Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений (Общая характеристика правоотношений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и структура правоотношений
1.2. Объекты правоотношений: понятие, классификация
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Общая характеристика правоотношений, в которых участвуют сотрудники органов внутренних дел
2.2. Общие объекты правоотношений с участием органов внутренних дел
Одна из наиболее распространенных форм информации - документ.
Большинство документов, используемых в правоохранительных органах, являются уникальными и не могут быть тиражированы[47].
Документы в органах внутренних дел можно классифицировать по различным основаниям:
- по способу документирования - рукописные, печатные и электронные.
- по способу составления - типовые, произвольные и трафаретные (одна часть текста отпечатана заранее, а другая заполняется при оформлении документа).
По характеру оформления - на подлинник, его дубликат, копию.
Документы можно также классифицировать по отраслям права, по субъектам издания, по названию, по месту составления и другим основаниям.
Наиболее важными являются классификации по юридической природе и содержанию документа.
По юридической природе документы делятся на нормативные и правоприменительные акты, другие правоустанавливающие юридические акты (договоры, контракты), документы, не имеющие юридической природы.
В свою очередь, правоприменительные акты подразделяются по характеру воздействия на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные, а по последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.
Такие акты могут иметь не только форму распоряжения, протокола, разрешения, указания, но и запроса в электронный банк данных, который также является обязательным для исполнения.
Рассматривая классификацию документов по содержанию, целесообразно предварительно их разделить на три группы[48]:
1. Внутриорганизационные документы, которые связаны с организацией деятельности самих правоохранительных органов, т.е. со сферой внутреннего управления:
- нормативные (приказы, инструкции и другие, содержащие нормы права);
- распорядительно - организационные (документы, отражающие административно-управленческую деятельность, такие как распоряжения, приказы, и другие акты, имеющие индивидуальный, правоприменительный характер);
- кадровые (о приеме на службу, поощрении, увольнении, личные дела, характеристики);
- справочно-информационные (письма, телеграммы, докладные записки, справки, акты и т.д.).
2. Документы, относящиеся к сфере внешнего управления, т.е. связанные с непосредственным осуществлением правоохранительной деятельности:
- закрепляющие принятие итоговых решений - обвинительное заключение, приказ о наложении дисциплинарного взыскания;
- закрепляющие доказательства - протоколы допросов, обысков, иных следственных действий, протоколы судебных заседаний;
- развивающие процесс или процедуру - постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого;
- реализующие меры государственного принуждения - постановление об избрании меры пресечения, протокол задержания.
К этому виду можно отнести и правоприменительные акты, направляющие деятельность соответствующего правоохранительного органа (например, указание прокурора органу дознания).
3. Документы, содержащие информацию, необходимую для управленческого воздействия:
- предложения, заявления и жалобы граждан;
- материалы средств массовой информации;
- письма, сообщения государственных и негосударственных организаций и др.
Среди этих документов следует особо выделить правоприменительные акты, которые определяется в юридической науке как официальные документы, изданные соответствующими субъектами правоотношений (компетентными органами или должностными лицами) по какому-либо вопросу на основе определенной правовой нормы. Акты применения права призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые. Правоприменительный акт должен соответствовать требованиям, которые установлены законом[49].
Все перечисленные выше документы подлежат обязательному контролю, если в них установлены сроки исполнения или имеются поручения о представлении заключений, предложений, докладов и выполнении (осуществлении) других конкретных мероприятий.
Содержание и форма документов в деятельности органов внутренних дел регламентированы соответствующими статьями уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другими нормативными правовыми актами. Содержанием любого документа является информация, полученная в ходе уголовно-процессуальной, административно - процессуальной и иной деятельности органов внутренних дел.
При рассмотрении документов как объектов правоотношений, формируемых в органах внутренних дел, в качестве единства формы и содержания следует различать две стороны, каждая из которых имеет самостоятельное бытие и требует самостоятельного освещения. Это форма юридического выражения воли указанных органов и форма внешнего, словесно-документального изложения, именуемая юридической техникой.
Любой документ - это единство формы и содержания. Форма и содержание - парные категории, выражающие сущность в данный период времени. Содержание проявляется в формах.
Юридические факты по признаку их документального закрепления могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Известное большинство юридических фактов существует в зафиксированном виде. Однако определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде, например устное распоряжение начальника, устная сделка и др. Юридические факты могут существовать и в латентном виде (определенная часть фактов-правонарушений).
С учетом выше изложенного допустимо сделать следующие выводы.
