для проведения детальной и системной оценки. Ужесточение конкурентной борьбы требует повышения эффективности управления.
В связи с тем, между понятиями «управление» и «управленческая деятельность» не все авторы проводят четкие разграничения, и разница практически нивелируется, для изучения были использованы книги, учебные пособия с использованием двух понятий.
Теоретической и методической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, учебная и справочная литература, материалы СМИ и Интернет в области управления организацией и менеджмента, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и локальные акты ООО СК «СОФИС-М».
Научная новизна работы определяется следующими аспектами:
1) систематизацией различных мнений и подходов к пониманию современной модели управления организацией;
2) определением взаимосвязи управления и стратегического развития организации;
3) оценкой возможностей применения компетентностного подхода для совершенствования процесса управления и стратегического развития организации.
Практическая значимость проведенного исследования определятся возможностью применения полученных результатов в деятельности ООО СК «СОФИС-М» для совершенствования управленческой деятельности в целях устойчивого развития компании.
Структурно работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность управления организацией
В современных условиях значительное число компаний, как частных, так и государственных, ставят перед собой задачу сформировать набор среднесрочных и долгосрочных целей, позволяющих максимально эффективно задействовать все ресурсы и обеспечить рост доходности в стратегической перспективе. При этом организацию необходимо рассматривать как целостную структуру управления [16]. В наиболее общем смысле под управлением понимается действие, направленное на достижение цели при оптимальном сочетании критериев времени и конечности используемых ресурсов [21].
Важнейшей составляющей процесса управления выступает формирование управляющего воздействия субъекта управления на объект управления в целях перевода его в новое желаемое состояние (рис. 1).
Рис. 1. Сущность системы управления современной организации [25]
Важно отметить, что сегодня в научной среде сформировалось устойчивое отношение к понятию управления через рассмотрение его как науки и искусства. Как отмечают Г. Кунц и О. Доннел, управление представляет собой искусство. Но при этом как и всякое искусство оно использует лежащее в его основе организованное знание и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата [21].
Важно учитывать, что управление организацией в современных условиях подразумевает сочетание понимания общих научных подходов в области управления и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым конкретные управленческие ситуации отличаются друг от друга.
С позиции выполнения главной цели коммерческой организации, функционирующей в рыночных условиях, управление следует рассматривать как деятельность в целях получения прибыли, в которой используются различные ресурсы: оборудование и технологии, информация, сырье и материалы, финансы, человеческий капитал и др. [16]
Эффективная управленческая деятельность обеспечивает получение прибыли от основной и дополнительной деятельности, оплату труда персонала, окупаемость риска ведения операционной деятельности, создание капитала для будущего развития и осуществление налоговых отчислений государству [14]. Сущность управления предприятием определяется различными составляющими процесса управления:
- определением стратегических приоритетов, миссии и стратегии организации;
- формулированием стратегических целей и видения на определенный период времени;
- формулированием текущих целей и задач на определенный период времени;
- принятием решений в отношении управления имеющимися ресурсами в соответствии со стратегическими (долгосрочная перспектива) и тактическими целями (краткосрочная и среднесрочная перспективы);
- планирование процесса реализации целей и задач;
- прогнозированием результатов деятельности;
- организацией исполнения планов;
- руководством персоналом и мотивацией труда;
- координацией деятельности структурных подразделений;
- осуществлением контрольной функции.
Организационная структура устанавливает:
- отношение власти и области ответственности за принятое решение и его выполнение;
- порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления;
- делегирование полномочий, власти и задач.
Д. Ульрих определяет перечень ключевых индикаторов, которые формируют новые методы развития организации в современных условиях. Они связаны со способностью:
- понимать процессы, проходящие во внешней среде:
- владеть передовыми технологиями управления человеческими ресурсами;
- уметь перестраивать (трансформировать) технологии управления персоналом организации;
- учитывать в своей работе интересы клиентов и поставщиков;
- демонстрировать ответственное поведение, повышая эффективность производственных процессов [27].
Рассмотрение структуры организационных показателей как основы для достижения стратегических целей было предложено Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном под названием «Стратегические карты Нортона – Каплана» [18]. В соответствии с предложенной концепцией, основой деятельности организации являются философия – отвечающая на вопрос, для чего организация существует, и видение – определяющее, каким способом компания достигает стратегических целей и реализует свою философию.
Стратегические цели, по мнению исследователей, должны представлять собой индикаторы, измеряющие степень достижения видения и философии и выраженные в виде конкретных измеримых показателей. В процессе работы ученые определили, что стратегические приоритеты должны формироваться в 4-х плоскостях – финансовые показатели, операционные (производственные) показатели, показатели управления человеческими ресурсами и индикаторами, демонстрирующими уровень клиентских сервисов [16].
Все функции должны быть, по мнению авторов концепции, использованы для постановки целей организации, а исключение даже одной из них негативно скажется на результатах деятельности. Как показывает анализ литературных источников, сегодня система сбалансированных показателей, которую предложили Д. Нортон и Р. Каплан, является основной для многих компаний – как иностранных, так и отечественных.
Существуют и альтернативные подходы в рамках системы управления организационными процессами, но во всех, так или иначе, присутствует кластер управления человеческими ресурсами как один из ключевых движущих факторов развития. В качестве примера можно привести исследование Л. Мейсла, который для определения того, насколько эффективной является организация, использует показатель «Потенциал человеческих ресурсов, инноваций и корпоративной культуры». В сравнении с моделью, предложенной Р. Капланом и Д. Нортоном, Л. Мейсл особое внимание уделяет оценке потенциала персонала (автор концепции предлагает использовать термин «перспектива человеческих ресурсов»). Исследователь также делает акцент на способности организации оценивать результаты деятельности работников.
Интересной также представляется система управления, предложенная К. МакНейр, К. Кросс и Р. Ланч [10], которые рассматривают вопросы роста производительности труда и капитализации сквозь призму управления стратегией и декомпозиции стратегических целей с передачей индикаторов на функциональные уровни. Исследователи предлагают дополнять показателями качества такие факторы, как уровень клиентских сервисов и финансовый результат. Механизм обратной связи в организации при этом должен строиться на системе тотального управления качеством и объединять организацию на всех уровнях управления; каскадирование показателей происходит сверху вниз, а отчетность собирается снизу-вверх.
Авторы концепции «Пирамида эффективности» К. МакНейр, К. Кросс, Р. Ланч также отводят управлению человеческими ресурсами и повышению операционной эффективности важную роль в системе клиентской работы. Особенностью предложенной модели управления является акцент на 2 типа процессов повышения эффективности – внешние и внутренние [22].
Базовой характеристикой, с точки зрения исследователей, является система коммуникации. Ее задача – обеспечить взаимосвязь стратегии с деятельностью сотрудников, при условии, что все элементы организационной структуры имеют индикаторы эффективности и привязаны к экономическим показателям деятельности компании.