Безопасность (личности, общества, государства) - один из основных объектов правоотношений, складывающихся в деятельности органов внутренних дел, заслуживающий особого внимания при рассмотрении. Введение данного понятия (безопасность как объект правоотношений) в теорию о правоотношениях позволит решить ряд задач, актуальных для развития российского общества. Обеспечение безопасности требует постоянного контроля и пресечения источников угроз, непрерывного научного осмысления и поиска путей их преодоления. Действия направлены на достижение результата, который приобретает особую значимость в современных условиях реформирования системы МВД России и самым тесным образом связан с требованиями законности и эффективности.
Рассматривая действия, следует отметить, что они оформляются различными видами документов, которые также представляют научный интерес в рамках изучаемого вопроса об объектах правоотношений. При этом особое значение в проведенном исследовании представляет связь формы и содержания различных документов, а также их двойственная роль в правоотношениях в качестве и объекта, и юридического факта.
Двойственной природой обладает такой общий объект правоотношений, как информация. Она всегда образует единство (неразрывную связь) нематериального содержания и материальной формы (ее носителя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования полагаем возможным сформулировать следующие научные выводы.
В ходе исследования правоотношений, их видов, структуры, юридического содержания и с учетом их особенностей, авторами обоснована позиция о том, что правоотношения в деятельности органов внутренних дел следует понимать с учетом возможности их возникновения до появления соответствующих норм права.
С учетом специфики субъектов исследуемых правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, автор предложил рассматривать объект, в связи с правотворчеством, правоприменением и другими формами реализации права.
Проанализировав различные существующие классификации объектов правоотношений, автор определяет классификацию объектов правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, на основе выделения общих и особенных объектов.
При этом общие объекты правоотношений важно рассматривать через материальные и нематериальные блага, направленные на удовлетворение основополагающих потребностей общества. Особенные объекты правоотношений необходимо изучать с учетом современных условий формирования информационного общества и реформирования деятельности органов внутренних дел.
В качестве общих объектов правоотношений особый интерес представляют такие объекты, как безопасность (личности, общества, государства), действия сотрудников органов внутренних дел, информация и документы.
Ключевой характеристикой объекта правоотношений, связанного с действиями сотрудников органов внутренних дел, является результативность, направленная на повышение эффективности их деятельности.
При реформировании системы МВД России проблема результативности как важной характеристики объекта правоотношений, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел, требует проведения дальнейших исследований в сфере общей теории права.
В условиях совершенствования организации управления в органах внутренних дел необходимо уделять внимание повышению правового, нравственного и общеобразовательного уровня сотрудников, их политической зрелости, профессиональному мастерству, в том числе умениям и навыкам работы в сфере информационных технологий, воспитанию чувства ответственности за правильное использование предоставленных им прав и обязанностей.
Права и свободы человека следует рассматривать как основные объекты правоотношений, участниками которых являются сотрудники органов внутренних дел. Указанные объекты заслуживают самостоятельного научного исследования исходя из того, что содержание и форма деятельности органов внутренних дел должны отвечать требованиям законности и эффективности. Два данных понятия находятся в неразрывной связи друг с другом.
Особую роль среди общих объектов правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, играет безопасность (личности, общества и государства). Анализ данного объекта предполагает необходимость разработки гарантий безопасности, как личности, так и государства и общества, которые в значительной степени связаны с изменениями в системе правовых и нравственных ценностей.
В качестве составляющих таких гарантий целесообразно выделить ряд специфических средств, связанных с деятельностью сотрудников органов внутренних дел - оружие, специальные средства, средства связи, информационные системы и банки данных розыскной и ориентирующей информации, служебно-розыскные собаки, автотранспорт и другие средства, которые используются для решения стоящих перед ними задач.
Особый интерес представляет выделение таких актуальных в современных условиях особенных объектов правоотношений, как электронный документ, интегрированные банки данных и сетевые каналы связи.
Проведение дальнейшего исследования объектов правоотношений в деятельности органов внутренних дел предполагает необходимость осуществления анализа сложных проблем, связанных с совершенствованием законодательства, направленного на реформирование системы МВД России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.
- Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматизированной обработкой данных от 28 января 1981 г. ЕТ8-№ 108 - СПб, 1996.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012 № 76-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; Собрание законодательства РФ. 2012. № 25. Ст. 3266.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4322.
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012 № 35-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; Собрание законодательства РФ. 2012. № 18. Ст. 2127.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921.
- Федеральный закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 640.
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от ред. от 03.07.2016г. № 200-ФЗ) «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. ст. 1.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 900.
- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ред. 03 декабря 2012 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч.1). ст. 7020.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 901.